ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (2 вариант)

На протяжении столетий писатели и поэты русской литературы поднимают извечную проблему – это взаимосвязь природы с окру­жающим миром, с человеком. Поэтому не случайно Чингиз Тореку-лович Айтматов в своем романе “Буранный Полустанок” показыва­ет главного героя, Едигея Жангельдина, на фоне степей, холодных и равнодушных к человеку. По мнению Айтматова, природа состав­ляет основу человеческого бытия.

Именно отношение человека к природе автор считает мерилом его нравственности.

Уезжает Зарипа, в которую влюблен Едигей. Он в

отчаянии и вымещает свою боль на Каранаре: “Яростно, беспощадно хлестал он Буранного Каранара, нанося удар за ударом”.

Этим поступком Едигей разрушает не только гармонию, которая существует между природой и человеком, но и губит что-то челове­ческое в самом себе, и природа, как бы осуждая поступок Едигея, становится равнодушной к герою, делает его Одиноким В этой сте­пи.

Совсем другим мы видим Едигея в истории с золотым мекре. Рыба нужна ему, как кажется Едигею, чтобы в его доме были сча­стье и радость. Укубале, Своей жене, он показывает мекре со слова­ми: “…я его упросил”.

Это говорит о том,

что нужно всегда посту­пать по справедливости, к чему бы это ни относилось. Истоки этого в народной мудрости, в народном опыте, который говорит о том, что единство человечества и природы – это основа существования человека на земле.

Когда в романе “Плаха” люди разоряют волчье логово, тем са­мым нарушая гармонию природы, вмешиваясь в нее, природа пла­тит им тем же: волчица Акбара уносит человеческого детеныша.

Эту же проблему взаимосвязи природы и человека, их единобор­ства и противоборства, ставит Виктор Петрович Астафьев в своем повествовании в рассказах “Царь-рыба”.

Герой рассказа “Царь-рыба”, Игнатьич, всю жизнь занимался браконьерством. Поссорившись со своим братом, он решает пой­мать с помощью самолова царь-рыбу, осетра необыкновенной кра­соты, огромных размеров. Своей тяжестью рыба тащит за собой под воду Игнатьича. Сплетаясь воедино, они борются друг с другом, каждый за свою жизнь.

Автор как бы хочет поменять местами че­ловека и рыбу, еще раз взглянуть со стороны на то зло, которое он порой может причинить ей, и в этом авторская позиция АстафьевА.

“Что-то Редкостное, Первобытное” было в этой рыбе. Царь-рыба – Прародительница, Которая выступает как символ живой природы.

Когда Игнатьичу Становится совсем тяжело, он вспоминает своего деда, предания, которые от него услышал. Дед говорил, что тому человеку, у которого на душе есть грех, не должна попасться царь-рыба. “А ежли у вас, робяты, за душой… тяжкий грех, срам какой, варначество – не вяжитесь с царью-рыбой… Ненадежно де­ло Варначье”. Каждый человек совершил какой-то грех.

Игнатьич не является исключением. Во-первых, он всю свою жизнь занимал­ся браконьерством, загубил много рыбы. Во-вторых, еще в молодо­сти он плохо поступил с одной девушкой, Глашкой Куклиной, На­несенная ей обида камнем лежала на душе Игнатьнча всю жизнь.

Как могло случиться, что человек оказался в плену у рыбы? Ав­тор считает, что его погубила жадность: “…забылся в человеке че­ловек! Жадность его обуяла!”

Мир природы таит в себе дух справедливого возмездия, о кото­ром Взывают Страдания царь-рыбы, израненной человеком. Встреча с рыбой – это час расплаты за грехи, за то, что Игнатьич забыл в себе человека, за уничтожение им окружающей среды. Это также и сцена раскаяния.

Герой заново переосмысливает свою жизнь.

В. Астафьев так же, как и Ч. Айтматов, считает, что, уничто­жая окружающий мир, человек уничтожает в первую очередь само­го себя, так как человек, по АстафьевУ, – это органическая, есте­ственная часть природы. И это уничтожение не только физическое, но и нравственное, моральное.

Герой рассказа “Капля” оказывается на природе и видит на та­ловом листке каплю росы. Эта капля наполняет “молодыми силами вечное движение* рек. Она “замерла, боясь обрушить мир своим падением”. Этим автор говорит о том, что хрупкость этой капли, гармонии природы – это и хрупкость человеческого существова­ния.

Поэтому гармония человека и природы должна сохраняться как можно дольше.

Авторская мысль заключается в сопоставлении недолговечной, проходящей человеческой жизни и вечного, бесконечного сущест­вования окружающего мира, природы.

Пафос “Повествования в рассказах” АстафьевА заключается в неистовой борьбе против безразличия, бездушия, хищничества по отношению к природе. Поэтический символ стойкости в этой борь­бе – Турухансквя Лилия, скромный таежный цветок.

Неповторимую прелесть и многообразие природы родного края раскрывают в своих произведениях многие писатели: И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Г. Паустовский, М. М. Пришвин. Каждая встреча с природой – это встреча с прекрасным, неизведанным, это при­косновение к тайне. С приобщения к миру красоты родной приро­ды начинается любовь человека к Родине.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (2 вариант)