Определение понятия “Сравнение”
СРАВНЕНИЕ – фигура художественной речи (синтаксиса), “образное словесное выражение, в кром изображаемое явление уподобляется другому по к-л общему для них признаку с целью выявить в объекте С новые, важные свойства”. Пример из Маяковского: “Мой стих / трудом / громаду лет прорвет/ и явится / весомо, / грубо, / зримо, / как в наши дни / вошел водопровод, / сработанный / еще рабами Рима” (“Во весь голос”). Это простое, не развернутое сравнение, хотя бывают и более простые, являющиеся оборотом с “как” или без него – то и другое есть
Далее в стихотворении “Когда разгуляется” дается уже развернутое сравнение природы, земли, мира с внутренностью собора, переходящее в метафору или даже символ жизни как церковной службы.
Иногда развернутое сравнение превращается в целую картину или длящуюся сцену. Пушкин сравнивает остановившееся сердце Ленского с “домом опустелым”, говорит о закрытых ставнях, забеленных мелом окнах, о хозяйке, которая неизвестно где. Автор “Мертвых душ”
Так, когда Ноздрев приказывает слугам бить Чичикова, он сравнивается с неким храбрым поручиком под стенами крепости, зовущим солдат вперед, лезущим “на великое дело” (“перед ними носится Суворов”, т. е., вероятно, он себя воображает великим полководцем), а Чичиков уподобляется крепости, которая, однако, “никак не была похожа на неприступную”. Одно такое сравнение занимает половину страницы.
- Сравнение определение С метафорой сходно сравнение – сопоставление двух явлений по сходству: “Анчар, как грозный часовой” (Пушкин) Разница между сравнением и метафорой состоит в том, что в первом случае называются оба сопоставляемых явления, а во втором одно из них только подразумевается. Метафору поэтому часто называют скрытым сравнением. Сравнение может быть простым и развернутым. Развернутое сравнение предполагает детальное […]...
- Определение понятия “Эпитет” ЭПИТЕТ – поэтическое определение, не утратившее своей свежести. Эпитеты встречаются в стихах и в прозе, могут быть словом в прямом значении или в переносном (.метафорой, метонимией и т. д.), иметь форму прилагательного или какую-нибудь иную: “гордый внук славян”, “ныне дикой тунгус”, “друг степей калмык” у А. С. Пушкина (“Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” – строка […]...
- Определение понятия “Гротеск” ГРОТЕСК – вид условной фантастической образности, соединение в одном образе и образном мире правдоподобного, естественного с заведомо невозможным в реальности. Название гротесков получили орнаменты, найденные в конце XV в. Рафаэлем при раскопках подвалов императора Тита – “гротов”. На них человеческие фигуры и их части причудливо срастались с растениями, телами животных и фантастических существ. Прием был […]...
- Определение понятия “Трагическое” ТРАГИЧЕСКОЕ (трагизм), обнаруживающееся далеко не только в жанре трагедии, – разновидность возвышенного, выражаемая в искусстве позитивно неразрешимым конфликтом, влекущим гибель либо тяжелые страдания и утраты в общем достойных, заслуживающих глубокого сочувствия людей. Трагический эффект – “очищающее” психическое и моральное воздействие на читателей (зрителей) – получил греческое название “катарсис” согласно определению трагедии в “Поэтике” Аристотеля: “…трагедия […]...
- Определение понятия “Ирония” ИРОНИЯ – внешне завуалированная, но очевидная насмешка. В ироническом высказывании смысл может быть противоположен прямому значению слов и выявляется либо в контексте, либо через интонацию. В “Недоросле” Д. И. Фонвизина Простаков на вопрос о новом кафтане Митрофанушки, который его властная супруга считает обуженным, отвечает, “от робости запинаясь”: “Me… мешковат немного”, – на что та заявляет: […]...
- Определение понятия “Комическое” КОМИЧЕСКОЕ в широком смысле – порождающее смех. Однако смех бывает очень разным, например чисто физиологическим, вызываемым внешними раздражителями. Легкое физическое раздражение может доставлять удовольствие: муж гоголевской Коробочки не засыпал, если ему на ночь не почешут пятки. Бывает и нервный смех, когда потрясенная психика неуправляема. Когда в “Преступлении и наказании” Ф. М. Достоевского помешавшаяся Катерина Ивановна […]...
- Определение понятия “Антитеза” АНТИТЕЗА – противопоставление. 1. Словесная, или стилистическая, антитеза – постановка рядом друг с другом противоположных по значению слов, антонимов. Так, Татьяна Ларина, ознакомившись с книгами Онегина в его доме, задумывается: “…Созданье ада иль небес, / Сей ангел, сей надменный бес, / Что ж он?” Иногда к антитезам относят оксюмороны [4, с. 344-345] – сочетания несочетаемого […]...
- Определение понятия “Рифма” РИФМА – “созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой” [8, с. 328]. Возникла в поэзии Средних веков. В XVI в. был возрожден стих без рифм, как в Античности (например, у Шекспира). Употребителен в драме, но встречается и в лирике (“…Вновь я посетил…” Пушкина), реже в эпосе – обычно в […]...
- Определение понятия “Лирика” ЛИРИКА – род литературы, создающий у читателя (слушателя) художественную иллюзию переживания событий и состояний изнутри. По содержанию лирика тяготеет к прямому, реже косвенному воспроизведению не бытия, а сознания, по форме – не столько к изображению, сколько к выражению того, о чем говорится в произведении (см.: Образ художественный). Это самый субъективный и вместе с тем самый […]...
- Определение понятия “Идея” ИДЕЯ художественная (эстетическая) – образная эмоциональная мысль, определяющая глубинный уровень содержания произведения (см.: Содержание и форма). Обычно она составляет основу содержания, но не всегда, поэтому некоторые теоретики не считают ее обязательно присутствующей во всяком произведении. Так, выдающийся филолог XX в. MJL Гаспаров писал о “пейзажном стихотворении А. А. Фета “Это утро, радость эта…”, что “идей […]...
- Определение понятия “Драма” ДРАМА (драматургия) – один из трех основных родов литературы, возникший для постановки его произведений в театре. Во многих отношениях это самый условный род. Авторская речь играет здесь в основном вспомогательную роль (заглавие пьесы, так называемая “афиша” – список действующих лиц, иногда с кратчайшими характеристиками и обозначением каких-то их отношений для введения зрителя в курс дела, […]...
- Определение понятия “Портрет” ПОРТРЕТ литературного персонажа – “описание его наружности: лица, фигуры, одежды. С ним тесно связано изображение видимых свойств поведения: жестов, мимики, походки, манеры держаться” [5, с. 296]. В литературе с ее невещественными словесными образами портрет помогает выделить персонаж из числа других и выполняет характеристическую функцию, в Новое время – преимущественно социальную и психологическую. Тот факт, насколько […]...
- Определение понятия “Жанр” ЖАНР – разновидность рода литературы, создаваемая исторически складывающимся комплексом тех или иных элементов и качеств содержания и формы. В разных литературах, в разных эстетических системах это разные комплексы, поэтому все попытки теоретиков создать универсальную классификацию жанров, применимую к любым литературам, эпохам их развития и литературным общностям, были неудачны, схоластичны. Одно и то же явление может […]...
- Определение понятия “Аллегория” Аллегория – иносказательный образ, закрепленный традицией или разъясненный в его обобщенном и отвлеченном значении. Так, для Лермонтова те, кто привели к гибели великого поэта, – “Свободы, Гения и Славы палачи!”. В “Цицероне” Ф. И. Тютчева римский оратор “поздно встал – и на дороге / Застигнут ночью Рима был!”, видел кровавый “закат звезды” римской славы, т. […]...
- Определение понятия “Персонаж” ПЕРСОНАЖ – действующее лицо (человек или олицетворенное существо, иногда вещь, явление природы) в эпосе и драме, субъект сознания и отчасти действия в персонажной лирике. Говорят также о собирательных героях. К таковым можно отнести образы “фамусовского общества” в “Горе от ума” Грибоедова, “света пустого” в седьмой главе пушкинского “Евгения Онегина”, образ народа в “Войне и мире” […]...
- Определение понятия “Характер” ХАРАКТЕР по-гречески – отпечаток, признак, отличительная черта. В литературе характер есть определенность образа: социальная, историческая, национальная, бытовая, психологическая и т. д. Если тип – это проявление общего в индивидуальном, то характер – индивидуальное прежде всего. Характерным бывает пейзаж, поступок, образ мыслей. Ho в основном говорят о характере персонажа. Это его сущностное содержание, относящееся в произведении […]...
- Определение понятия “Лирический герой” ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ – основная форма воплощения субъекта лирического высказывания в поэзии XIX-XX вв. Это не сам поэт, как зачастую наивно считают, – уже потому, что он является образом, созданным поэтом, естественно, не вбирает в себя все, что есть и было в его жизни, но, с другой стороны, принадлежит к новой, художественной реальности, привносимой в первичную […]...
- Стиль в литературе определение понятия (О литературе) Стиль (от лат. stylus – палочка для письма) художественной литературы – способ бытования: а) общелитературного языка, б) языка художественной литературы (включая поэтический язык), осуществляющийся в конкретном произведении конкретного автора; корпусе произведений конкретного автора; корпусе произведений ряда авторов одной и той же эпохи (школы, направления и др.); корпусе произведений ряда хронологически не связанных авторов, выбирающих сходную […]...
- Метафора, Олицетворение, Сравнение Метафора – средство художественной речи, которое обозначает перенесение свойств одних предметов на другие по принципу их родства или контраста. Метафора возникает на основе сходства вещей по форме, цвету, величине и т. д. Воспоминание безмолвно предо мнойСвой длинный развивает свиток. (А. С. Пушкин) В отличие от сравнения, где имеется то, что сравнивается, и то, с чем […]...
- Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория К изобразительно-выразительным средствам языка художественного произведения относятся: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, аллегория и другие. Сравнение – изобразительный прием, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением. Синтаксически сравнение выражается при помощи сравнительных союзов как, будто, словно, точно, похож, ровно, […]...
- Сравнение романа Евгений Онегин и поэмы Мертвые души (Сравнительный анализ) Сравнивая роман в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и поэму Н. В. Гоголя “Мертвые души”, мы видим общность темы. В обоих произведениях показано качество образования того времени. В “Евгении Онегине” сказано: “Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь”. В этих словах отражена поверхностность образования, которым обладали люди эпохи царской России. Об этом же с […]...
- Монолог определение Монолог (от греч. monos – один, logos – слово, речь) – развернутое высказывание одного персонажа или автора в художественном произведении. Монолог – важнейшее средство характеристики героя в художественном произведении, наряду с диалогом, портретом, пейзажем, интерьером и т.д. Но монолог имеет большое значение для всей структуры произведения. Нередко в монологах заключаются важнейшие для произведения идеи, авторские […]...
- Определение. Предикативная связь Предикативная связь, или координация (от лат. со (cum) “совместно” и ordinatio “упорядочение”) – такая синтаксическая связь, при которой существует двусторонняя зависимость между словами. В данном отношении находятся в предложении его главные члены – подлежащее и сказуемое. Эту связь нельзя отнести к подчинительной, поскольку оба элемента языка, связанные таким образом, одновременно главные и зависимые: это можно […]...
- АНАЛИЗ-СРАВНЕНИЕ РАССКАЗОВ Л. АНДРЕЕВА “БЕЗДНА” И М. ГОРЬКОГО “СТРАСТИ-МОРДАСТИ” КЛАССИКА Л. Н. АНДРЕЕВ АНАЛИЗ-СРАВНЕНИЕ РАССКАЗОВ Л. АНДРЕЕВА “БЕЗДНА” И М. ГОРЬКОГО “СТРАСТИ-МОРДАСТИ” Прежде чем начать аналитическое сравнение этих двух рассказов таких самобытных русских писателей, как Леонид Андреев и Максим Горький, зададимся следующими вопросами: 1. Чем отличаются концепции двух рассказов? 2. Что увидел Леонид Андреев за хрупкостью этических норм человеческой культуры? 3. Как читающая Россия […]...
- Сравнение рассказов “Бездна” и “Страсти-Мордасти” Прежде чем начать аналитическое сравнение этих двух рассказов таких самобытных русских писателей, как Леонид Андреев и Максим Горький, зададимся следующими вопросами: 1. Чем отличаются концепции двух рассказов? 2. Что увидел Леонид Андреев за хрупкостью этических норм человеческой культуры? 3. Как читающая Россия отнеслась к рассказу? 4. Почему Горький, взявший поначалу сторону Андреева, (потом от него […]...
- Сущность и значение понятия “Возрождение” В слове “Возрождение”, как и в словосочетании “Средние века”, имплицированы научный термин и самоназвание эпохи. Сущность научного термина – в уникальных особенностях эпохи, отличающих ее от других исторических эпох. Значение имени “Возрождение” – в той программе, которая была выдвинута современниками эпохи, осознана ими как важнейшее событие времени и реализовано в этот период. Эта программа сформулирована […]...
- Определение Что такое Метафора? Метафора (греч. metaphora – перенос) – употребление слова в переносном значении для характеристики какого-либо предмета или явления, возможное на основе сходства; скрытое сравнение. Примеры метафоры: “Буря мглою небо кроет,. Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя” (А.С. Пушкин), “Горит костер рябины красной” (С.А. Есенин), “Отговорила роща золотая березовым, веселым языком” […]...
- Анализ-сравнение рассказов Леонида Андреева “Бездна” и Максима Горького “Страсти-мордасти” Прежде чем начать аналитическое сравнение этих двух рассказов таких самобытных русских писателей, как Леонид Андреев и Максим Горький, зададимся следующими вопросами: 1. Чем отличаются концепции двух рассказов? 2. Что увидел Леонид Андреев за хрупкостью этических норм человеческой культуры? 3. Как читающая Россия отнеслась к рассказу? 4. Почему Горький, взявший поначалу сторону Андреева, в “Несвоевременных мыслях” […]...
- Сравнение “Пророка” Пушкина и Лермонтова План История написания произведений О чем данные произведения? Жанр Главная идея История написания произведений Сравнение “Пророка” Пушкина и Лермонтова следует начинать с истории создания данных творений. А. С. Пушкин принимается за свое бессмертное произведение в 1826 году, узнав о казни восставших на декабрьской площади людей. Поэт хорошо был знаком с казненными декабристами и считал их […]...
- Роль понятия “мертвые души” для осмысления абсурдности российского миропорядка Найденная часть черновиков представляет собой пять глав ранней редакции и пять глав позднейшей. По всей видимости, Гоголь хотел внести существенные изменения в самые принципы воссоздания жизни. Так, биография Чичикова оказывалась теперь в центре произведения и как бы требовала дальнейшего развития. Путь персонажа, возможно, должен был конкретизировать высказанное в изданной части поэмы предположение: “И, может быть, […]...
- Авторские отступления и Вставные эпизоды Определение Помимо сюжетных эпизодов композиция включает в себя также внесюжетные элементы. К главным из них относятся авторские отступления и вставные эпизоды. В авторских (иначе – лирических) отступлениях автор высказывает свои мысли и чувства по поводу самых разных явлений жизни, часто даже не имеющих никакой связи с событиями сюжета. Так, в “Евгении Онегине” автор, отвлекаясь от сюжета, […]...
- Сочинение на тему Сравнение Дубровского и Троекурова Дубровский и Троекуров – две личности, две человеческие судьбы, которых объединяет много общего. Например, тот факт, что они относятся к дворянскому роду и дореволюционной эпохи девятнадцатого столетия. Дубровский и Троекуров, когда были молодыми, проходили службу у царя, после которой были награждены с почетом, и, получили в результате офицерское звание. Женились, Андрей Гаврилович и Кирилл Петрович […]...
- Сравнение стихотворения А. С. Пушкина “Пророк” с библейской легендой Сравнение стихотворения А. С. Пушкина “Пророк” с библейской легендой При создании своего стихотворения “Пророк” (1826) Пушкин обращается к библейской легенде, изложенной в Ветхом Завете. Он использует 6 главу из книги пророка Исайи, в которой рассказывается о встрече земного человека с Богом и о преображении этого человека, превращении его в пророка. Герой библейской легенды оказывается у […]...
- Определение юмора, сатиры, иронии и сарказма. Сходства и Различия Противоположное свойство жизненных характеров – вызывать у нас смех своими нравственными недостатками, иногда даже уродствами – называется комическим. Комическое имеет несколько разновидностей. Сатира – это резко отрицательное отношение автора к изображенным характерам, злое высмеивание прежде всего социальных типов. Так, в комедии Грибоедова подвергаются сатирическому осмеянию типы крепостников-помещиков. Юмор представляет собой более мягкий смех, не ставящий […]...
- Определение. Вопросительно-относительные местоимения Вопросительно-относительные местоимения могут выполнять две функции: во-первых, выступать в качестве вопросительного слова в вопросах, указывая на то, что именно неизвестно говорящему, а во-вторых, выступать в качестве союзных слов, связывая две части сложноподчиненного предложения. Иногда говорят о разных разрядах местоимений: вопросительных и относительных, так как они играют разные роли в языке, но мы объединяем их в […]...
- Литературные термины и понятия на уроке Изучение основ теории литературы – важнейшая часть школьного литературного образования. Но как не оторвать теорию от живых произведений, как рассказать подросткам о литературной теории живо и занимательно? Как сделать эти знания основой литературной грамотности, которая необходима человеку на протяжении всей его жизни? Такой же вопрос я задала себе, когда только пришла в школу и провела […]...
- Сравнение эпизодов “Чичиков у Ноздрева” и “Чичиков у Коробочки” “Ну, баба, кажется, крепколобая” подумал Чичиков, Н. В. Гоголь Поэма Николая Васильевича Гоголя ” Мертвые души ” гениально отразила время и лица помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века. Это был период, когда крепостничество терпело крах, назрел кризис системы, но помещики отчаянно цеплялись за свои привилегии, позволяющие им безбедно существовать за счет рабского труда подневольных крестьян. […]...
- Сравнение Наполеона и Кутузова по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) Сегодня сложно найти человека, который бы не был знаком с романом Толстого “Война и мир”. Это произведение относится к шедеврам мировой литературы, которое заставило многих переосмыслить важные жизненные позиции. Конечно, как и каждое литературное произведение, роман наделен вымышленными образами и историями. Но, не смотря на это, в нем есть много исторических фактов, которые автор с […]...
- Технологическая карта урока математики Тема: Сравнение трехзначных чисел (3 класс, УМК “Школа России”) Технологическая карта урока математики (3 класс, УМК “Школа России”) Тема: Сравнение трехзначных чисел. Тип урока: Открытие новых знаний. Деятельностная цель: Способствовать формированию умений сравнивать трехзначные числа Содержательная цель: Сформировать умения сравнивать трехзначные числа Планируемые результаты: Предметные: Научатся приемам сравнения трехзначных чисел; Метапредметные: регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; оценивать результаты своей деятельности; Познавательные: […]...
- Что такое синтаксис? – Основные понятия синтаксиса Что такое синтаксис? Термин “синтаксис” имеет несколько значений. 1) Синтаксисом называется вся та область грамматического строя языка, которая охватывает разнообразные конструкции: образующиеся по определенным правилам соединения слов (знаменательного слова и формы знаменательного слова, нескольких форм слов), простые и сложные предложения, а также такие большие чем сложное предложение фрагменты текста, которые обнаруживают в связях своих частей […]...