Анализ басни Л. Глибова «Щука» (1858 г.)
Тема : изображение суда (его несправедливость и зависимость от господствующих классов) над Щукой, которая совершала разнообразный вред в пруду его жителям и получила приговор вернуться снова в реку.
Идея: осуждение действий судопроизводства, их легкомысленность, бестолковость, а через образ Лисицы — коварства, хитрости, взяточничества.
Основная мысль: «Как не мудрствуй, а правды нигде Концов нельзя похоронить…».
Судьи обязаны действовать согласно законодательству, а не поддерживать заинтересованное лицо (Лисицу).
Сжато
Хищной Щуке в суде предъявлено обвинение. Она настолько провинилась («того заела в смерть, второго ободрала»), что ее преступление уже нельзя будет прикрыть — «концов нельзя похоронить». И все же Лисица, как адвокат, чтобы помочь хищнику, предложила судьям «вражескую Щуку утопить». Благосклонность Лисицы определена не только сословной солидарностью:
А слух в роще был такой, Что будто щука и зачастую, Как только сделается темненько, Лисицы и шлет — то щупачка, то сотенку карасиков живеньких или линей хорошеньких…
Судьи прислушались к предложению Лисицы
Композиция.
Введение. За преступную деятельность Щуку силком представили к суду. Описание судей.
Тайная связь Щуки и Лисицы.
Основная часть. Судебный процесс над Щукой. Вынесен приговор, действие которого приостановлено.
Окончание. Новый приговор судей по предложению Лисички: «В реке вражескую Щуку утопить!» Что и было выполнено.
Обсуждение содержания басни с вопросами:
— Что вам известно о суде как законодательном органе власти?
— Какой вред был причинен Щукой жителям пруда? («Того заела в смерть, второго ободрала»).
— Каких усилий было приложено для того, чтобы поймать Щуку? Как об этом сказано в произведении?
(Толпой в суд притащили, даже чубы мокрые стали…).
— О чем свидетельствует описание судей? Собственные мысли обоснуйте.
— За что упрекали Лисицу относительно ее тайной связи с Щукой?
(Лисице то шлет — это щупачка, То сотенку карасиков живеньких Или линей хорошеньких).
— Почему Лисица в суде с одной стороны предложила страшное наказание Щуке, а с другой ей помогла?
— Чем объяснить то, что судьи во время вынесения приговора Щуке, послушались Лисицу? Собственные соображения обоснуйте.
— А над кем бы вы осуществили суд в произведении? Свою мысль мотивируйте.
— Что имел в виду Л. Глибов, высказывая следующее: «Как не мудрствуй, а правды нигде нельзя похоронить…?».
— Из-за чего, на ваш взгляд, в басне не указано, кто конкретно подал «бумагу» в суд на Щуку? Личные мысли обоснуйте.
— Чему нас учит эта басня? Чем она актуальна и сегодня?
- Работа над текстом басни Л. Глибова «Щука» Рассказ ведется преимущественно от автора. Главным действующим лицом выступает рассказчик. Весь рассказ пронизан острым остроумным юмором, иронией, иногда сарказмом, в котором проявляется выразительное отношение баснописца к персонажам произведения. И если автор в конце басни дает возможность Лисице сказать несколько слов, то и там комментарии сопровождают ее язык. Т. е. вся нагрузка как в раскрытии сути […]...
- Работа над выразительностью чтения басни Л. Глибова «Лисица-Жалобница» Во время подготовки к чтению этой басни учителю надо вспомнить с шестиклассниками все сведения о басне. Он подчеркивает, что в баснях приходится встречаться с разнообразными персонажами. — Какой характер воплощает образ Лисицы в любой басне? (Лицемерие, коварство, хитрость). — Какая же черта характера наиболее полно раскрывается в этом произведении? (На первое место четко выступает такая […]...
- ЩУКА И. А. КРЫЛОВ (1769-1844) ЩУКА На Щуку подан в суд донос, Что от нее житья в пруде не стало; Улик представлен целый воз, И виноватую, как надлежало, На суд в большой лохани принесли. Судьи невдалеке сбирались; На ближнем их лугу пасли; Однако ж имена в архиве их остались: То были два Осла, Две Клячи старые […]...
- Краткое содержание «Щука» Крылова И. А На Щуку подан в суд донос, Что от нее житья в пруде не стало; Улик представлен целый воз, И виноватую, Как надлежало, На суд в большой лохани принесли. Судьи невдалеке сбирались;На ближнем их лугу Пасли; Однако ж имена в архиве их остались: То были два Осла, Две Клячи старые да два иль три Козла; Для […]...
