Работа с родителями в период подготовки и адаптации ребенка к ДОУ

Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ и в период адаптации ребенка

Автор: Дорогина Лариса Михайловна, социальный педагог Детский сад №198 ОАО «РЖД » г. Красноярск

Адаптация — привыкание, «вживание » человека в какую либо среду.

Поступление в детский сад — это переломный момент не только для ребенка но и для родителей. Многие родители часто опасаются, что их ребенок будет страдать, в следствии резкого перехода из домашней неорганизованной среды в среду детского сада, где необходимо соблюдать

режим, где ему не смогут уделять столько внимания, как дома.

Учитывая возникающие у родителей трудности в нашем детском саду родителям предлагается посещение тренингов, групповых бесед в «Клубе молодых родителей «. На таких мероприятиях родители могут оценить и взвесить свои умения, знания и возможность задать интересующие их вопросы о режиме, навыках самообслуживания и т. д. Повысить свою компетентность в вопросах психологии и педагогики.

Повышается взаимопонимание между родителями и работниками ДОУ с целью создания единого пространства «семья — детский сад «, обеспечивается преемственность

в требованиях, предъявляемых к ребенку в детском саду, понимания задач воспитания и обучения.

Чтобы такие тренинги и беседы принесли реальный результат, педагогу необходимо знать социально — демографические данные семьи и психолого — педагогическую характеристику.

Для этого проводится анкетирование семьи (приложение №1)

Исходя из этих данных, педагог выстраивает свою работу с родителями индивидуально, соблюдая конфедициальность, такт и профессиональное мастерство.

Еще один вариант взаимодействия с родителями в период адаптации детей к ДОУ — это пригласить их на родительские собрания в другие группы, где можно окунуться в проблему и найти ответы на интересующие вопросы.

Так же можно организовывать » круглые столы » с новенькими привлекая родителей старших воспитанников для обмена опытом.

Можно подарить памятки «Рекомендации родителям или как ходить в детский сад без нервотрепки » (приложение №2)

Провести анкетирование «Детский сад глазами родителей » (приложение №3), целью которого выяснить, насколько интересно в детском саду, узнать пожелания и замечания. Определить уровень взаимодействия работников ДОУ с родителями в период адаптации ребенка.

От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса.

Формы взаимодействия с родителями постоянно меняются. Традиционная форма работы, где главное место отводилось сообщениям и докладам утратили свое значение из-за малой эффективности. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в жизнь детского сада.

Использование интерактивных методов повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, логопедом, мед. работниками и др. специалистами детского сада.

Еще один интересный метод взаимодействия — это «Портфолио ребенка «. На первом этапе оформления родители вместе с детьми могут обсудить как оно может выглядеть, какие фотографии поместят туда и что напишут на страничке «Давайте познакомимся » (интересные факты из жизни ребенка, его привычки и т. д.)

Также практикуются «Игротеки «, где активное участие принимают сами родители, играя со всеми детьми группы.

Раз в квартал проводятся «Ток-шоу » с родителями на злободневную тему. На таких мероприятиях решается много вопросов, которые волнуют родителей и педагогов.

В ДОУ организована творческая группа из родителей «новичков «. Силами группы издаются газеты о жизни в датском саду, театральные вечера и концерты.

Создан сайт с рубрикой «Спрашивали — отвечаем «.

Вся проводимая работа по адаптации родителей и детей к детскому саду приносит положительные результаты и весь процесс проходит максимально безболезненно для всех сторон.

Приложение №1 Анкета для родителей

Степень

Родства

Ф. И. О.

Год рождения

Образование

Место

Работы

Должность

Раб.

Тел-н

Отец

Мать

Брат

Сестра

С кем проживает ребенок?___________________________________________

Домашний адрес ___________________________________________________

Дом. Телефон _____________________________________________________

Бытовые условия жизни ребенка ( общие условия, условия для игры, отдыха и занятий)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Круг интересов семьи _______________________________________________

__________________________________________________________________

Особенности семейного воспитания ( строгое отношение, толерантное отношение, ребенку можно все и др.) _________________________________

__________________________________________________________________

Какие трудности в воспитании Вы испытываете?______________________

Приложение №2
«Рекомендации родителям или как ходить в детский сад без нервотрепки «

1. Будить ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали «.

2. Не торопить — умение рассчитать время — ваша задача, если вам это плохо удается, то вины ребенка в этом нет.

3.. Не прощаться, предупреждая и направляя: «Смотри не балуйся, веди себя хорошо, и т. д. «. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов.

4 Нелишне будет предупредить персонал детского сада о вкусах малыша. Но делать это следует в его отсутствие, когда он ушел в игровую комнату или занялся с другими детьми, так как подобные разговоры как бы программируют ребенка на совершение соответствующих действий: он станет лишь сильнее капризничать и настаивать на отказе от пищи, объясняя это словами матери или бабушки.

5. Не говорить гадостей.

«Если ты будешь плакать, я за тобой вообще не приду «, «Если ты будешь плакать, я сейчас развернусь и уйду «, «Что ты стоишь, как столб «, «Все Дети, как дети, а вот наша… «.

6. Сцены, которые дети устраивают родителям, говорят о том, что малыши достаточно хорошо знают «слабые» места взрослых.

7. Победить «сцены» помогут «ритуалы».

8. Не перекладывать ответственность.

Приложение №3
Анкета для родителей «Детский сад глазами родителей «

Цель анкеты — адаптировать работу учреждения к потребностям Вашего ребенка. Она анонимна, поэтому просим Вас искренне ответить на предложенные вопросы.

1. Кто, по — Вашему, более ответственен за воспитание ребенка — семья или дошкольное образовательное учреждение? ________________________________________________________

2. Что бы Вы хотели получить от детского сада?

— Максимально полную информацию о ребенке

— Педагогические советы по общению с ним

— Психологические консультации

— Рекомендации, какую литературу о воспитании ребенка вашего возраста лучше прочитать

— Возможность большего общения с родителями других детей

— Участвовать в мероприятиях детского сада

— Другое…

3. Какие родительские собрания, встречи, экскурсии Вы предлагаете провести в этом учебном году? ________________________________

4. Хотели бы Вы посещать занятия вместе с ребенком? Какие занятия? С какой целью?____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что вы ожидаете от таких посещений?_____________________________

__________________________________________________________________

6. Вы испытываете затруднения в общении с сотрудниками детского сада? Если да, то почему? _______________________________________________________________

7. Ваши пожелания и замечания в работе детского сада_____________


Работа с родителями в период подготовки и адаптации ребенка к ДОУ