ЕВАНГЕЛЬСКИЕ МОТИВЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (2 вариант)

Евангельские мотивы в русской литературе всегда были одной из наиболее интересных и неоднозначных тем.

Тема добра и зла, Иисуса Христа и дьявола так или иначе про­слеживалась в творчестве А. Погорельского, Н. Полевого, В. Одоев­ского. А через такие произведения, как «Гробовщик» И «Пиковая дама» ПушкинА, «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Петербург­ские повести», «Портрет» Гоголя, «Двойник» Достоевского, оказа­ла и оказывает воздействие на многих русских Писателей.

В двадцатые-Тридцатые Годы XX столетия шла

бурная пере­оценка ценностей, рождались новые идеалы. На творчество русских писателей оказывают влияние кризис мировоззрения, ломка устояв­шихся традиций и в то же время романтические настроения обще­ства. Острые противоречия жизни, растерянность и отчаяние, поте­ря веры в близкие социальные перемены толкали писателей на поис­ки смысла жизни, путей духовного возрождения людей.

Их притя­гивал мир человеческой личности, постижение собственного «я».

Великолепный мастер слова, автор имеющих огромный успех на сцене пьес, создатель бессмертных романов «Белая Гвардия» и «Мас­тер и Маргарита»,

Булгаков изображал свое время, как время апока­липсическое, как «время мировых катастроф». Творчество Булгако­ва делает сегодняшний день для читателя пародией на тот единствен­ный мир, который включает в себя добро и зло, прошлое и будущее.

Обращение БулгаковА к Евангелию обусловлено потребностью писателя, вытекающей из всей его жизни, его мировоззрения.

Михаил Афанасьевич родился в семье преподавателя Духовной академии, дед его был нищим священником кладбищенской церк­ви. А родное гнездо имело всегда для БулгаковА, по его словам, «значение первостепенно важное».

Булгаков много думал и писал о нелепости и значимости судь­бы. Судьба порой являлась ему в виде страшного беспощадного су­щества, играющего беспомощными человечками.

Роман «Мастер и Маргарита» был задуман в 1928 году, и писал­ся он вплоть до самой смерти писателя (в 1940 году). Жанр опреде­лен самим автором как «фантастический роман».

Его история о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри — это роман в романе, это история «пятого прокуратора Иудеи» и бродячего фило­софа. В каждой главе, на каждой странице романа видим мы проти­вопоставления добра и зла, истины правдивой и истины ложной, трусости и смелости. Происходят различные столкновения.

В чем суть этих столкновений? Из-за чего они происходят? Кто побеждает в происходящих спорах?

Попробуем ответить на все эти вопросы, опираясь на роман М. А. БулгаковА «Мастер и Маргарита».

Перед нами Понтии Пилат — пятый прокуратор Иудеи. Чело­век несомненно жестокий, он, однако, по мнению немецкого исто­рика Адольфа Мюллера, и личность возвышенная, необычная. Сто­ящий перед ним обвиняемый, бедный бродячий философ Га-Ноцри, почему-то кажется ему героем.

Иешуа проповедует истину добрых людей. «Злых людей нет, — говорит он. — А есть несчастные». Таков Понтии Пилат.

Спор об истине заканчивается тем, что каждый остается при своем мнении. Этот конфликт как бы потухает с жизнью Иешуа. Однако он разгорается с новой силой, когда до прокуратора дохо­дят слова, сказанные Га-Ноцри перед смертью. «Единственное, что он сказал, — это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».

Как прав был этот бродячий философ и великолепный психолог! Даже казненный, Иешуа продолжает спор с прокуратором. Он вновь доказывает Пилату, что его истина настоящая.

Игемон хотел спасти Га-Ноцри. Язычник-прокуратор даже скло­нен считать арестованного полубогом, и единственное, что застав­ляет его дать согласие на казнь подсудимого, — это страх перед до­носом кесарю. Понтии Пилат совершил «судебное убийство» неви­новного, хотя и при смягчающих обстоятельствах.

На страницах романа прослеживается сочувственное отношение БулгаковА к про­куратору. И он прощает его в конце романа.

И не могло быть по-другому. Сохранилась мысль БулгаковА, ко­торая сопровождала его всю жизнь: «Мы должны оценить человека во всей совокупности его существа, человека как человека, даже ес­ли он грешен, пессимистичен, озлоблен или заносчив. Нужно ис­кать сердцевину, самое глубокое сосредоточение человеческого в этом человеке*.

Понтии Пилат — несчастный человек. Он обрек на смерть неви­новного. Слова, сказанные Иешуа перед смертью, обрекают проку­ратора на вечные душевные муки.

На Ершалаим спускается ночь, а сон не идет к Пилату. После нескольких часов мучений он засыпа­ет. Его сон прекрасен. Прокуратору снится светящаяся дорога, ве­дущая прямо к луне, по которой идет он с бродячим философом. «Казни не было!

Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны!» Прокуратор улыбается во сне. Однако мысль о казни не дает ему покоя.

И трусость — «это самый страш­ный порок».

«- Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?

— Да, да, — стонал и всхлипывал во сне Пилат».

Перед нами уже не тот грозный и великий «пятый прокуратор Иудеи», а несчастный, Измученный Человек. Все его могущество оказалось мнимым, так же как и его истина оказалась ложной.

И все же Понтий Пилат обретает покой. Он прощен за те муки, которые он испытал, за те страдания, которые он перенес.

Другой сюжет Евангелия лег в основу рассказа Л. Н. Андреева «Иуда Искариот». Автор простым и доступным языком рассказы­вает об Иисусе и его учениках, их путешествиях и встречах, о пре­дательстве Иуды.

«И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы по­слать их на проповедь. Поставил… и Иуду Искариота, который и предал Его», — написано в Евангелии от Марка.

В своих рассказах «Елизар», «Иуда Искариот», «Рассказ о семи повешенных» Андреев поднимает животрепещущие общественные вопросы.

Многогранные романы БулгаковА, простые и понятные расска­зы Андреева, поразительные произведения Шмелева — все они свя­заны одной темой — темой Евангелия. Их осеняет, как сказал пре­подобный Сергий из рассказа И. С. Шмелева «Куликово поле», «крест Христов — знамение Спасения, светлое Благовестив, Ми­лость Господня».

«Если народ теряет веру в Бога, то его постигает бедствие и не­счастья, и если не кается, то гибнет и исчезает с земли», — сказано в Библии.


ЕВАНГЕЛЬСКИЕ МОТИВЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (2 вариант)