Анализ басни Л. Глибова “Щука” (1858 г.)
Тема : изображение суда (его несправедливость и зависимость от господствующих классов) над Щукой, которая совершала разнообразный вред в пруду его жителям и получила приговор вернуться снова в реку.
Идея: осуждение действий судопроизводства, их легкомысленность, бестолковость, а через образ Лисицы – коварства, хитрости, взяточничества.
Основная мысль: “Как не мудрствуй, а правды нигде Концов нельзя похоронить…”.
Судьи обязаны действовать согласно законодательству, а не поддерживать заинтересованное лицо (Лисицу).
Сжато
Хищной Щуке в суде предъявлено обвинение. Она настолько провинилась (“того заела в смерть, второго ободрала”), что ее преступление уже нельзя будет прикрыть – “концов нельзя похоронить”. И все же Лисица, как адвокат, чтобы помочь хищнику, предложила судьям “вражескую Щуку утопить”. Благосклонность Лисицы определена не только сословной солидарностью:
А слух в роще был такой, Что будто щука и зачастую, Как только сделается темненько, Лисицы и шлет – то щупачка, то сотенку карасиков живеньких или линей хорошеньких…
Судьи прислушались к предложению Лисицы
Композиция.
Введение. За преступную деятельность Щуку силком представили к суду. Описание судей.
Тайная связь Щуки и Лисицы.
Основная часть. Судебный процесс над Щукой. Вынесен приговор, действие которого приостановлено.
Окончание. Новый приговор судей по предложению Лисички: “В реке вражескую Щуку утопить!” Что и было выполнено.
Обсуждение содержания басни с вопросами:
– Что вам известно о суде как законодательном органе власти?
– Какой вред был причинен Щукой жителям пруда? (“Того заела в смерть, второго ободрала”).
– Каких усилий было приложено для того, чтобы поймать Щуку? Как об этом сказано в произведении?
(Толпой в суд притащили, даже чубы мокрые стали…).
– О чем свидетельствует описание судей? Собственные мысли обоснуйте.
– За что упрекали Лисицу относительно ее тайной связи с Щукой?
(Лисице то шлет – это щупачка, То сотенку карасиков живеньких Или линей хорошеньких).
– Почему Лисица в суде с одной стороны предложила страшное наказание Щуке, а с другой ей помогла?
– Чем объяснить то, что судьи во время вынесения приговора Щуке, послушались Лисицу? Собственные соображения обоснуйте.
– А над кем бы вы осуществили суд в произведении? Свою мысль мотивируйте.
– Что имел в виду Л. Глибов, высказывая следующее: “Как не мудрствуй, а правды нигде нельзя похоронить…?”.
– Из-за чего, на ваш взгляд, в басне не указано, кто конкретно подал “бумагу” в суд на Щуку? Личные мысли обоснуйте.
– Чему нас учит эта басня? Чем она актуальна и сегодня?
- Работа над текстом басни Л. Глибова “Щука” Рассказ ведется преимущественно от автора. Главным действующим лицом выступает рассказчик. Весь рассказ пронизан острым остроумным юмором, иронией, иногда сарказмом, в котором проявляется выразительное отношение баснописца к персонажам произведения. И если автор в конце басни дает возможность Лисице сказать несколько слов, то и там комментарии сопровождают ее язык. Т. е. вся нагрузка как в раскрытии сути […]...
- Работа над выразительностью чтения басни Л. Глибова “Лисица-Жалобница” Во время подготовки к чтению этой басни учителю надо вспомнить с шестиклассниками все сведения о басне. Он подчеркивает, что в баснях приходится встречаться с разнообразными персонажами. – Какой характер воплощает образ Лисицы в любой басне? (Лицемерие, коварство, хитрость). – Какая же черта характера наиболее полно раскрывается в этом произведении? (На первое место четко выступает такая […]...
- ЩУКА И. А. КРЫЛОВ (1769-1844) ЩУКА На Щуку подан в суд донос, Что от нее житья в пруде не стало; Улик представлен целый воз, И виноватую, как надлежало, На суд в большой лохани принесли. Судьи невдалеке сбирались; На ближнем их лугу пасли; Однако ж имена в архиве их остались: То были два Осла, Две Клячи старые […]...
- Краткое содержание “Щука” Крылова И. А На Щуку подан в суд донос, Что от нее житья в пруде не стало; Улик представлен целый воз, И виноватую, Как надлежало, На суд в большой лохани принесли. Судьи невдалеке сбирались;На ближнем их лугу Пасли; Однако ж имена в архиве их остались: То были два Осла, Две Клячи старые да два иль три Козла; Для […]...
