Соотношение романтического идеала и действительности в ранних рассказах Горького
В творчестве раннего Горького наблюдается сочетание романтизма с реализмом. Писатель критиковал “свинцовые мерзости” российской жизни. В рассказах “Челкаш”, “Супруги Орловы”, “Однажды осенью”, “Коновалов”, “Мальва” он создал образы “босяков”, людей, сломленных существующим строем в государстве.
Эту линию писатель продолжил в пьесе “На дне”.
В рассказе “Челкаш” Горький показывает двух героев, Челкаша и Гаврилу, столкновение их взглядов на жизнь. Челкаш – бродяга и вор, но при этом
В психологическом поединке с Гаврилой Челкаш становится победителем. Он благороден и великодушен.
Герои-“босяки” Горького не любят работать, они равнодушны к миру и презирают “порядочных” и “чистеньких”, иногда жестоки. Многие из них оказываются на “дне” жизни из-за слабости воли и характера. За это автор их осуждает.
Таков герой Коновалов. Внешне он большой сильный человек, но в богатырском теле живет детская, наивная
Неуверенность и слабость губят этого человека.
Орлов из рассказа “Супруги Орловы” ненавидит всех и все вокруг. По его словам, “серая жизнь” вызвала у него “беспокойство в сердце”. Он избивает жену, оправдываясь тем, что в его жизни только “работища да скучища, скучища да работища”. Мечты о героической жизни разбиваются о жалкую реальность.
Судьба дает Орлову шанс стать полезным и поработать, борясь с эпидемией холеры. Но через некоторое время он разочаровался и в этом. Доктору Орлов советует не лечить больных в то время, когда здоровые умирают “от тесноты жизни”.
Этот герой опускается на самое дно жизни.
В рассказах о “босяках” Горький выступает как талантливый писатель-реалист в описании среды и законов общества. При этом он романтизировал своих стихийных бунтарей. Вряд ли опустившиеся люди могли произносить такие пламенные речи о свободе и смысле жизни, как герои Горького.
- “Босяки” и “бывшие люди” в ранних рассказах М. Горького Великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому принадлежат слова о том, что Максим Горький был настоящим “человеком из народа”. Действительно, пролетарский писатель отлично знал жизнь низов русского общества, быт “дна”. Рассказы “Челкаш” (1895 г.), “Бывшие люди” (1897 г.), “Супруги Орловы” (1897 г.) рисуют колоритные образы “босяков” и “бывших людей”. В рассказе “Челкаш” речь идет о свободе […]...
- Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике А. А. Блока В третью книгу автобиографической трилогии “вочеловечения” Александра Блока входят циклы “Страшный мир”, “Возмездие”, “Ямбы”, “Арфы и скрипки”, “О чем поет ветер”, “Итальянские стихи”, “Кармен”, “На поле Куликовом”, “Соловьиный сад”, “Родина”. На данном этапе художественного развития Блок разрабатывает идею и тему пути человеческой души в мире. Конечно, творчество Блока в этот период, как и в предыдущие […]...
- Пафос свободы в ранних рассказах Горького Наиболее развернуто изображен этот переход – переход из разряда “беспокойных” в разряд “выломившихся” – в рассказе (это, в сущности, не рассказ, а повесть, я бы даже сказал: маленький роман) “Супруги Орловы”. В большинстве ранних рассказов М. Горького, в которых нет образа героя-рассказчика, босяки противопоставлены носителям собственнических, эгоистических, своекорыстных стремлений (Челкаш – “хозяйственному мужичку” Гавриле, Мальва […]...
- ОБРАЗ ГЕРОИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА В РАННИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО ОБРАЗ ГЕРОИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА В РАННИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО М. Горький пришел в литературу с четкой эстетической программой. Он понимал необходимость нового подхода к явлениям жизни, необходимость новых форм ее художественного воплощения. Еще в 1900 году в письме к А. П. Чехову он пишет: “Право же – настало время нужды в героическом”. Героическими личностями в полном […]...
- Нравственные проблемы свободных людей в ранних рассказах М. Горького Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Горький хорошо знал мир отверженных. Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с […]...
- Человек в ранних рассказах А. М. Горького Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них тоже несколько романтичен. Для него превыше всего свободолюбие и гордость. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно с такими героями, только, кроме свободы и гордости, Горький дарует им необыкновенную красоту. Лойко и Радда любят друг друга, но они не могут ради этой любви пожертвовать своей […]...
