Изображение революции в русской литературе XX века (по роману А. А. Фадеева “Разгром”)



Роман Фадеева “Рзгром” – талантливое произведение, художественное воплощение и развитие традиций Льва Толстого и Максима Горького. Роман посвящен событиям гражданской войны, но писателя волнуют не боевые действия, а внутренняя жизнь человека в эпоху революционной ломки мира. Фадеев так определил концепцию произведения: “Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала”.
В нашу эпоху, эпоху крушения коммунистической идеи, “Разгром” остается в ряду действительно лучших романов

о революции. Реализм Фадеева, точность в изображении рождения новой эпохи, художественная зрелость, позволившая автору сохранить завоевания классической литературы, – вот, что сохранило роману право на современность. Да, реальность в “Разгроме” изображена односторонне – с точки зрения революционера. Можно не соглашаться с идеями автора, но нельзя не признать достоинств романа: полноту и ясность в отображении действительно происходивших массовых изменений сознания.

Тем более поучительно взглянуть на происходившее “изнутри” – глазами талантливого “наблюдателя”.Фадеев не упрощает

реальность. В романе поступку Морозки резко противопоставлено поведение Мечика. Мечик обращается в бегство: он спасает себя, забыв о судьбе товарищей.

Да, жизнь Мечика в отряде так же полна колебаний от сознательности к своеволию, как и поведение Морозки. Мечик ищет в революции ро-мантический ореол, а действительность полна обыденности и тяжелых испытаний. Вторая причина заключается в том, что Мечик прежде всего хочет утвердиться в борьбе как личность, а не бороться за благо для всех.

Поэтому он попутчик революции, а не ее слуга.
Для концепции романа очень важно и то, что все образы, в которых Фадеев прослеживает “переделку” сознания, – это образы молодых людей. Их четыре: Морозка, Мечик, Метелица и Бакланов. Именно на молодежь, на тех, кто еще не сформировался как личность, революция делала главную ставку. В этом смысле Мечик противопоставлен уже не Морозке, а Бакланову.

Инстинкт личного подражания, влияние личного авторитета – ведущая сила в формировании “нового” сознания в Бакланове. Авторитет Левинсона и Гончаренко постоянно “подправляет” поведение молодежи. В способности принять или отвергнуть силу личного примера во многом проверяется готовность к восприятию новых идей.
В этом смысле авторитет “лидеров” отряда обладает немалой воспитательной силой и в воздействии на массу. В романе подчеркивается, что поведение Левинсона “цементирует” отряд, удерживает его от распада не меньше, чем социальные идеи. Более того, в критических ситуациях сила личного авторитета становится решающей.

В этом проявился реализм Фадеева.
Люди, пришедшие в отряд, изображены автором без всякого “идеализма”. Забота о себе, пьянство, грубость, воровство, своеволие – вот те отрицательные черты, которые они принесли с собой. Преодоление насилия “старого мира” для Фадеева – цель реальная, но достижимая с огромным трудом.

Только в финале романа, сражаясь уже не за победу, а за свою жизнь, отряд проявляет ту степень сознательности, организованности, которая необходима для “переделки” старых привычек. Большинство отряда гибнет. Но те, кто остался в живых, с точки зрения автора, сумели пройти такую “школу” предельных испытаний, которая сделала их другими людьми.

В этом смысле, несмотря на трагический финал, роман обладает оптимистическим характером. И как не признать, помня о нашей истории, что основания для оптимизма у Фадеева действительно были…
Таким образом, роман ставит черед читателем ряд спорных вопросов, касающихся межличностных отношений, взаимоотношений человека и общества, человека с человеком.
Я думаю, что “отбор человеческого материала” происходит всегда, а не только на гражданской войне: не способный к настоящей борьбе не проходит естественный отбор. Это необходимо для развития общества в делом, ведь стремление к добру, к совершенству естественно для человека, для каждого члена общества.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Изображение революции в русской литературе XX века (по роману А. А. Фадеева “Разгром”)