- Анализ басен “Квартет” и “Лебедь, рак и щука” Басни Крылов И – А – Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ басен “Квартет” и “Лебедь, рак и щука” Басни Крылов И. А. Когда между товарищами нет согласия, на лад, как известно, их дело не пойдет… Однако, “согласие в товарищах” – это не единственное условие успешной деятельности. Каждый из участников проекта должен обладать необходимыми способностями, в противном случае, если слепой ведет слепого […]...
- Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни (Крылов И. А.) “Рыбьи пляски” – известнейшая басня. Эта басня дошла до нас в двух вариантах, так как первый ее вариант не пропустила цензура. Хотя второй вариант более отделан, для нас больший интерес представляет первый, “черновой”, ибо он в духе всего творчества Крылова и, естественно, “в духе” прогрессивной русской литературы. У первого, “чернового”, варианта неблагоприятная для властей развязка. […]...
- Юмор и учение в басне Леонида Глебова “Щука” Леонид Глебов один из величайших баснописцев. Он известен нам также как поэт и общественный деятель, тем не менее ценнейший его взнос в украинскую литературу – это юмористические произведения. Одной из известнейших басен Глебова есть (басня “Щука”. Она поражает своим красивым языком, яркой иронией, имеет чрезвычайно глубокое содержание. Все образы в этой басне являются аллегорическими. За […]...
- И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Сравните мораль в баснях. Все ли басни учат одному и тому же? 1. Прочтите все басни о Вороне и Лисице и сравните их. Можно сравнить две из них – те, которые вам больше понравились. Все эти басни построены на одном сюжете: льстивая Лисица (Лис) хочет обманом добыть то, чем владеет Ворон (Ворона), и ей это удается. И то, что у Эзопа и Лафонтена это Ворон, а у […]...
- Анализ басен “Квартет” и “Лебедь, рак и щука” Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни. Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически […]...
- Анализ басни Крылова “Лягушки, просящие царя” Басни И. А. Крылова – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к “низким” жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера. В басне “Лягушки, просящие царя” героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Аллегория […]...
- Краткое содержание “Карась идеалист” Салтыков-Щедрин Карась-идеалист – герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь не видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что “сами в рот лезут” и у них “не душа, а пар”. Представ перед Щукой со […]...
- Карась-идеалист – М. Е. Салтыков-Щедрин Карась-идеалист – герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что “сами в рот лезут” и у них “не душа, а пар”. Представ перед Щукой со […]...
- Анализ басни “Мартышка и очки” Крылов в своей басне рассказывает нам про Мартышку, у которой ухудшилось зрение. Она решила помочь себе и обзавестись очками, такими как у людей. Однако она никогда не носила очки, и пользоваться ими она тоже не умела. Когда Очки Попали к ней в руки то Мартышка начала прикладывать их к темени, то вертела их, надевала на […]...
- Карась-идеалист краткое содержание Салтыков-Щедрин М. Е. Карась-идеалист – герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что “сами в рот лезут” и у них “не душа, а пар”. Представ […]...
- Борьба направлений в литературе и критике 1855-1858 годах Политическая атмосфера, возникшая в России в годы цензурного террора, казалось, устраняла всякие возможности дальнейшего развития идей Белинского. Даже имя Белинского нельзя было произносить. Некрасов – единственный из крупных представителей демократического течения 1840-х годов, остававшийся в литературе, – ценой огромных усилий вел журнал, еще напоминавший о литературной борьбе недавнего прошлого. Особенно трудным для Некрасова обстоятельством являлось […]...
- Ворона и Лисица (Крылов Иван Андреевич Басни) Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ___ Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: […]...
- Национальная самобытность творчества И. А. Крылова (По басням “Ворона и Лисица”, “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука”) Национальная самобытность творчества И. А. Крылова (По басням “Ворона и Лисица”, “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука”) Национальная самобытность творчества И. А. Крылова (По басням “Ворона и Лисица”, “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука”) 1. Власть хитрости и лести в басне “Ворона и Лисица”. 2. Осмеяние напыщенной бездарности в басне “Квартет”. 3. Басня “Лебедь, Рак и Щука” […]...
- Мораль басни Гуси и ее анализ (Крылов И. А.) Басня “Гуси” – одно из центральных произведений всего творчества великого баснописца. В ней его антикрепостнические взгляды нашли свое предельное выражение. Это не осмеяние хвастовства, не сатира на людей, хвастающихся заслугами предков (как склонны думать некоторые ученые),- она выражает самые основы демократической идеологии Крылова и бьет тоже по самым основам идеологии крепостников. Ведь принцип “первородства”, родовитости, […]...
- Мораль басни Осел и ее анализ (Крылов И. А.) [center][/center]Басня 1830 года “Осел” рассказывает об Осле много интересного. Рассмотрим ее Содержание. У крестьянина был Осел. Он так смирно себя вел, что тот не мог им нахвалиться. То есть здесь наш герой выступает почти в своем животном естестве. Он не знатен, не сановит, его никакая Лиса никуда не продвигает, – он просто Осел в подлинности […]...