- Образ народа в ранних рассказах М. Горького Народ – сердце страны; стоит только Затронуть его, чтобы обнаружить сокровища Бескорыстия, безропотности, мужества. А. Ламартин Горький вступил на писательский путь в то время, когда социал-демократия, по выражению Ленина, переживала процесс “утробного развития”. Прежде чем вступить в литературу, Горький прошел многотрудную, но плодотворную школу жизни, вольные “университеты” передовой мысли и общественно-политической деятельности. Многообразные наблюдения над […]...
- РОЛЬ ГЕРОЯ-АВТОРА В РАННИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО РОЛЬ ГЕРОЯ-АВТОРА В РАННИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО О первых литературных опытах М. Горького известно не много. Писал стихи и романтические поэмы, самой крупной из которых стала “Песня старого дуба”. Строка из нее: “Я в мир пришел, чтобы не соглашаться” – могла бы служить эпиграфом ко всему творчеству писателя. Но популярность и славу Максиму Горькому принесло […]...
- Пейзаж в рассказах Горького Пейзаж в ранних рассказах Горького играет исключительно важную роль. Море – это место, где происходит действие. Отношением к морю проверяется герой. Челкаш любит и понимает море, в море он свой, Гаврила – приземленный человек, в прямом и переносном смысле этого слова, он моря боится. Заключительный пейзаж говорит о том, что море протестует против того, что […]...
- Пафос ранних романтических произведений М. Горького Пафос ранних романтических произведений М. Горького (идеи и стиль романтических произведений Горького) I. “Настало время нужды в героическом” (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма. II. Вера в человека и противопоставление его героического порыва “томительно бедной жизни”. 1. Пафос свободы в ранних рассказах. 2. Не страдать, а действовать! 3. Противопоставление индивидуалистическому […]...
- Романтизм ранних рассказов Горького К романтическим рассказам Горького относятся “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Песня о Соколе” и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно. Цыгане в романтических рассказах писателя полны мудрости и достоинства. Эти неграмотные люди рассказывают герою-интеллигенту глубокие символические притчи о смысле жизни. Герои Лойко Зобар и Рада […]...
- Образ автора в ранних рассказах М. Горького Рассказы “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Песня о Соколе” имеют сложное построение – рассказ в рассказе. Следовательно, в каждом из названных произведений есть два рассказчика: “внутренний” рассказ ведет старый человек (Макар Чудра, Изергиль, Надыр-Рагим-оглы), а “внешний” рассказ, который, как рама, окружает историю старика, принадлежит автобиографическому герою. Благодаря этому молодому человеку, читатель имеет представление о внешности стариков […]...
- Поиск романтического идеала в русской литературе XX века XX век – век науки и техники. А для их развития нужны деньги. Много денег, поэтому сейчас именно они и правят миром. Очень часто деньги идут на разработку новых, более мощных военных технологий. А зачем? Разве людям нужны войны? Разве мы хотим крови? Мне кажется, что пора остановиться. Хватит уже того, что постоянно по телевидению […]...
- Романтизм и реализм в рассказах Горького Все раннее творчество М. Горького направлено на поиск положительного героя, с одной стороны, и на беспощадное обличение существующей действительности – с другой. Поэтому в творчестве молодого писателя своеобразно переплетаются два художественных метода – романтизм и реализм. Это подтверждает сам М. Горький в статье “О том, как я учился писать”: “Итак, на вопрос: почему я стал […]...
- ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ РОМАНТИЗМА И РЕАЛИЗМА В РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ РОМАНТИЗМА И РЕАЛИЗМА В РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО Все раннее творчество М. Горького направлено на поиск положительного героя, с одной стороны, и на беспощадное обличение существующей действительности – с другой. Поэтому в творчестве молодого писателя своеобразно переплетаются два художественных метода – романтизм и реализм. Это подтверждает сам М. Горький в статье “Отом, как я учился […]...
- Сочинение на тему: “Художественное своеобразие ранних произведений М. Горького” Своими ранними рассказами Горький открыл новую страницу в перечне романтических произведений. Наверное, именно на рубеже веков понадобились легенды и повествования сказочного характера. Ведь только они способны в ненавязчивой форме развести по разные стороны добро и зло, правду и ложь. Романтическое же построение сюжета увлекает не только детей, но и взрослых. В любое время иногда хочется […]...
- Образы босяков в рассказах Горького Особое место в рассказах Горького. 90-х годов занимают образы посяков. Часто он рисует их с явным сочувствием: это дало повод многим буржуазным критикам называть Горького “певцом босячества” и утверждать, что среди босяков Горький нашел свой идеал анархиста-бунтаря, реальное воплощение идеи “сверхчеловека” Ницше. Однако такое мнение неверно. В статье “Беседы о ремесле” (3930-1931) Горький прямо говорит, […]...