- Анализ басен «Квартет» и «Лебедь, рак и щука» Басни Крылов И — А — Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ басен «Квартет» и «Лебедь, рак и щука» Басни Крылов И. А. Когда между товарищами нет согласия, на лад, как известно, их дело не пойдет… Однако, «согласие в товарищах» — это не единственное условие успешной деятельности. Каждый из участников проекта должен обладать необходимыми способностями, в противном случае, если слепой ведет слепого […]...
- Юмор и учение в басне Леонида Глебова «Щука» Леонид Глебов один из величайших баснописцев. Он известен нам также как поэт и общественный деятель, тем не менее ценнейший его взнос в украинскую литературу — это юмористические произведения. Одной из известнейших басен Глебова есть (басня «Щука». Она поражает своим красивым языком, яркой иронией, имеет чрезвычайно глубокое содержание. Все образы в этой басне являются аллегорическими. За […]...
- Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни (Крылов И. А.) «Рыбьи пляски» — известнейшая басня. Эта басня дошла до нас в двух вариантах, так как первый ее вариант не пропустила цензура. Хотя второй вариант более отделан, для нас больший интерес представляет первый, «черновой», ибо он в духе всего творчества Крылова и, естественно, «в духе» прогрессивной русской литературы. У первого, «чернового», варианта неблагоприятная для властей развязка. […]...
- И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Сравните мораль в баснях. Все ли басни учат одному и тому же? 1. Прочтите все басни о Вороне и Лисице и сравните их. Можно сравнить две из них — те, которые вам больше понравились. Все эти басни построены на одном сюжете: льстивая Лисица (Лис) хочет обманом добыть то, чем владеет Ворон (Ворона), и ей это удается. И то, что у Эзопа и Лафонтена это Ворон, а у […]...
- Анализ басен «Квартет» и «Лебедь, рак и щука» Иван Андреевич Крылов — великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни. Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически […]...
- Анализ басни Рыбьи пляски Крылова (Крылов И. А.) В басне рассказывается, что Лев, слыша жалобы на богачей, на сильных мира сего и на судей, отправился осматривать свои владения. Вскоре он наткнулся на Мужика, жарившего живьем на сковороде рыб. Тот, отвечая на вопросы Льва (царя), сказал, что он и народ (рыбы) собрались его приветствовать, оттого они и машут головами и хвостами. Лев поверил, лизнул […]...
- Карась-идеалист — М. Е. Салтыков-Щедрин Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». Представ перед Щукой со […]...
- Краткое содержание «Карась идеалист» Салтыков-Щедрин Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь не видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». Представ перед Щукой со […]...
- Карась-идеалист краткое содержание Салтыков-Щедрин М. Е. Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». Представ […]...
- Анализ басни «Мартышка и очки» Крылов в своей басне рассказывает нам про Мартышку, у которой ухудшилось зрение. Она решила помочь себе и обзавестись очками, такими как у людей. Однако она никогда не носила очки, и пользоваться ими она тоже не умела. Когда Очки Попали к ней в руки то Мартышка начала прикладывать их к темени, то вертела их, надевала на […]...
- Краткое изложение Карась-идеалист Салтыков-Щедрин М. Е. Салтыков-Щедрин Карась-идеалист Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь не видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». […]...
- Борьба направлений в литературе и критике 1855-1858 годах Политическая атмосфера, возникшая в России в годы цензурного террора, казалось, устраняла всякие возможности дальнейшего развития идей Белинского. Даже имя Белинского нельзя было произносить. Некрасов — единственный из крупных представителей демократического течения 1840-х годов, остававшийся в литературе, — ценой огромных усилий вел журнал, еще напоминавший о литературной борьбе недавнего прошлого. Особенно трудным для Некрасова обстоятельством являлось […]...
- Анализ басни Крылова Литературоведческий анализ Жанр басни зародился в глубоком прошлом. В этом жанре проявили себя такие великие мастера слова, как Эзоп, Федр, Лафонтен. Из их бессмертных творений черпал вдохновение для своих басен И. А. Крылов, давший произведениям из глубокого прошлого новую жизнь, приблизив их к реалиям современной ему действительности. При этом среди произведений баснописца сравнительно мало обладающих […]...
- Ворона и Лисица (Крылов Иван Андреевич Басни) Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ___ Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: […]...
- Национальная самобытность творчества И. А. Крылова (По басням «Ворона и Лисица», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука») Национальная самобытность творчества И. А. Крылова (По басням «Ворона и Лисица», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука») Национальная самобытность творчества И. А. Крылова (По басням «Ворона и Лисица», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука») 1. Власть хитрости и лести в басне «Ворона и Лисица». 2. Осмеяние напыщенной бездарности в басне «Квартет». 3. Басня «Лебедь, Рак и Щука» […]...
