Произведения Теодора Драйзера: “Американская трагедия”



Произведения, Драйзера 20-х годов,, и прежде всего..опубликованная в 1925 году “Американская трагедия”, стали знаменем реализма в литературе США. Обобщения “Американской трагедии” были подготовлены произведениями писателя, изданными в 1918-1923 годах, и в первую очередь книгами “Бей, барабан!” (1919), “Газетные дни” (1922) и сборниками рассказов “Освобождение” (1918), “Двенадцать мужчин” (1919), “Краски большого города” (1923). Большинство собранных в сборниках рассказов было опубликовано ранее.

Драйзер в свое время собирался

издать книгу рассказов “Идиллии бедных”, и теперь, развивая свой замысел, разбил эти рассказы на три книги, дополнил новыми произведениями и, сохранив общую идейную направленность, придал каждой книге особый смысл.

Произведения Драйзера этих лет отличает углубленное внимание к судьбе искалеченного буржуазным миром труженика – даже пьесу “Рука гончара” -(1918), где социальные проблемы оттеснены на второй план пристальным рассмотрением психики совершающего преступление и трагически гибнущего душевнобольного человека. Поиски Драйзером причин трагической судьбы человеческой личности,

как свидетельствует пьеса “Рука гончара”, были подчас сложными и мучительными, но именно так художник нащупывал реалистическое решение проблемы человека и общества в США. Эти поиски привели Драйзера к созданию лучшего, его романа.

“Сестра Керри”, “Дженни Герхардт”, “Трилогия желания”, “Гений”- каждый из романов по-своему раскрывал бесчеловечность буржуазного общества. В “Американской. трагедии” Драйзер показал систему, губящую человека, и в этом, проявляются решительные сдвиги в. мироощущении Драйзера в начале 20-х годов. Гуманизм его в “Американской трагедии” становится более активным и социально осознанным.

Драйзер назвал роман “своего рода классовым эпосом, в котором отражен классовый антагонизм, охватывающий в наши дни весь мир”.

В основу романа писатель положил историю убийства в 1906 году Честером Джиллетом своей возлюбленной Грейс Браун. Процесс по этому делу в свое время получил широкую огласку, и в “Американской трагедии” использованы документы и факты, сообщавшиеся в газетах. Драйзер полемически направил свое произведение против определенного типа романов, распространенных в США: там описывалась обычно история бедного юноши, который разбогател, женившись на девушке из состоятельной семьи. Такого рода романы внушали мысль о возможности для каждого американца легко изменить свою судьбу и прославляли стремление к обогащению.

Это был один из наиболее распространенных видов апологетической буржуазной литературы.

В “Американской трагедии”, строя сюжет романа на тех же стремлениях бедного юноши Клайда Гриффитса, Драйзер не только развенчал эту идею погони за легким счастьем, но и вскрыл порочность системы, порождающей у молодежи стремление разбогатеть во что бы то ни стало. У Клайда нет таланта Витлы или Керри, нет изворотливости и силы Каупервуда, нет душевной красоты и чистоты Дженни. У него нет талантов, но нет и никаких врожденных пороков или дефектов. Клайд прежде всего обычный американец.

Это и губит Клайда. Все его достоинства и недостатки присущи не только ему, они типичны для США. “Как всякий средний молодой американец, с типично американским взглядом на жизнь” – так начинает Драйзер характеристику Клайда. Судьба героя трагична именно потому, что он усваивает законы буржуазной Америки и по мере сил и возможностей следует им. Повинуясь и следуя этим законам, Клайд тем не менее гибнет, оттого страшнее его трагедия.

Трагедия простого американца, растлеваемого самой стяжательской в мире капиталистической системой, это и есть американская трагедия.

“Американская трагедия” выделяется среди романов Драйзера глубиной и всесторонностью охвата явлений. Если в прежних романах писатель использовал в качестве эскизов ранние свои рассказы, очерки, зарисовки, то для “Американской трагедии” такими эскизами были сами эти романы. Трудное детство и юность Клайда напоминают о первых главах “Гения”, посвященных мытарствам юного Витлы; образы богатых Гриффитсов заставляют вспомнить о “Трилогии желания”; родители Клайда и родители Роберты вызывают в памяти образы отца и матери Дженни Герхардт.

Не в этом, однако, самое существенное; главное состоит в том, что “Американская трагедия” систематически вбирает в себя те глубокие гуманистические чувства и мысли, которыми были проникнуты предыдущие романы Драйзера,- ощущение трагизма жизни простого американца, воплощенное в судьбах Герствуда и Дженни Герхардт; осуждение духа стяжательства, составляющее пафос “Трилогии желания”; наконец, отстаивание в “Гении” принципов реалистического искусства, призывающего писателя изображать и те стороны жизни, которые “вследствие своей обыденности и будничности считаются темой, недостойной художника”.

Существенно новым шагом в развитии Драйзера-романиста было пристальное внимание к психологии своего героя. С той же скрупулезностью, которая была характерна для изображения пейзажа, портрета, для обрисовки деталей, Драйзер передает и анализирует душевные волнения и переживания. Чтобы точнее передать переживания Клайда в ожидании смертной казни, писатель специально посетил тюрьму, разговаривал с приговоренными к смерти. В “Американской трагедии” Драйзер часто использует внутренний монолог, особенно для воспроизведения смятенного состояния духа Клайда.

Газетное сообщение наталкивает Клайда на мысль о возможности отделаться от Роберты – монолог передает всю сложную путаницу мыслей, смятение чувств и побуждений Клайда, загнанного и замученного, пытающегося выкарабкаться из глубокой пропасти, в которую его увлекают мысли об убийстве. Пристальное рассмотрение психологии Клайда неразрывно связано с установлением социальных причин тех потрясений, которые он переживает. В этом обостренном внимании Драйзера к перипетиям внутреннего мира Клайда выявляется стремление писателя раскрыть ответственность общества.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Произведения Теодора Драйзера: “Американская трагедия”