- Образ босяцкой вольницы в рассказах Горького Герои Горького разделяют боль многих, стремятся соотнести свою судьбу с судьбой всех обездоленных. Горький создал большой цикл рассказов о босяках: “Емельян Пиляй”, “Дед Архип и Ленька”, “Нищенка”, “Челкаш”, “Однажды осенью”, “Зазубрина”, “Супруги Орловы”, “Коновалов”, “Бывшие люди”, “Мой спутник” и др. Может возникнуть вопрос: не повторяется ли писатель, воспроизведя в каждом из рассказов один и тот […]...
- Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького В жизни всегда есть место подвигам. М. Горький На становление и развитие реализма в русской литературе, несомненно, оказывали влияние течения, возникающие в общем русле европейской литературы. Однако русский реализм существенно отличается от французского, английского, немецкого и по времени своего возникновения, и по темпам развития, и по структуре, и по его значению в национальной общественной жизни. […]...
- ПАФОС РАННИХ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. ГОРЬКОГО (ИДЕИ И СТИЛЬ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГОРЬКОГО) I. “Настало время нужды в героическом” (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма. II. Вера в человека и противопоставление его героического порыва “томительно бедной жизни”. 1. Пафос свободы в ранних рассказах. 2. Не страдать, а действовать! 3. Противопоставление индивидуалистическому самоутверждению подвига во имя людей. 4. Рассказы о босяках. “Не столько отверженные, […]...
- Герои ранних рассказов Максима Горького Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них, исполненного свободолюбия и гордости, тоже возвышен и романтичен. Горький талантливо живописал их внешность. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно с такими героями, которых автор, кроме свободы и гордости, наделяет необыкновенной красотой. Лойко и Радда любят друг друга, но они не могут ради этой любви […]...
- Идейное и художественное своеобразие ранних произведений М. Горького Ранние произведения М. Горького отражают незавершенность его концепции мира и художественного творчества. В них он выступает как романтик, причем его романтизм совмещает в себе как традиционные, так и новые художественные приемы. Горький создает свой собственный мир. В нем часто можно наблюдать некоторые особенности современной ему России. Тем не менее горьковская художественная реальность н живет по […]...
- Основные идейные мотивы ранних произведений М. Горького Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. А. М. Горький. Раннее творчество А. М. Горького отмечено влиянием романтизма. В наследии любого писателя что-то может нравиться, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и […]...
- “Паломничество Чайльд Гарольда”. Мотив романтического бегства от действительности. Картины борьбы за свободу Цели: продолжить наблюдение за развитием образа Чайльд Гарольда; совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа лиро-эпической поэмы; углубить понятие о лирическом герое; воспитывать внимательное отношение к поэтическому произведению. Оборудование: раздаточный материал для работы в группах. ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний 1. Слушание рассказов о главном герое поэмы “паломничество Чайльд Гарольда” по плану […]...
- Природа и человек в ранних романтических произведениях М. Горького В ранних романтических произведениях М. Горького действовали социально-конкретные лица – главным образом босяки, а также близкие к ним по своему общественному положению люди. Критическая направленность рассказов о горькой и тяжелой доле отверженных, “бывших людей”, очевидна. В своем презрении к уродливым собственническим устоям деклассированный люд нес в себе стихийное влечение к воле, свободе. Во многих В […]...
- Герои и проблематика ранних произведений М. Горького По яркому и точному слову Л. Леонова, рубеж XIX и ХХ в. пересекла “тройка” великих русских писателей: Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и А. М. Горький. В этой тройке “коренником” был Л. Толстой, но именно Горькому, самому молодому из них, суждено было перекинуть, как мост, идею литературного служения из XIX в ХХ век. Он […]...
- РОЛЬ РАССКАЗЧИКА В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО РОЛЬ РАССКАЗЧИКА В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО Ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли. Важную роль в этом раскрытии играет образ рассказчика. Благодаря образу рассказчика такие произведения, как “Песня о Соколе”, “Старуха Изергиль” , становятся “рассказами в рассказе”, у них возникает своеобразная “рама”, которая, как рама картины, оттеняет своеобразие произведения. […]...
- Слово в ранних произведениях М. Горького А, и ты иногда страдаешь, что мысль не пошла в слова. Это благородное страдание, мой друг, и дается лишь избранным. Ф. М. Достоевский. “Подросток” Любовь Горького к слову хорошо известна. Горький призывал молодых литераторов “слышать и видеть язык”, глубоко продумывать свои произведения, с тем чтобы избегать “хлама торопливых и непродуманных слов”. Конечно, говоря о слове, […]...