- Мораль басни Волк на псарне и ее анализ (Крылов И. А.) Подлинное прославление Кутузова, его народного гения военного и дипломата, дано Крыловым в басне “Волк на псарне”. Это произведение поэта – чудо искусства слова. Здесь торжествует аллегория и как аллегория, т. е. поэтика широкого радиуса действия, и как (при всей условности своей) максимальное приближение к действительности,- в смысле данного конкретного случая. Здесь одержало победу свою и […]...
- Мораль басни Вороненок и ее анализ (Крылов И. А.) К 1811 году относится “Вороненок” с “моралью”, утверждающей некую тривиальную истину: Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Видимо, картина всеобщего, повального государственного воровства и родила эту басню. Отсюда и идут уподобления. Главный вор – вор на троне, Орел. Это он выхватил ягненка из стада, что и “взманило” Вороненка, подбило его на подвиг. […]...
- Анализ басни “Стрекоза и муравьи” Басня Л. Н. Толстого написана в прозаическом стиле. Герои басни – Муравьи и Стрекоза. Автор представляет нам муравьев как трудолюбивый народ, Стрекоза же изображена лентяйкой, которая любит только развлечения и не думает о завтрашнем дне. По итогам басни каждый герой получает то, что он заработал. Басни И. Хемницера, И. Крылова и Л. Толстого похожи сюжетом […]...
- Мораль басни или Актуальность Басни в современном мире Сочинение по произведениям Эзопа и Ивана Крылова. Основоположником басни считают античного раба-художника Эзопа. Действительно, мудрость его басен настолько глубокая и неисчерпаемая, что на протяжении многих столетий ею пользуются баснописцы. Они создают новую форму для басни, совершенствуют ее, но не считают за нужное изменять ее содержание, которое есть завершенным, а потому вечным. Рассмотрим три басни Эзопа, […]...
- Мораль басни Мор зверей и ее анализ (Крылов И. А.) Рассмотрим басню “Мор зверей” (1809). Крылов рисует картину страшного опустошения – по лесам ходит смерть, она не щадит никого… Но поэт так выразителен в описании эпидемии. Чувствуется, что на описание мора Крылов бросил все свои силы – здесь краски сгущены до предела. Следовательно, для идеи целого данная картина существенна. Лютейший бич небес, природы ужас – […]...
- Обработка произведения Л. Глибова “Муха и Пчела” (1864-1872) Тема: изображение встречи Мухи и Пчелы, в которой каждая высказала свою жизнь и подвергла критике другую. Идея: прославление трудолюбия, творческого вдохновения, умение рационально использовать время (Пчела); осуждение праздности, безопасности; стремление жить за счет других, удовлетворяя собственные нужды. Основная мысль: уважение имеет тот в обществе, кто работает ради других, приносит пользу, напрасно не тратит времени; бездельники […]...
- Мораль басни Волк и Ягненок и ее анализ (Крылов И. А.) Басня “Волк и Ягненок” относится к ранним. Она написана в 1808 году и вошла в первую книгу, изданную год спустя – в 1809-м. На книгу откликнулся не один литератор. В их числе Жуковский. Но он не удостоил разбора этого, одного из совершеннейших (так полюбившихся читателю) произведений баснописца. Басня начинается с постулата, выраженного в предельно сжатой, […]...
- Мораль басни Чиж и Еж и ее анализ (Крылов И. А.) В басне “Чиж и Еж” (1814) речь идет о поэзии, ее сущности, ее правде, о воспевании героя, о подлинной героике и подлинном героизме, о великих мира сего, об обязанностях поэта перед жизнью и перед правдой. Басня хитра. В ней Крылов отказался воспевать Александра Первого. Сделал он это тонко и замысловато, но так, чтобы каждый понимал, […]...
- Жизнь и творчество Л. Глибова (материал для сочинения) Леонид Иванович Глибов (1827-1893). Давно когда-то мимо старинного Седнева, который неподалеку от Чернигова, проезжал один мужчина. Остановился и долго любовался замечательным видом, который открылся его глазам. Забрался на зеленую гору – и перед ним появилась широкая долина, посреди которой серебряной лентой протянулась речушка Снов. Грустно наклонили свои ветки замечтавшиеся вербы. Подперев рукой щеку, мужчина стоял […]...
- Почему мне нравятся Басни И. А. Крылова С детства мы знаем басни Крылова. Понятные, легкие, мудрые стихи западают в душу. Нравоучение – а оно в басне присутствует обязательно – понемногу усваивается, и сила его воздействия огромна. Басни учат быть честным, любить Отечество, трудиться для блага людей, помогать слабым, не лгать, не завидовать. Они предостерегают от дурных поступков и подсказывают хорошие. Басенные звери […]...
- Мораль басни Сочинитель и Разбойник и ее анализ (Крылов И. А.) На опыте Крылова русский писатель учился и тому, как надо писать, и тому, как писать не надо. Учился быть верным жизненной правде. В басне “Сочинитель и Разбойник” осуждается Сочинитель на страшные муки – вечно гореть в геенне огненной. Удались обвинения в адрес писателя. Они дышат гневом и злобой. Совершенно очевидно, что Крылов знал, о чем […]...
- Мораль басни Соловьи и ее анализ (Крылов И. А.) Не единожды поэт говорил о жестокой несвободе подлинного искусства в крепостническом обществе, предвосхищая дальнейшее развитие этой темы у Пушкина, Гоголя, Герцена, Островского. Крыловские “Соловьи” (1824) “метят” во многое, что было известно поэту, и во многое из того, что раскроется лишь в грядущие десятилетия – так реально и прозорливо было его обобщение. Кстати, очень простое и […]...
- Мораль басни Лев и ее анализ (Крылов И. А.) Обратимся к басне 1830 года. Ее название “Лев”. Просто “Лев”, без “и”. Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая […]...
- Анализ басни Крылова “Обоз” Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года. Автор использует характерный для басни прием – аллегорию, то есть иносказание. Такова басня “Обоз”. Из истории известно, что полководец М. И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных […]...
- Мораль басни Лжец и ее анализ (Крылов И. А.) Крылов с его изумительным чувством реальности, то есть социальности, всегда выявлял, рисуя живую картину жизни, социальную природу того или иного “общечеловеческого” порока. Для своего времени выявил, полагаем, он и социальную природу лжи как явления общественного, выведя тип лжеца как тип, социально значимый. С этого Крылов и начинает своего “Лжеца”. Возвратившись из дальних странствий, дворянин (возможно, […]...
- Мораль басни Охотник и ее анализ (Крылов И. А.) “Охотник” – басня, написанная в 1819 году. Она проста: Крылов ополчился против извечного “Еще успею”. Он говорит, что здесь советчик не ум, а леность. И его мораль, заданная наперед (то есть выверенная и выношенная), звучит призывом и строгим наказом: …Коль дело есть, скорей его кончай, Иль после на себя ропщи – не на случай… А […]...
- Мораль басни Пестрые овцы и ее анализ (Крылов И. А.) В басне “Пестрые овцы” Лев сам хотел изничтожения овец, но тем не менее Крылов внимательно следит – а как работает система, то есть что она собой представляет. Басня начинается так. Лев невзлюбил пестрых овец и хотел было просто перевести их, однако это было бы неправосудно, ведь, замечает Иван Андреевич, Он не на то в лесах […]...
- Мораль басни Волки и овцы и ее анализ (Крылов И. А.) Крылов прослеживал открытую им истину на малом и большом, на частностях и общем, на главных государственных институтах и маленьких сошках управления. В частности, он писал о “совете” при царе. И в “Водолазах”, и в “Рыбьих плясках”, и в “Пестрых овцах”, и в “Волках и Овцах” на протяжении ряда лет Крылов зло издевается над этим “учреждением”, […]...
- Мораль басни Две Собаки и ее анализ (Крылов И. А.) Крылов не был бы Крыловым, если бы настаивал на том, что предательство обязательно постигнет наказание. Это наивно. Видимо, предательство-лицемерие имеет одно важное отвлечение свое – холуйство, угодничество, порождаемые неограниченной единодержавной властью. Если не ценится труд, если попрано личное достоинство, то процветает холуйство, ищущее, по Достоевскому, кому бы сапоги почистить. Это писатель наблюдал у русских либералов. […]...
- Мораль басни Обоз и ее анализ (Крылов И. А.) “Обоз”, как известно,- выступление в защиту стратегии и тактики Кутузова в ведении войны. Тактики, кроме всего прочего, гуманной. Фельдмаршал берег солдат, русских людей. Он не пускал их тысячами в распыл и в расход. Не пользовался старым, “досюльным” приемом стратегии – чем больше жертв, тем больше славы. Великая победа при наименьших потерях. Победа (имея в виду […]...
- Мораль басни Листы и Корни и ее анализ (Крылов И. А.) И Крылов тем велик и поныне, что в своих произведениях создал и развернул стройную философию свободного труда, философию творчества и созидания, раскрыл общественное значение и характер труда, возведя эту тему в ранг национально-патриотического достоинства и показав ее всемирно-историческое значение. Его басня 1811 года “Листы и Корни” находится на стыке двух планов темы. Удачно найденная аллегория […]...