Анализ басни Л. Глибова “Щука” (1858 г.)

Тема : изображение суда (его несправедливость и зависимость от господствующих классов) над Щукой, которая совершала разнообразный вред в пруду его жителям и получила приговор вернуться снова в реку.

Идея: осуждение действий судопроизводства, их легкомысленность, бестолковость, а через образ Лисицы – коварства, хитрости, взяточничества.

Основная мысль: “Как не мудрствуй, а правды нигде Концов нельзя похоронить…”.

Судьи обязаны действовать согласно законодательству, а не поддерживать заинтересованное лицо (Лисицу).

Сжато

сюжет произведения.

Хищной Щуке в суде предъявлено обвинение. Она настолько провинилась (“того заела в смерть, второго ободрала”), что ее преступление уже нельзя будет прикрыть – “концов нельзя похоронить”. И все же Лисица, как адвокат, чтобы помочь хищнику, предложила судьям “вражескую Щуку утопить”. Благосклонность Лисицы определена не только сословной солидарностью:

А слух в роще был такой, Что будто щука и зачастую, Как только сделается темненько, Лисицы и шлет – то щупачка, то сотенку карасиков живеньких или линей хорошеньких…

Судьи прислушались к предложению Лисицы

и вынесли соответствующий приговор.

Композиция.

Введение. За преступную деятельность Щуку силком представили к суду. Описание судей.

Тайная связь Щуки и Лисицы.

Основная часть. Судебный процесс над Щукой. Вынесен приговор, действие которого приостановлено.

Окончание. Новый приговор судей по предложению Лисички: “В реке вражескую Щуку утопить!” Что и было выполнено.

Обсуждение содержания басни с вопросами:

– Что вам известно о суде как законодательном органе власти?

– Какой вред был причинен Щукой жителям пруда? (“Того заела в смерть, второго ободрала”).

– Каких усилий было приложено для того, чтобы поймать Щуку? Как об этом сказано в произведении?

(Толпой в суд притащили, даже чубы мокрые стали…).

– О чем свидетельствует описание судей? Собственные мысли обоснуйте.

– За что упрекали Лисицу относительно ее тайной связи с Щукой?

(Лисице то шлет – это щупачка, То сотенку карасиков живеньких Или линей хорошеньких).

– Почему Лисица в суде с одной стороны предложила страшное наказание Щуке, а с другой ей помогла?

– Чем объяснить то, что судьи во время вынесения приговора Щуке, послушались Лисицу? Собственные соображения обоснуйте.

– А над кем бы вы осуществили суд в произведении? Свою мысль мотивируйте.

– Что имел в виду Л. Глибов, высказывая следующее: “Как не мудрствуй, а правды нигде нельзя похоронить…?”.

– Из-за чего, на ваш взгляд, в басне не указано, кто конкретно подал “бумагу” в суд на Щуку? Личные мысли обоснуйте.

– Чему нас учит эта басня? Чем она актуальна и сегодня?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ басни Л. Глибова “Щука” (1858 г.)