Поиск романтического идеала в русской литературе XX века
XX век — век науки и техники. А для их развития нужны деньги. Много денег, поэтому сейчас именно они и правят миром. Очень часто деньги идут на разработку новых, более мощных военных технологий.
А зачем? Разве людям нужны войны? Разве мы хотим крови? Мне кажется, что пора остановиться.
Хватит уже того, что постоянно по телевидению и радио передают известия о смерти руководителей банков, коммерческих организаций. Причем, умирают чаще всего люди не своей смертью, их убивают. Убивают мощным оружием, предназначенным для военных целей. Конечно,
Люди мстят. Уходят в мир иной те, кто не угодил какой-то мафии. Значит, всем правят мафия, деньги и оружие. Что это?
Это кошмар, ужас. Хаос пробрался в нашу жизнь, и теперь он завоевывает наши души. Но мы сопротивляемся этому, и чаще вспоминаем романтические идеалы прошлого: добрых, порядочных, честных людей.
Когда показывали фильм про Одиссея, мы с удовольствием смотрели его и восхищались главным героем, его подвигами, которые он совершал для своего народа. Как взрослые любят Одиссея, так же дети любят Робин
Да и многие взрослые мечтают о том, чтобы и к ним пришел «Робин Гуд» и помог в осуществлении их мечты. Но они думают об идеальном герое нашего времени. Так какой же он этот романтический идеал современности? И есть ли он у молодежи конца XX века, ведь все обвиняют ее в бесчувствии, грубости, лицемерии, хамстве.
Среди юношей и девушек новой России можно ли найти романтиков??! И о чем они мечтают? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить есть ли в жизни счастье, как сохранить надежду. Пусть мне поможет литература.
Хочется погрузиться в пучину романтических страстей и отыскать, наконец, свой романтический идеал. Но сначала немного науки. Литературное течение об идеальном герое.
Романтизм (франц. romantisme) — идейное и художественное направление, сложившиеся в конце XVIII — начале XIX века, выступающее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к изображению идеальных героев и чувств. Оно получило широкое распространение в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и в России, а также в литературе США. Европейский романтизм возник после французской буржуазной революции и опирался на философию Гегеля, Фихты и Шеренга, в основе которых лежали идеалистические взгляды, и их разлад с социальной действительностью.
Романтики восприняли идею свободы личности, выдвинутую революцией, но в то же время в странах Запада они осознали беззащитность человека в обществе, где побеждали денежные интересы. Поэтому для мироощущения многих романтиков характерны смятения и растерянность перед окружающим миром, трагизм судьбы личности. Они отрицали реальность, и поэтому во всех произведениях присутствовала идея двоемирия. Художник-романтик никогда не пытался точно воспроизвести действительность.
Для него важнее высказать свое отношение к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира, часто по принципу контраста с окружающей жизнью, чтобы через этот вымысел, через контраст донести до читателя и свой идеал, и свое неприятие отрицаемого им мира.
Сторонники романтизма выступали против пошлости и зла.
Они стремились освободить личность от суеверий и власти, потому что для них каждый человек неповторим и уникален. Писатели-романтики утверждали ценности духовно — творческой жизни личности, изображали сильные страсти, одухотворенную и целительную природу, которая была тоже нереалистической. Пейзаж в их произведениях или очень яркий, или наоборот, сгущающий краски, он лишен полутонов.
Все это делалось для того, чтобы точнее передать чувства героев. Вот имена лучших писателей-романтиков мира: Новалис, Жан Поль, Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мишкевич, Э. По, Г. Мелвилл и наши русские поэты — М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев.
В нашу страну романтизм проник в начале ХІХ века. Развивался он неотделимо от общего движения европейской романтической литературы, но все — таки творчество наших романтиков имеет свою специфику, объясняемую особенностью национальной истории. В России важными событиями, оказавшими огромное влияние на весь ход художественного развития нашей страны, явились Отечественная война 1812 года и восстание декабристов в декабре 1825 года.
В то время беспокойный, мятежный характер романтического искусства как нельзя лучше отвечал атмосфере общенационального подъема, жажде обновления и преобразования жизни, пробудившихся в русском обществе. Эти настроения нашли свое выражение в поэзии В. А. Жуковского, и К. Н. Батюшкова.
В их произведениях оформилась основная тема литературы романтизма: противостояние личности и общества, неудовлетворенность сущим и стремление уйти от него в какой-то иной, лучший мир, в мир собственной души. Последователями этого метода в России стали многие известные поэты и писатели. У нас в стране романтизм распался на два течения: философско-созерцательное (В.
А. Жуковский, Д. В. Давыдов, К. А. Вяземский, А. А. Дельвиг, Е. А. Баратынский, а также юношеское творчество А. С. Пушкина) и революционное (К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев-Марлинский и поздний М. Ю. Лермонтов). Произведения последних звали на подвиг, славили радость борьбы за победу. Они видели высшее счастье в служение общему благу, в гибели за Отчизну.
В первой половине прошлого столетия широко о себе заявила романтическая проза. Особой популярностью пользовались повести А. А. Бестужева-Марлинского, исторические романы М. Н. Загоскина, ранние произведения Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий». Наиболее яркой романтической была лирика А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
У Михаила Юрьевича противоречие между идеалом и действительностью достигло предельного напряжения и невиданной остроты. Его герои — это люди с особенно сильными чувствами, с неповторимо острой реакцией на мир, отвергающие законы, которым подчиняются другие. Поэтому он поставлен выше окружающих («(Я не создан для людей: я для них слишком горд, они для меня — слишком подлы», — говорит Арбенин в драме М. Ю. Лермонтова «Странный человек»). Герой этот одинок, и тема одиночества варьируется в произведениях самых разных жанров, особенно часто в его лирике. («Дубовый листок оторвался от ветки родимой.
Герои романтизма беспокойны, страстны, неукротимы. В «Маскараде» Лермонтова Арбенин воскликнул:
Я рожден С душой кипучей, как лава!
Это исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой, кем бы он ни был — бунтарем, одиночкой, мечтателем или благородным романтиком — это всегда человек исключительный, с неукротимыми страстями, он обязательно внутренне силен. У этой личности пафосная, призывная речь.
У художников-романтиков был большой интерес к национальному прошлому (нередко его идеализировали), традициям фольклора и культуры своей нации, поэтому многие писатели использовали народный язык, темы и образы народного эпоса. Их произведения пользовались популярностью, однако в середине прошлого века романтизм уступил новому художественному течению — реализму, но уже в конце 80-х годов В. Г. Короленко писал о возможности возрождения этого направления на почве пробуждения народных масс, ищущих самоопределения в новых условиях жизни. Было очевидно, что романтизму целиком не воскреснуть, но его черты еще блеснут.
Это новое искусство впоследствии героизировало представителей народных масс. И первым писателем нашего века, в чьем творчестве вновь появились романтические нотки, можно назвать Максима Горького. Уже в отроческие и юношеские годы он увлекался произведениями Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Гейне и Дж.
Байрона.