- Мораль басни Осел и ее анализ (Крылов И. А.) [center][/center]Басня 1830 года «Осел» рассказывает об Осле много интересного. Рассмотрим ее Содержание. У крестьянина был Осел. Он так смирно себя вел, что тот не мог им нахвалиться. То есть здесь наш герой выступает почти в своем животном естестве. Он не знатен, не сановит, его никакая Лиса никуда не продвигает, — он просто Осел в подлинности […]...
- Мораль басни Гуси и ее анализ (Крылов И. А.) Басня «Гуси» — одно из центральных произведений всего творчества великого баснописца. В ней его антикрепостнические взгляды нашли свое предельное выражение. Это не осмеяние хвастовства, не сатира на людей, хвастающихся заслугами предков (как склонны думать некоторые ученые),- она выражает самые основы демократической идеологии Крылова и бьет тоже по самым основам идеологии крепостников. Ведь принцип «первородства», родовитости, […]...
- Мораль басни Вороненок и ее анализ (Крылов И. А.) К 1811 году относится «Вороненок» с «моралью», утверждающей некую тривиальную истину: Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Видимо, картина всеобщего, повального государственного воровства и родила эту басню. Отсюда и идут уподобления. Главный вор — вор на троне, Орел. Это он выхватил ягненка из стада, что и «взманило» Вороненка, подбило его на подвиг. […]...
- Мораль басни Волк на псарне и ее анализ (Крылов И. А.) Подлинное прославление Кутузова, его народного гения военного и дипломата, дано Крыловым в басне «Волк на псарне». Это произведение поэта — чудо искусства слова. Здесь торжествует аллегория и как аллегория, т. е. поэтика широкого радиуса действия, и как (при всей условности своей) максимальное приближение к действительности,- в смысле данного конкретного случая. Здесь одержало победу свою и […]...
- Анализ басни «Стрекоза и муравьи» Басня Л. Н. Толстого написана в прозаическом стиле. Герои басни — Муравьи и Стрекоза. Автор представляет нам муравьев как трудолюбивый народ, Стрекоза же изображена лентяйкой, которая любит только развлечения и не думает о завтрашнем дне. По итогам басни каждый герой получает то, что он заработал. Басни И. Хемницера, И. Крылова и Л. Толстого похожи сюжетом […]...
- Мораль басни или Актуальность Басни в современном мире Сочинение по произведениям Эзопа и Ивана Крылова. Основоположником басни считают античного раба-художника Эзопа. Действительно, мудрость его басен настолько глубокая и неисчерпаемая, что на протяжении многих столетий ею пользуются баснописцы. Они создают новую форму для басни, совершенствуют ее, но не считают за нужное изменять ее содержание, которое есть завершенным, а потому вечным. Рассмотрим три басни Эзопа, […]...
- Анализ басни Крылова «Лягушки, просящие царя» Басни И. А. Крылова — это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к «низким» жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера. В басне «Лягушки, просящие царя» героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Аллегория […]...
- Мораль басни Волк и Ягненок и ее анализ (Крылов И. А.) Басня «Волк и Ягненок» относится к ранним. Она написана в 1808 году и вошла в первую книгу, изданную год спустя — в 1809-м. На книгу откликнулся не один литератор. В их числе Жуковский. Но он не удостоил разбора этого, одного из совершеннейших (так полюбившихся читателю) произведений баснописца. Басня начинается с постулата, выраженного в предельно сжатой, […]...
- Мораль басни Мор зверей и ее анализ (Крылов И. А.) Рассмотрим басню «Мор зверей» (1809). Крылов рисует картину страшного опустошения — по лесам ходит смерть, она не щадит никого… Но поэт так выразителен в описании эпидемии. Чувствуется, что на описание мора Крылов бросил все свои силы — здесь краски сгущены до предела. Следовательно, для идеи целого данная картина существенна. Лютейший бич небес, природы ужас — […]...
- Обработка произведения Л. Глибова «Муха и Пчела» (1864-1872) Тема: изображение встречи Мухи и Пчелы, в которой каждая высказала свою жизнь и подвергла критике другую. Идея: прославление трудолюбия, творческого вдохновения, умение рационально использовать время (Пчела); осуждение праздности, безопасности; стремление жить за счет других, удовлетворяя собственные нужды. Основная мысль: уважение имеет тот в обществе, кто работает ради других, приносит пользу, напрасно не тратит времени; бездельники […]...