- Любовь, смерть и подвиг в ранних романтических произведениях М. Горького Только те, кто готов умереть за нее, знают, что такое свобода. А. Сталь В своих ранних произведениях Горький предстает перед читателем писателем романтиком. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей один на один с миром, но которая бы соответствовала действительности и которая выдвигала бы действительности исключительные требования. Герои Горького стоят на ступень выше всего общества и […]...
- Герои ранних произведений М. Горького М. Горький вошел в русскую литературу в 90-х годах XIX века и сразу же вызвал большой интерес у читателей. Богатый личный опыт странствий по Руси дал писателю обильный материал для его произведений. Уже в ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые сопровождали его творчество на всем протяжении. Это, прежде всего, идея активной личности, ведь […]...
- Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М. Горького Писателя должно лихорадить от волнения и восторга. Р. Брэдбери Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, жуткие аккорды разбушевавшейся стихии, где “гордо реет Буревестник, черной молнии подобный”. Романтические образы М. Горького вырастают из этого союза красок и звуков, они чаруют, заставляя быть там, где происходит действие, и тем, кем […]...
- Сравнение Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького “Челкаш” ) В рассказе “Челкаш” М. Горький описывает “маленькую драму, разыгравшуюся между двумя людьми”. Оба героя – Челкаш и Гаврила – выходцы из деревни. Челкаш греет сердце вспоминаниями о деревенском детстве и юности, а Гаврила мечтает о зажиточной жизни в деревне. Челкаш понимает желания Гаврилы и даже чувствует ответственность за его судьбу. Челкаш давно оторван от земли, […]...
- ГЕРОИ РАННИХ РАССКАЗОВ М. ГОРЬКОГО Максим Горький входит в русскую лите- ратуру в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал боль- шой интерес у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пуш- кина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знаю- щий Толстого, знает Максима […]...
- Тема “маленького человека” в ранних рассказах А. П. Чехова В своих ранних рассказах Чехов продолжает тему “маленького человека”, традиционную для русской классической литературы начала и середины XIX века. Однако эта тема раскрывается у Чехова новаторски по двум очевидным причинам: во-первых, писатель обладал талантом, то есть собственным оригинальным взглядом на мир; во-вторых, изменились российские общественные условия (конец XIX века), которые нашли отражение в творчестве Чехова. […]...
- Критика Российской действительности в пьесе А. М. Горького “На дне” Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы вдруг задумывается над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно дает вам. Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо, им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что это — […]...
- Художественные особенности ранних рассказов М. Горького (“Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Песня о Соколе”) Тема ранних рассказов Горького – необыкновенные герои в обыкновенной жизни. Общую идею ранних рассказов можно сформулировать так: автор ищет в тяжелой, сонной российской действительности, которая его окружает, смелых и гордых людей; эти яркие, вечно ищущие смысл жизни герои противопоставляются окружающей мещанской среде, с ее ограниченными интересами и убогим духовным миром. Иными словами, в идейном содержании […]...
- Роль пейзажа в рассказах И. А. Бунина “Кавказ” и М. Горького “Челкаш” Пейзаж является важной частью художественного произведения. Описание природы считается внесюжетным элементом, то есть тем, что не влияет на развитие действия. Однако пейзаж выполняет ряд значимых функций в рассказе: он не только воссоздает место действия, его фон, но и служит для характеристики героев, передачи их психологического состояния, выражения глубоких философских идей. Кроме того, пейзаж помогает создать […]...
- КРИТИКА РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Хорошо, когда прочитанная книга или те- атральная постановка оставляет след в душе. И если он, этот след, яркий, мы задумывает- ся над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно дает нам. Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо, им предопределена долгая […]...
- Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Горький вошел в русскую литературу стремительно и ярко. Его ранние рассказы “Макар Чудра” и “Старуха Изергиль” являются прекрасными образцами романтизма начала XX века. Романтические герои писателя – это много повидавшие на своем веку цыган Макар Чудра, старуха Изергиль и герои их легенд: Зобар и Радда, Ларра и Данко. Действие обоих рассказов разворачивается на фоне бурлящего […]...
- ГЕРОИ РАННИХ РАССКАЗОВ М. ГОРЬКОГО (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ИЗ РАССКАЗОВ). Краткое изложение текста М. Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес У читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не Знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Тостого, Знает Максима Горького. Правда, в этом […]...