Работа над выразительностью чтения басни Л. Глибова «Лисица-Жалобница»
Во время подготовки к чтению этой басни учителю надо вспомнить с шестиклассниками все сведения о басне. Он подчеркивает, что в баснях приходится встречаться с разнообразными персонажами.
— Какой характер воплощает образ Лисицы в любой басне? (Лицемерие, коварство, хитрость).
— Какая же черта характера наиболее полно раскрывается в этом произведении? (На первое место четко выступает такая черта характера Лисицы, как коварство).
Школьникам дается возможность пересказать басню своими словами, показывая личное отношение к Лисице
Басня не нуждается в подробных объяснениях. Она интересна и потому легко воспринимается учениками. Учитывая это, можно попробовать выяснить коллективно, что же такое басня.
Основные элементы ее ученики называют сами: повествовательный сюжет, короткое стихотворное произведение, под растениями, животными, предметами понимаются люди или явления общества; в баснях часто есть поучительная часть.
— Что такое мораль? С какой целью баснописцы используют ее, где ее
Место в произведении? Суть
Во время подготовки класса к выразительному чтению определяется главная мысль басни (коварство — страшный враг) и главная цель чтения: осудить коварство, лицемерие.
Наслаждение лисицы
В тихой роще Лисичка счастье имела, Как в своем добре жила, гуляла: Никто ее там не пугал, И днем, и вечером там соловей пел, И птички порхали, кукушечка ковала; Везде зеленело, все цвело; Так хорошо, любо там было.
Лицемерка
Лисица так себе говорила: «Вот где по правде можно жить И долюшку хвалить, В добре любиться, всех любить, Никогда зла и несправедливости не совершать!»
Предупреждение
Если бы же то правдонька щербатая не была, То может и в самом деле бы так жила. Раз на калине недалеко, Увидела она гнездышко, — Сидели птички там.
Сочувствие
«Ох, — говорит, — как не грех котам таких маленьких, безвинных не жалеть! И им же хочется на свете жить… Ну, уж коты! Где-то на беду они Уродились, вражьи сыновья: Не только днем, ночью поживу видят, Не видят только, как горюют в мире, плачут…».
Алчных прохиндеев таких Я перевешала бы всех…
Вызвать у слушателей наслаждение от восприятия красоты уютного уголка. Откровенно посмеяться над лицемерием Лисицы. Предостеречь доверчивых от вранья Лисицы.
Еще больше осудить откровенное коварство Лисицы. Настоящее лицо лисицы. Но жалобница что-то сказать еще хотела! Аж птички из гнезда наземь как-то ляп Лисичка сейчас хап и хап: Прехорошенько всех поела.
Как жалобно петь начала, А вон на что свела! Сорвать маску лицемерия, предъявить обвинение, осудить.
«Искреннее» негодование Лисицы Л. Глибов раскрывает в словах: «Если бы же то правдонька щербатая не была, то может, и в самом деле бы так жила».
Язык Лисицы чрезвычайно фальшивый, эмоциональный, активный. Ведь эта хитрюга хочет всех убедить, какая она сердечная, чуткая. И автор подбирает для нее такие слова: «долюшку хвалит», «в добре любиться», «таких маленьких», «безвинных» и т. п.
Учитель подсказывает, что Лисица каждую реплику буквально «возглашает», чтобы ее услышала не только Сова, а и другие жители рощи. И ей казалось, что она достигла цели, но вот на глаза попали птенцы (на которых, возможно, она не раз посматривала), и Лисица с новой силой доказывает свое «переживание» за судьбу других.
Последняя часть. Звучит интонация глубокого негодования против лицемерия Лисицы, которая любит поживиться с чужой беды. И уже ни сладкий монолог, ни «охи» не перекрывают ее настоящей сути.
Чтец будто принуждает всех слушателей по-новому присмотреться к Лисице. Простота и непосредственность чтеца с его откровенно выраженным отрицательным отношением к Лисице является подтверждением мыслей баснописца.
После обработки басни по частям, логического осмысления ее учениками следует прослушать грамзапись басни. Это своеобразный аккорд для окончательного целостного восприятия произведения.