Инновационные технологии обучения как средство развития познавательной деятельности учащихся

Образование третьего тысячелетия — это образование для конкретного человека и человечества вообще. Главное в новой парадигме образования — это ориентация на интересы личности, адекватные современным тенденциям развития общества, признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории. Обучение и развитие человека взаимосвязаны с его творчеством а последнее с познавательной деятельностью: развивается лишь тот, кто познает, создает и творит новое, реализует возможности своего внутреннего мира.

Но

познание и творчество возможно только в условиях свободы выбора. Описание событий в романах и других произведениях результата можно ожидать только тогда, когда ученик обеспечен правом выбора смысла и целей своего образования, когда деятельность, организованная учителем, воспринимается учеником как своя собственная. То есть одной из главных проблем образования является приобщение учащихся к познавательной творческой деятельности в процессе обучения.

В основе лежит психология творческого мышления, процедура поиска нового, попытка формализации творческой деятельности, формирование учебно-познавательной

эвристической деятельности. Таким образом, Субъектом нашего исследования является ученик, объектом — познавательная деятельность. Такой подход обуславливает важность постановки и разрешения современной школой проблем: — развитие творческой личности; — формирование творческого коллектива; — управление процессом развития творческими коллективами.

Выбирая инновационные технологии одним из методов решения данных проблем, мы понимаем, что инновации относительно педагогики — это не использование отдельных способов обучения, а целенаправленные изменения в системе обучения, преобразования, которые улучшают развитие, управление и результаты. Они должны касаться сущности педагогической системы, комплексно охватывать все ее элементы, т. е. речь идет об оптимизации системы. Но нововведения могут и ухудшать систему. Поэтому, на наш взгляд, суть не в них самих, а в их целесообразности в конкретных условиях, т. е. в данном учебном заведении.

Поскольку мы имеем дело с процессом, то прежде всего следует определить следующие цели: глобальную для школы, цели долгосрочного планирования и тактические цели. Глобальная ( стратегическая) цель школы — формирование и развитие социально зрелой, творческой личности. Целями долгосрочного планирования есть: оптимизация преподавания; формирование устойчивой потребности к саморазвитию, превращение ребенка в активного субъекта собственного учения, развитие положительной Я — концепции каждого участника учебно-воспитательного процесса.

Одной из тактических целей является развитие познавательной деятельности учащихся. Инструментарием для развития познавательной деятельности учащихся являются инновационные технологии обучения. Ожидаемый ближайший результат от внедрения инновационных технологий обучения : — оптимизация системы специальных, предметных знаний и умений со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса — умение осуществлять учебно-познавательную деятельность и самостоятельно добывать информацию — умение оценивать собственную учебно-познавательную деятельность, учебные достижения и уровень образования.

Известно, что развитие познавательной деятельности проходит три общих этапа: 1) возникновение ситуативного познавательного интереса, который возникает в условиях новизны; 2) формирование устойчивого интереса к определенному предметному содержанию деятельности; 3) включение познавательных интересов, в постоянную познавательную деятельность. Центральной проблемой образования является мотивация учения и готовность всех участников учебно-воспитательного процесса к новациям (методически, психологически и технологически). Для ученика цели обучения трансформируются в мотивы учебной деятельности, поэтому смыслообразующим началом деятельности ученика являются его внутренние побуждения, которые являются результатом связей и отношений школьника с предметной средой, возникающих в его деятельности.

Мотивам учения посвящены исследования в педагогике и психологии С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьевой, Л. И. Божович, Л. С. Славина, В. С. Ильиной, Г. И. Щукиной и др. Исследования в этой области утверждают, что учение школьника побуждается не одним, а множеством мотивов. Научная классификация мотивов полностью еще не сложилась, но принято различать их следующие группы: социальные мотивы, познавательные мотивы, моральные мотивы, мотивы общения, мотивы самовоспитания. ъСчитаем, что Познавательную мотивацию следует формировать на основании следующих положений: Ø познавательная мотивация выступает отражением заданных условий деятельности; Ø познавательная мотивация возникает в проблемной ситуации, этим объясняется ее внутренняя и внешняя обусловленность; Ø возникновение и развитие познавательной мотивации обусловлено типом взаимодействия и общения педагога и учеников. Выделим ряд положений, которые по
зволят преодолеть недостаток императивного обучения и рассматривать познавательную деятельность как результат позитивной мотивации: Ребенок — целостная личность. Обучение станет смыслом жизни для ребенка в том случае, если оно управляется с его же позиции, которая включает в себя разносторонние тенденции к развитию, познанию и т. д. Познавательные силы ребенка стремятся к развитию, которое мыслится как процесс преодоления все более усложняющихся препятствий. Идти на встречу трудностям в познавательной деятельности — это потребность, Ребенок стремится к свободной активизации своих познавательных сил.

Объект познавательной деятельности и сама форма деятельности будут восприняты на мотивационной основе, если будут связаны с переживанием чувства свободного выбора. Для этого необходимо установление общей атмосферы взаимного доверия и уважения; управление учебным процессом в формах сотрудничества педагога и школьника; удовлетворение потребности в экспансивной учебно-познавательной деятельности; пробуждение, формирование и поощрение творческой и созидательной самостоятельности. Учебно-познавательная деятельность в силу общественной значимости ее результатов имеет для школьника огромный личностный смысл. Успех в учебно-познавательной деятельности равнозначен успеху в процессе становления личности ребенка как человека будущего.

Стремление к новому — основная функция познавательной деятельности. Новый объект тогда приобретает силу, когда он приходит в соприкосновение с прошлым опытом, вызывая тем самым конкретные мотивы деятельности. С проблемой познавательной мотивации тесно связана проблема Познавательного интереса в обучении, которая в целом не нова.

Ян Амос Коменский считал интерес одним из главных путей создания светлой и радостной обстановки обучения; Жан Жак Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К. Д. Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще большие возможности для обучения, развития, формирования личности ученика в целом.

Этой проблеме посвящены труды Г. И. Щукиной, В. И. Лозовой, А. В. Троцко и др. Анализ литературы, дает нам возможность выделить критерии познавательного интереса : — интеллектуальная активность ; — эмоциональный фон познавательной деятельности ; — волевые проявления ; — свободный выбор деятельности в часы досуга. Именно познавательный интерес является тем фоактором, с помощью которого можно определить эффективность любых, в первую очередь инновационных, технологий обучения.

На наш взгляд, проблема повышения познавательного интереса может быть решена при помощи системного, обдуманного применения инновационных технологий обучения в зависимости от конкретной учебной ситуации. Если познавательный интерес от начала урока и до его конца идет по возрастающей, он будет оказывать побуждающие последствия и на внеурочную деятельность. Безусловно, что данные обстоятельства зависят от профессионализма учителя, от уровня его овладения инновационными технологиями, от умения применять их в целом или элементы целенаправленно, системно для формирования устойчивого познавательного интереса учащихся в процессе обучения. Познавательный интерес неотделим от Познавательной деятельности, которая является его областью.

Н. Ф. Талызина рассматривает познавательную деятельность как систему определенных действий, направленных на познание окружающей действительности, и входящих в них знаний. В. В. Дрозина дает следующее определение: «познавательная деятельность — деятельность, в ходе которой учащиеся осознают воспринимаемые предметы и явления, уточняют представления о них, приводят их в связь с прежними представлениями, выделяют существенное в изучаемых предметах и устанавливают связь между ними». В. Д. Голиков, И. Т. Огородников, К. К. Платонов, сводят ее к двум основным видам: воспроизведению и творчеству.

П. И. Пидкасистый, исследуя соотношение воспроизведения и творчества в познавательной деятельности, предлагает критерии для выделения элементов творчества и воспроизведения: 1) результаты деятельности, 2) способ ее протекания. Показателями этих критериев является новизна и социальная значимость (субъективная и объективная сторона новизны). В педагогике выделяют общие признаки познавательной


Инновационные технологии обучения как средство развития познавательной деятельности учащихся