- Мораль басни Чиж и Еж и ее анализ (Крылов И. А.) В басне «Чиж и Еж» (1814) речь идет о поэзии, ее сущности, ее правде, о воспевании героя, о подлинной героике и подлинном героизме, о великих мира сего, об обязанностях поэта перед жизнью и перед правдой. Басня хитра. В ней Крылов отказался воспевать Александра Первого. Сделал он это тонко и замысловато, но так, чтобы каждый понимал, […]...
- Мораль басни Синица и ее анализ (Крылов И. А.) Одна из ранних басен, басня 1811 года, — «Синица». В ней обличается хвастовство. … делом не сведя конца, Не надобно хвалиться. Такова мораль басни. Она совершенно очевидна. «Море синица не зажгла» — стало крылатой крыловской фразой. Заклейменные и посрамленные хвастуны, вероятно, боятся моря как огня, боятся Крылова, избегают встречи с синицами — двойниками своими. Синица, […]...
- Жизнь и творчество Л. Глибова (материал для сочинения) Леонид Иванович Глибов (1827-1893). Давно когда-то мимо старинного Седнева, который неподалеку от Чернигова, проезжал один мужчина. Остановился и долго любовался замечательным видом, который открылся его глазам. Забрался на зеленую гору — и перед ним появилась широкая долина, посреди которой серебряной лентой протянулась речушка Снов. Грустно наклонили свои ветки замечтавшиеся вербы. Подперев рукой щеку, мужчина стоял […]...
- Мораль басни Сочинитель и Разбойник и ее анализ (Крылов И. А.) На опыте Крылова русский писатель учился и тому, как надо писать, и тому, как писать не надо. Учился быть верным жизненной правде. В басне «Сочинитель и Разбойник» осуждается Сочинитель на страшные муки — вечно гореть в геенне огненной. Удались обвинения в адрес писателя. Они дышат гневом и злобой. Совершенно очевидно, что Крылов знал, о чем […]...
- Почему мне нравятся Басни И. А. Крылова С детства мы знаем басни Крылова. Понятные, легкие, мудрые стихи западают в душу. Нравоучение — а оно в басне присутствует обязательно — понемногу усваивается, и сила его воздействия огромна. Басни учат быть честным, любить Отечество, трудиться для блага людей, помогать слабым, не лгать, не завидовать. Они предостерегают от дурных поступков и подсказывают хорошие. Басенные звери […]...
- Мораль басни Лев и ее анализ (Крылов И. А.) Обратимся к басне 1830 года. Ее название «Лев». Просто «Лев», без «и». Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая […]...
- Анализ басни Крылова «Обоз» Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года. Автор использует характерный для басни прием — аллегорию, то есть иносказание. Такова басня «Обоз». Из истории известно, что полководец М. И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных […]...
- Мораль басни Обоз и ее анализ (Крылов И. А.) «Обоз», как известно,- выступление в защиту стратегии и тактики Кутузова в ведении войны. Тактики, кроме всего прочего, гуманной. Фельдмаршал берег солдат, русских людей. Он не пускал их тысячами в распыл и в расход. Не пользовался старым, «досюльным» приемом стратегии — чем больше жертв, тем больше славы. Великая победа при наименьших потерях. Победа (имея в виду […]...
- Мораль басни Два мужика и ее анализ (Крылов И. А.) Говоря о пороке, который в иные времена становится бедствием народным, Крылов называет едва ли не в первую очередь пьянство. Об этом он расскажет в басне (в басне ли?) «Два Мужика» (1824), известной всем с малых лет. В ней речь идет о Фаддее и Егоре, которые, напившись, попали в беду: один сжег свой двор и «по […]...
- Мораль басни Охотник и ее анализ (Крылов И. А.) «Охотник» — басня, написанная в 1819 году. Она проста: Крылов ополчился против извечного «Еще успею». Он говорит, что здесь советчик не ум, а леность. И его мораль, заданная наперед (то есть выверенная и выношенная), звучит призывом и строгим наказом: …Коль дело есть, скорей его кончай, Иль после на себя ропщи — не на случай… А […]...
- Мораль басни Лжец и ее анализ (Крылов И. А.) Крылов с его изумительным чувством реальности, то есть социальности, всегда выявлял, рисуя живую картину жизни, социальную природу того или иного «общечеловеческого» порока. Для своего времени выявил, полагаем, он и социальную природу лжи как явления общественного, выведя тип лжеца как тип, социально значимый. С этого Крылов и начинает своего «Лжеца». Возвратившись из дальних странствий, дворянин (возможно, […]...