Определение понятия “Антитеза”

АНТИТЕЗА – противопоставление.
1. Словесная, или стилистическая, антитеза – постановка рядом друг с другом противоположных по значению слов, антонимов. Так, Татьяна Ларина, ознакомившись с книгами Онегина в его доме, задумывается: “…Созданье ада иль небес, / Сей ангел, сей надменный бес, / Что ж он?” Иногда к антитезам относят оксюмороны [4, с. 344-345] – сочетания несочетаемого в одном выражении. В стихотворении Н. А. Заболоцкого “Вечер на Оке” (1957) “Вся грудь реки приникнет к небосводу / И загорится влажно и светло”.

В

буквальном смысле слова влажное не горит. Л. Н. Толстой в “Войне и мире” передает сложные, противоречивые психологические качества и состояния персонажей. Князь Андрей в битве при Аустерлице заметил русского и француза, тянущих с разных сторон банник (щетку на большом древке для чистки пушки), – “растерянное и вместе озлобленное выражение лиц этих двух людей, видимо не понимавших того, что они делали”.

После энергичного объяснения Пьера с пытавшимся похитить Наташу Ростову Анатолем Курагиным на лице последнего появляется “выражение робкой и подлой улыбки”.
Смысл оксюморонов, однако,

фактически противоположен смыслу антитез. Это сопоставление, соединение противоположного, а не противопоставление как таковое. В поэзии XIX-XX вв. существенны смены одних антитез другими как выражение сдвига, слома в сознании поэта “или “снятие”, погашение заявленной автором А при том, что смысловая ее контрастность не уничтожается и не устраняется: “К добру и злу постыдно равнодушны”; “И ненавидим мы, и любим мы случайно” (“Дума” М. Ю. Лермонтова)… здесь А включается в более сложные, “неантитетические” связи с миром и отношения к нему” [8, с. 29].
2. Образная антитеза – противопоставление персонажей (честный Гринев – бесчестный Швабрин, демократ Базаров – аристократ Павел Петрович Кирсанов) либо только их характеров (Онегин и Ленский “сошлись”, подружились, и хотя противопоставления персонажей нет, характеры их контрастны: “Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень / He столь различны меж собой”), человека и окружающего его мира (в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу…” природа прекрасна и гармонична, а лирическому герою “так больно и так трудно”), главного героя и большинства других действующих лиц (Чацкого и фамусовского общества, лермонтовского Пророка и толпы, Несчастливцева и Гурмыжской с ее окружением, а по другим признакам – Аркашки Счастливцева в комедии А. Н. Островского “Лес”), прошлого и настоящего (иногда и будущего) одного лица (“юности”, “свежести” и равнодушной зрелости в “Мертвых душах” Н. В. Гоголя, а вслед за ними – в стихотворении CA. Есенина “He жалею, не зову, не плачу…”; в “Реквиеме”
А. А. Ахматовой – “царскосельской веселой грешницы” и матери арестованного сына, стоящей с передачей в бесконечных тюремных очередях), внешнего и внутреннего в одном человеке (“Некрасивая девочка” Н. А. Заболоцкого), великого героя истории и ничтожного по сравнению с ним страдающего “маленького человека” (Петр Первый и бедный Евгений в “Медном всаднике”), человеческих и социальных типов (рассуждения Гоголя о “толстых” и “тонких” или о двух типах писателей, приемлемых и не приемлемых обществом), а также целых групп персонажей, принципиально различающихся по своим нравственно-психологическим качествам (в “Войне и мире” простые, безыскусственные и честные люди – Безухов, Ростовы, Марья Дмитриевна Ахросимова – и люди света и карьеры, бездушные и аморальные, от семейства Курагиных до Наполеона) и т. д. вплоть до противопоставления дорогого “севера”, “рязанских раздолий” и южного “Шираза”, роль которого для Есенина сыграл Баку, в стихотворении “Шаганэ ты моя, Шаганэ!..” (цикл “Персидские мотивы”). На антитетичной символике (свет – тьма, любовь – ненависть, холод – жар, полет – падение, радость – страдание и др.) строятся многие стихи А. А. Блока. В частности, символической антитезой начинается поэма “Двенадцать”: “Черный вечер. / Белый снег”.
3. “Композиционная” (сюжетно – или предметно-, а по сути, собственно содержательная, оценочная) антитеза – противопоставление больших (относительно целого) частей текста: идиллической и социально-критической в “Деревне” А. С. Пушкина, патетического вступления и повести о судьбе несчастного мелкого чиновника в его же “Медном всаднике”, сюжетных линий, связанных с Ольгой Ильинской и Агафьей Матвеевной Пшеницыной, в “Обломове” И. А. Гончарова, первого и третьего-четвертого томов “Войны и мира”, где фактически соотнесены две войны: ненужная русскому народу и проигранная кампания 1805 г. и победоносная Отечественная война 1812 г. К этому же виду антитез принадлежит противопоставление перебивающих друг друга временных пластов в романе Ю. В. Трифонова “Старик”: гражданской войны, воспоминаниями и размышлениями о которой живет духовно одинокий состарившийся герой произведения, и в общем равнодушной к нему и к столь важному для него прошлому суетной современности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Определение понятия “Антитеза”