Поиск и находки поэтов Серебряного века (футуристы, акмеисты, символисты)
В истории русского искусства есть два особо ценных периода, давших миру множество художественных шедевров, открытий во всех областях интеллектуальной и культурной жизни. Первая из этих эпох носит название Золотого века и датируется началом 19 века, вторая эпоха называется веком Серебряным (конец 19 – начало 20 века).
Предреволюционные годы в России знаменуются предчувствием приближающихся глобальных перемен, атмосферой нестабильности и хаоса. Такая обстановка самым благотворным образом, однако, повлияла на развитие науки и культуры.
В литературе также назревала жажда нового, было очевидно стремление молодых художников сказать свое слово, творить по новым законам, войти в историю мировой культуры. Думается, литератором той поры, а особенно поэтам, удалось это сделать с лихвой – во многом они стали причиной того, что искусство начала 20 века в России называют Серебряным веком искусства.
Поэзия Серебряного века характеризовалась большим количеством литературных течений, каждое из которых имела своих идеологов, свою программу, свои творческие
Символизм можно назвать, на мой взгляд, одним из самых ранних течений Серебряного века. Он основывался на религиозной философии Вл. Соловьева, а его творческие принципы были разработаны поэтом Д. Мережковским. Среди сторонников этого направления были такие выдающиеся поэты, как А. Блок, В. Брюсов, Вяч.
Иванов, З. Гиппиус и др.
Символисты стремились познать мир, истину и красоту через символ. Последователи этого течения акцентировали внимание на духовных мирах, мистических ощущениях, невидимых на первый взгляд связях человека, определяющих его Душу, Бытие, окружающий мир. Во многом – это идеи, заимствованные у романтиков прошлого (Жуковский, Баратынский, Гете, Навалис).
Такое содержание требовало соответствующего выражения. Язык художественных произведений символизма изобиловал метафорами, иносказаниями, аллюзиями, цитатами.
Одним из крупнейших поэтов-символистов Серебряного века является Константин Бальмонт (“Под северным небом”, “В безбрежности”, “Горящие здания”, “”Будем как Солнце”). Для его лирики, особенно ранней, характерны мотивы любви, красоты, соединяющиеся с меланхолической скорбью и ожиданием смерти.
Лирический герой Бальмонта тонко чувствует дисгармоничность бытия человека, его невозможность слиться с миром и томление своим земным существованием: “Моя душа стремится в мир иной, Пленяясь всем далеким, всем безбрежным”.
В художественном плане лирике Бальмонта присущи все характерные черты символизма – глубокий психологизм, импрессионистические черты, опора на импровизацию как художественное выражение интуиции, музыкальность:
Людей родных мне далеко страданье,
Чужда мне вся земля с борьбой совей,
Я – облачко, я – ветерка дыханье.
Совершенно другую художественную задачу ставили перед собой акмеисты (Н. Гумилев, ранняя А. Ахматова, Г. Иванов, О. Мандельштам и др.). В своих произведениях они совершенно сознательно описывали лишь обыденные чувства и дела, так как считали, что это и есть суть жизни. Именно об этом – слова ранней Анны Ахматовой:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Язык своих произведений акмеисты так же старательно “упрощали”, делали максимально точным, лаконичным, содержательным:
Мне холодно. Прозрачная весна
В зеленый пух Петрополь одевает,
Но, как медуза, невская волна
Мне отвращенье легкое внушает.
(О. Мандельштам)
Одним из самых ярких и новаторских во всех отношениях течением можно считать, на мой взгляд, футуризм. Уже его название говорит об амбициях, смелости и стремлению к эпатажу: футуризм – искусство будущего. Именно футуристы наиболее радикально отвергали все культурные завоевания прошлого.
Они провозглашали, что создадут совершенно новое искусство, не опираясь на достижения признанных авторитетов. В числе основоположников футуризма в России можно назвать В. Хлебникова, Д. и Н. Бурлюков, И. Северянина и, конечно же, В. Маяковского.
Приверженцы этого направления стремились даже звучание слова освободить от “груза прошлого”. Отсюда – их очень смелые эксперименты в области языка. Так, Д. Бурлюк в некоторых своих стихах отказался от предлогов, а В. Хлебников и вовсе доводил свои эксперименты до крайности – сосредоточась на языке, он делал свои стихотворения крайне сложными для понимания:
Бобэоби пелись губы.
Вээоми пелись взоры.
Пиэзо пелись брови.
Лиэээй – пелся облик.
Одним из самых талантливых поэтов, принадлежащих к футуризму, был, несомненно, В. Маяковский. Его творческие открытия в поэтической области (оригинальные средства художественной выразительности, своеобразное синтаксическое и ритмическое оформление фразы, лексические средства, синтезирующие литературный язык с просторечными и грубыми словами, обилие неологизмов, мощные интонации) сделали этого поэта одним из всемирно признанных мастеров слова:
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется – и вот
я захохочу и радостно плюну
плюну в лицо вам
Я – бесценных слов транжир и мот.
Таким образом, Серебряный век – один из плодотворнейших периодов в русской поэзии. Это время дало миру множество художественных открытий, как в плане содержания, так и в плане формы. Кроме того, Серебряный век обогатил мировую культуру десятками поэтических имен, составляющих гордость русской и всемирной литературы.