Особенности психолого-педагогической подготовки профильного самоопределения учащихся
Доклад подготовила
Практический психолог
ОШ №1 I — III ст. пгт Багерово
Хрони Е. Н.
Особенности психолого-педагогической подготовки
Профильного самоопределения учащихся
На современном этапе актуальной является реализация идеи профилизации обучения. Система профильного образования состоит из двух подсистем: предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Это система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной
Профессиональное самоопределение имеет многоступенчатый и динамический характер, поэтому начинать профориентационную работу необходимо намного раньше, иначе все усилия психологов и педагогов будут малоэффективны.
Целью психологической службы является подготовка учащихся к профильному обучению, помощь в личностном и профессиональном самоопределении. Сначала учащийся должен сориентироваться в профилях дальнейшего обучения в школе, затем к моменту окончания в школе он не только должен выбрать конкретную профессию и профессиональное
Проблема, над которой работает наш педколлектив ОШ №1 пгт Багерово, полностью перекликается с основными принципами профильного обучения в средней общеобразовательной школе.
Психологическая работа в школе включена в общую систему профориентационных мероприятий, которые проводятся в школе, ориентирована на школьников и на создание условий для их полноценного развития. Психологическая работа может служить основой для грамотного построения профориентационной работы.
I. Документация психологической службы
Положение о психологической службе.
План работы психологической службы на год.
Программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки, профильного обучения.
Банк психодиагностических методик.
Индивидуальные карты психологического развития учащихся.
Результаты психологического обследования.
Журнал регистрации индивидуальных консультаций.
Отчеты о деятельности психологической службы.
ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.
1 этап — пропедевтический 1-4 классы это :
— профессионально-просветительная работа;
— формирование познавательных интересов — аморфных с элементами
Широких (низкий, средний, высокий);
— формирование условия выбора допрофильного обучения.
II этап протекает как допрофессиональное самоопределение учащихся 5-9 классов (допрофильное обучение)
— формируется условие выбора профильного обучения в старшей школе через наличие у учащихся широких интересов с элементами стержневых интересов;
— обеспечивается проектирование собственной траектории развития ученика — человек становится субъектом собственного развития, ученик осознает «что надо знать и уметь».
Итак, допрофильная подготовка в 5-9 классах проводится для профессиональной ориентации учащихся, способствует в выборе ними направления профильного обучения в старшей школе. Формы ее реализации в нашей школе — введение курсов по выбору, факультативов, предметных кружков, МАН, предметных олимпиад.
ІІІ этап — профильное обучение с 10 класса характеризуется тем, что:
— существует представление ученика о спектре профессий в направлении выбранного Профиля учебы, запрос на определенную учебную деятельность;
— сформированы: умения «учить» самостоятельно нужную информацию, запрос к школе на профсопровождение.
ОСНОВНЫЕ ЦИКЛЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
В начальной школе педагог-психолог при помощи различных диагностических методов определяет возможности учащихся для продолжения обучения, наличие или отсутствие учебной мотивации, направления индивидуальной и групповой развивающей работы, необходимость организации коррекционных мероприятий. В конце обучения в начальной школе целесообразна педагогическая диагностика навыков письма, чтения и счета.
Первичные карты интересов, анкеты по их изучению могут быть предъявлены учащимся уже в 5-м классе. Безусловно, четкой картины предпочтений они не дадут, и это обусловлено особенностями возраста, тем не менее, такие исследования внесут вклад в изучение динамики интересов и склонностей. Накопление информации о профессиональных намерениях учащихся может оказаться важным для решения вопроса о профессиональном будущем учащегося. ( Слайд. Карта развития )
В карте развития учитываются результаты исследований:
Прием в первый класс.
Адаптация учащихся 1, 5, 10 классов
Развитие психических процессов на протяжении всего обучения.
Предпрофильной подготовки 9-х классов.
Профильного обучения 10 классов и 11 класса в рамках подготовки и сдачи ВНО.
Сопровождение одаренных учащихся, детей «группы риска», учащихся, находящихся под опекой)
В 7-9 классах работа психолога ориентирована на допрофильную подготовку и представляет собой комплекс просветительских и развивающих мероприятий, основанных на психодиагностических исследованиях. Обычно применяются анкеты, беседы, Сочинения, комплексы психодиагностических методик. (Слайд. Таблица. Банк диагностических методик)
Банк диагностических методик:
5-7 классы | Диагностика одаренности. |
Социализация личности | |
8 классы | Направленность личности |
Эмоциональный интеллект | |
Карта интересов (предпрофиль) | |
9 классы | Профессиональные предпочтения. Методика «За и Против» |
Профиль интересов | |
Склонность к видам деятельности | |
Тип профессий | |
Тип мышления | |
Матрица выбора профессии | |
Для исследования используются следующие методики в электронном варианте: 1. Методика определения готовности к риску. 2. Методика определения интеллектуального потенциала. 3. Методика определения мотивации к успеху. 4. Методика выявления коммуникативных установок. 5. Методика выявления оперативной памяти. 6. Методика Дж. Равена (уровень невербального интеллекта). 7. Методика «Корректурная проба» В. Я. Анфимова 8. Методика «Прогноз». 9. Методика «Техническое мышление». 10. Вопросник «Профессиональная карьера» 11. Вопросник профессиональной направленности Е. Климова. 12. Вопросник направленности личности по методике Д. Голланда. | |
9-11 классы | Профессиональное самоопределение (9, 11 классы) |
Удовлетворенность профилем обучения (10 классы) | |
Конкурентоспособность личности (9-11 классы) |
Проведение психолого-педагогического мониторинга по определению профессиональной направленности учащихся 9 классов и готовности их к профильному обучению.
(Слайд. Показ примеров диаграмм)
По итогам диагностики проводится консультация психолога.
Направления работы с учащимися:
— анализ с учетом конкретных обстоятельств ситуации учащегося.
— рекомендации тестируемому по развитию способностей.
— объяснение того, почему та или иная профессия «подходит» или «не подходит» под показанные тестируемым результаты.
— Повышение самооценки, формирование реалистичного уровня притязаний.
— Активизация социальной позиции. Формирование жизненных ценностей высшего порядка.
— Выработка навыков принятия решений: выбора профессий и путей ее получения, сдачи экзаменов, трудоустройства.
— Психологическая поддержка; создание ситуации успеха; активизация ресурсов для достижения цели; выработка запасных вариантов.
Направления работы с педагогами:
— Психологическое консультирование педагогов. Информирование о проблемах самоопределения конкретных детей, рекомендации по педагогической коррекции проблем профильного и профессионального выбора учащихся
Направления работы с родителями:
Работа с родителями строится по принципу оказания консультативной помощи. Осуществляется по следующим основным направлениям:
— Информация о психологических особенностях учащихся, выявленных в рамках диагностики.
— Информация об особенностях рынка труда, встреча со специалистами Центра занятости.
— Информация о возможностях продолжения образования в своем и соседних регионах, встреча с представителями учебных заведений.
На основе выше изложенного, можно сделать общий вывод, что предпрофильная подготовка и профильное обучение способствуют профессиональному и жизненному самоопределению учащихся, их успешной социализации.
Таким образом, система психолого-педагогической поддержки учащихся — это комплексный и системный подход к решению проблем, возникающих при переходе на предпрофильное и профильное обучение; это интеграция усилий классного руководителя, педагогов, психологов, администрации школы, медицинских работников, направленных на обеспечение успешной адаптации в новых условиях обучения; это система личностно-ориентированного обучения; это регулярность и организованность, продуманность и четкая организация действий всех элементов системы; это здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения.