Особенности жанра басни

Басни И. А. Крылова

Урок посвящен особенностям жанра басни и изучению басен И. Крылова. Школьники получают Предварительное домашнее задание : прочитать басни (можно по вариантам, по три-четыре) “Волк и Ягненок”, “Мартышка и Очки”, “Волк на псарне”, “Стрекоза и Муравей”, “Петух и Жемчужное зерно”, “Слон и Моська”, “Квартет”, “Лебедь, Щука и Рак”, “Демьянова уха”, “Свинья под Дубом”, “Кукушка и Петух”; подчеркнуть ставшие крылатыми выражения, сделать закладки.

Класс должен работать

по группам (их может быть три или шесть, в зависимости от количества учеников в классе). Удобнее работать с группами, состоящими из четырех человек. Ребятам предлагается три варианта задания.

I. Особенности жанра басни (Работа по карточкам в группах.)

Общее задание. Сравните басни, написанные тремя разными авторами. Перечислите основные особенности жанра басни.

Карточка № 1

Сравните три басни.

“Ворон и Лисица”. Авторы: Эзоп (примерно VI век до нашей эры), древнегреческий баснописец; Жан де Лафонтен (1621-1695), французский баснописец.

“Ворона и Лисица” русского баснописца Ивана Андреевича

Крылова (1769-1844).

Карточка № 2 (сведения о баснописцах повторяются на всех карточках – А. Г. )

Сравните три басни. Перечислите основные особенности жанра басни.

“Лисица и Виноград” Эзопа, Жана де Лафонтена, Ивана Андреевича Крылова.

Карточка № 3

Сравните три басни. Перечислите основные особенности жанра басни.

Эзоп – “Старик и Смерть”.

Жан де Лафонтен – “Смерть и Бедствующий”.

Иван Андреевич Крылов – “Крестьянин и Смерть”.

Ученики выделяют следующие особенности басен:

1. Часто в басне действуют животные. Этим басня похожа на сказку о животных. Поступки животных напоминают поступки людей.

Иногда в баснях действуют и люди.

2. Басня изображает короткое событие поучительного характера.

3. В басне часто высмеиваются поступки героев.

4. В конце или в начале басни часто бывает мораль. Иногда она только подразумевается.

Учитель. Сравним наши выводы о жанре басни со словарным определением: ” Басня – жанр сатирической поэзии, небольшое произведение, преимущественно стихотворное, нравоучительного характера. В басне аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения.

Введение в басню диалога придает ей оттенок комедийности. В начале басни иногда бывает вступление, подготавливающее читателя к дальнейшему изложению; в конце басни обычно дается краткое резюме, раскрывающее ее замысел и называемое “моралью”… Персонажи басни, помимо людей, чаще всего – животные, птицы, рыбы, насекомые, растения…

Язык басни всегда простой”.

– Что нового мы узнали о басне из определения, приведенного в “Поэтическом словаре”?

Басня – жанр сатирической поэзии. В ней аллегорически (иносказательно, не прямо) изображаются люди и общество. Басня обычно состоит из трех частей: вступления, описания событий и морали.

II. Особенности басен И. Крылова (Работа с текстом по плану.)

1. Определить, чем отличаются друг от друга басни с одним и тем же сюжетом, принадлежащие перу Эзопа, Лафонтена и Крылова.

2. Указать, что в них общего.

3. Подчеркнуть типично русские слова и выражения, пословицы и поговорки в баснях Крылова.

Учитель. На вопрос, почему он пишет именно басни, Крылов ответил: “Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети”. Обратитесь к своим карточкам.

Сравните крыловские басни с баснями Эзопа и Лафонтена, найдите в баснях Крылова народные мотивы.

– Чем отличаются басни Крылова от басен Эзопа и Лафонтена?

В первой карточке представлены басни “Ворона и Лисица” .

Сразу бросается в глаза отличие в названии крыловской басни – “Ворона и Лисица”. Крылов, традиционно изображая Лису хитрой, изворотливой и находчивой, как в народных сказках, делает и Ворону особой женского пола, что позволяет Лисице сделать много комплиментов именно ее красоте. При этом финальный эпитет – Царь-птица – свидетельствует более о внешних достоинствах, нежели о возможностях стать “царем над птицами” (об уме Вороны и Лиса ни разу не вспоминает), как у Эзопа и Лафонтена.

Лексика крыловской басни полна народных выразительных слов и выражений, обращений, поговорок: Все не впрок; взгромоздясь; близехонько; плутовка; голубушка; перушки; носок; светик; в зобу дыханье сперло. Мораль направлена против льстецов, а не против глупцов, как у Эзопа и Лафонтена.

Во второй карточке приведены басни “Лисица и виноград” .

В этой басне Крылова мораль находится не в начале, а в середине текста. Мы встречаем знакомую нам по народным сказкам кумушку Лису, хитрую, но не всегда удачливую. Здесь много народных высказываний, пословиц, поговорок: Кумушка; глаза загорелись; как яхонты; отколь; хоть видит око, да зуб неймет; пробившись попусту; оскомину набьешь. Крыловская басня иллюстрирует пословицу, включенную в текст: “Видит око, да зуб неймет”.

У Эзопа мораль более пространна: бессильный человек винит обстоятельства. Лафонтен, наоборот, осуждает праздные сетования, жалобы – поэтому гордый отказ ему понятней.

В третьей карточке сравниваются басни “Старик и Смерть” .

В тексте Лафонтена приведены сразу две басни и три точки зрения: автора, Мецената и Эзопа. Они несколько отличны друг от друга. Крылов же следует за мыслью Эзопа. В крыловском варианте очень узнаваемы проблемы русского крестьянина: Подушное, боярщина, оброк – все эти социальные беды названы в тексте.

Лексика тоже узнаваема: Валежник; тащился; лачужка; кряхтя и охая; долой; она у нас не за горами, а за плечами; оторопев; вязанку; тошно.

Крыловские обвинения направлены не столько против человека, сколько против всего несправедливого жизненного уклада. Басня Крылова, как и басни его предшественников, носит философский, а не социальный или нравоучительный характер.

III. Герои басен Крылова

Задание. Соединить стрелками героев басен Крылова и те качества и понятия, которые они олицетворяют.

Волк и Ягненок Льстивые друзья

Волк на псарне Неблагодарный человек

Стрекоза и Муравей Несговорчивые друзья

Слон и Моська Несоизмеримость

Лебедь, Щука и Рак Легкомыслие и серьезность

Свинья под Дубом Коварный человек

Кукушка и Петух Хищник и жертва

– Какие человеческие пороки высмеиваются в баснях, которые вы читали дома?

(Глупость, невежество, коварство, легкомыслие, неблагодарность, назойливость, несговорчивость, неумение, эгоизм, льстивость.)

– Какие словосочетания и предложения крыловских басен стали крылатыми выражениями?

(“В сердце льстец всегда отыщет уголок”, “Вороне где-то Бог послал кусочек сыру”, “Спой, светик, не стыдись”, “От радости в зобу дыханье сперло”, “У сильного всегда бессильный виноват”, “Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела; оглянуться не успела, как зима катит в глаза”, “Ты все пела? Это дело: так поди же попляши!”, “Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на слона” и другие.)

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение басни Крылова (на выбор).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Особенности жанра басни