ЕВАНГЕЛЬСКИЕ МОТИВЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (2 вариант)
Евангельские мотивы в русской литературе всегда были одной из наиболее интересных и неоднозначных тем.
Тема добра и зла, Иисуса Христа и дьявола так или иначе прослеживалась в творчестве А. Погорельского, Н. Полевого, В. Одоевского. А через такие произведения, как «Гробовщик» И «Пиковая дама» ПушкинА, «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Петербургские повести», «Портрет» Гоголя, «Двойник» Достоевского, оказала и оказывает воздействие на многих русских Писателей.
В двадцатые-Тридцатые Годы XX столетия шла
Их притягивал мир человеческой личности, постижение собственного «я».
Великолепный мастер слова, автор имеющих огромный успех на сцене пьес, создатель бессмертных романов «Белая Гвардия» и «Мастер и Маргарита»,
Обращение БулгаковА к Евангелию обусловлено потребностью писателя, вытекающей из всей его жизни, его мировоззрения.
Михаил Афанасьевич родился в семье преподавателя Духовной академии, дед его был нищим священником кладбищенской церкви. А родное гнездо имело всегда для БулгаковА, по его словам, «значение первостепенно важное».
Булгаков много думал и писал о нелепости и значимости судьбы. Судьба порой являлась ему в виде страшного беспощадного существа, играющего беспомощными человечками.
Роман «Мастер и Маргарита» был задуман в 1928 году, и писался он вплоть до самой смерти писателя (в 1940 году). Жанр определен самим автором как «фантастический роман».
Его история о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри — это роман в романе, это история «пятого прокуратора Иудеи» и бродячего философа. В каждой главе, на каждой странице романа видим мы противопоставления добра и зла, истины правдивой и истины ложной, трусости и смелости. Происходят различные столкновения.
В чем суть этих столкновений? Из-за чего они происходят? Кто побеждает в происходящих спорах?
Попробуем ответить на все эти вопросы, опираясь на роман М. А. БулгаковА «Мастер и Маргарита».
Перед нами Понтии Пилат — пятый прокуратор Иудеи. Человек несомненно жестокий, он, однако, по мнению немецкого историка Адольфа Мюллера, и личность возвышенная, необычная. Стоящий перед ним обвиняемый, бедный бродячий философ Га-Ноцри, почему-то кажется ему героем.
Иешуа проповедует истину добрых людей. «Злых людей нет, — говорит он. — А есть несчастные». Таков Понтии Пилат.
Спор об истине заканчивается тем, что каждый остается при своем мнении. Этот конфликт как бы потухает с жизнью Иешуа. Однако он разгорается с новой силой, когда до прокуратора доходят слова, сказанные Га-Ноцри перед смертью. «Единственное, что он сказал, — это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».
Как прав был этот бродячий философ и великолепный психолог! Даже казненный, Иешуа продолжает спор с прокуратором. Он вновь доказывает Пилату, что его истина настоящая.
Игемон хотел спасти Га-Ноцри. Язычник-прокуратор даже склонен считать арестованного полубогом, и единственное, что заставляет его дать согласие на казнь подсудимого, — это страх перед доносом кесарю. Понтии Пилат совершил «судебное убийство» невиновного, хотя и при смягчающих обстоятельствах.
На страницах романа прослеживается сочувственное отношение БулгаковА к прокуратору. И он прощает его в конце романа.
И не могло быть по-другому. Сохранилась мысль БулгаковА, которая сопровождала его всю жизнь: «Мы должны оценить человека во всей совокупности его существа, человека как человека, даже если он грешен, пессимистичен, озлоблен или заносчив. Нужно искать сердцевину, самое глубокое сосредоточение человеческого в этом человеке*.
Понтии Пилат — несчастный человек. Он обрек на смерть невиновного. Слова, сказанные Иешуа перед смертью, обрекают прокуратора на вечные душевные муки.
На Ершалаим спускается ночь, а сон не идет к Пилату. После нескольких часов мучений он засыпает. Его сон прекрасен. Прокуратору снится светящаяся дорога, ведущая прямо к луне, по которой идет он с бродячим философом. «Казни не было!
Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны!» Прокуратор улыбается во сне. Однако мысль о казни не дает ему покоя.
И трусость — «это самый страшный порок».
«- Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?
— Да, да, — стонал и всхлипывал во сне Пилат».
Перед нами уже не тот грозный и великий «пятый прокуратор Иудеи», а несчастный, Измученный Человек. Все его могущество оказалось мнимым, так же как и его истина оказалась ложной.
И все же Понтий Пилат обретает покой. Он прощен за те муки, которые он испытал, за те страдания, которые он перенес.
Другой сюжет Евангелия лег в основу рассказа Л. Н. Андреева «Иуда Искариот». Автор простым и доступным языком рассказывает об Иисусе и его учениках, их путешествиях и встречах, о предательстве Иуды.
«И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы послать их на проповедь. Поставил… и Иуду Искариота, который и предал Его», — написано в Евангелии от Марка.
В своих рассказах «Елизар», «Иуда Искариот», «Рассказ о семи повешенных» Андреев поднимает животрепещущие общественные вопросы.
Многогранные романы БулгаковА, простые и понятные рассказы Андреева, поразительные произведения Шмелева — все они связаны одной темой — темой Евангелия. Их осеняет, как сказал преподобный Сергий из рассказа И. С. Шмелева «Куликово поле», «крест Христов — знамение Спасения, светлое Благовестив, Милость Господня».
«Если народ теряет веру в Бога, то его постигает бедствие и несчастья, и если не кается, то гибнет и исчезает с земли», — сказано в Библии.