Конспект урока для 1 класса “Игра в жизни ребенка”
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад общеразвивающего вида № 8 “Колосок”
Архангельской области
Конспект урока для 1 класса “Игра в жизни ребенка”
/круглый стол для родителей,
Чьи Дети не посещают ДОУ/
Подготовила:
Социальный педагог
Заборская Оксана Михайловна
Г. Коряжма
Цель: показать родителям значимость игры для развития ребенка: научить управлять ребенком с помощью игры, обозначить критерии выбора игрушки для полноценного эмоционального развития
Пособия: бумага для записи, ручки, игрушки: кукла Барби, матрешка, пирамидка, конструктор, Смешарик, пазлы и др.), мяч, обруч, кегли, скакалка, кукла, животное, набор посудки, набор с-р. игры “Доктор”, мозаика, лото, домино и др.
Ход занятия:
– Добрый день, дорогие мамы и папы! Мы очень рады встрече с вами в “Семейном клубе”. Сегодня мы поговорим на очень важную тему в жизни каждого ребенка – игра.
Игрушка… Что значит она в нашей жизни? Каково ее истинное предназначение?
Что это: средство для развлечения или культурное орудие, передающее состояние современной культуры,
Игрушка – тот же носитель информации для ребенка, что газета для взрослого.
Уважаемы родители, ответьте на мой вопрос: Зачем же нужна игра? (ответы родителей). Игра – это школа произвольного поведения. Попробуйте заставить ребенка стоять смирно – он не простоит и двух минут.
Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. (“Море волнуется – раз море волнуется – два, море волнуется – три. Замри!” Ведь замирают и стоят самые непослушные дети).
Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно объяснять ребенку, “что такое хорошо и что такое плохо”, но лишь сказка и игра способны через эмоциональные переживания, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.
Игрушка всегда выполняла и психотерапевтическую функцию – помогала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты можно преодолеть с помощью деревянного меча. Мы часто обнаруживаем подобный мусор, пытаясь навести Порядок в детском уголке, кармане.
И всякий раз сталкиваемся с просьбой не выбрасывать.
Дискуссия о пользе и вреде старых и современных игрушек.
Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Таковы ли современные игрушки? Сейчас я предлагаю Вам над этим поразмышлять.
Нужно разделить лист бумаги пополам и рассмотреть все плюсы и минусы предложенной игрушки. А затем мы коллегиально выясним полезность, бесполезность или вред данной игрушки (раздать игрушки).
– Так все-таки, какие игрушки нужны нашим детям?
У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратной поры. Нормальное становление внутреннего мира ребенка, его развитие немыслимы без игры, а следовательно – без игрушки. Подбор игрушки дело серьезное и ответственное. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются стихийно или в силу поверхностных обстоятельств (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку).
Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую полезность взрослые часто даже не рассматривают: они целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все что угодно. Отсутствие ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к бессмысленным закупкам однотипных игрушек, как правило бесполезных. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно – и на развитии ребенка.
(Родителям предлагается совместно С педагогом разработать критерии Выбора игрушки) . Например:
Соответствие интересам самого ребенка.
(Интересы взрослого и ребенка зачастую не совпадают – взрослых привлекает внешняя красота, цена, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей другие приоритеты: похожа на любимого сказочного героя, такая же есть у друга.)
Возможность что-либо с ней делать – главное достоинство игрушки (разбирать, передвигать, извлекать звуки).
Разнообразие форм активности ребенка: чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (мячи, кубики, пирамидки).
Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки, которые сами подсказывают способ действия матрешки, пирамидки).
Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, не допустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).
Игровое упражнение “Выбери Игрушки“
Родители делятся на три команды, каждой из которых предлагается выбрать на предложенной выставке игрушек те, которые способствуют:
Социально-эмоциональному развитию (например, животные, куклы, посуда, “Доктор”, “Парикмахерская” и др.).
Интеллектуальному развитию (кубики, конструктор, пазлы, мозаика, лото, домино и пр.).
Физическому развитию (мячи, обручи, кегли, скакалки и др.).
(Родители выбирают игрушки и озвучивают свой выбор).
– А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в опросе и попробовать разобраться в сложившихся ситуациях.
Экспресс-опрос для родителей:
– Вы намереваетесь войти в дверь подъезда, но у входа вам перегораживает путь малыш с игрушечным автоматом в руках Вы:
А) заходите в подъезд, не отвлекаясь на малыша;
Б) говорите ребенку, чтобы он вы брал более удачное место:
В) отвечаете ему, приняв игровую ситуацию;
– В зимний день на прогулке вы увидели множество построек из снега, вашему ребенку не терпится поиграть с ними Вы:
А) наблюдаете за ребенком, пока он наиграется;
Б) играете вместе с ним, придумав игровой сюжет;
В) определяете ребенку время для игр и пролистываете свежий номер журнала.
– Ваш ребенок бегает по квартире с пронзительными криками. Вы:
А) останавливаете ребенка: “Отдохни от беготни, а то вспотеешь”;
Б) спрашиваете что-то вроде “Во что ты играешь и не пора ли самолетику заправиться?”;
В) усаживаете ребенка на диван, предлагая почитать книгу.
Минута благодарности: Наше занятие подошло к концу, Мы надеемся, что данная тема позволила Вам разобраться и понять, насколько важна игра в жизни каждого ребенка. Я желаю Вам успехов в воспитании ваших детей! И готова ответить на ваши вопросы.