Метафора, Олицетворение, Сравнение
Метафора – средство художественной речи, которое обозначает перенесение свойств одних предметов на другие по принципу их родства или контраста. Метафора возникает на основе сходства вещей по форме, цвету, величине и т. д.
Воспоминание безмолвно предо мнойСвой длинный развивает свиток. (А. С. Пушкин)
В отличие от сравнения, где имеется то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, в метафоре первая часть только подразумевается. Метафора – это скрытое сравнение:
Горит восток зарею новой… (А. С. Пушкин)
А месяц будет плыть
Я воспитан природой суровой, Мне довольно заметить у ногОдуванчика шарик пуховый, Подорожника твердый клинок. (Н. Заболоцкий)
Наиболее распространенным видом метафоры является О Лицетворение – прием изображения, при котором неодушевленным предметам приписывают свойства живых существ.:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… (А. С. Пушкин)
Дремлет чуткий камыш… (И. Никитин)
Школа моя деревянная!..Время придет уезжать – Речка за мною туманнаяБудет бежать и бежать… (Н. Рубцов)
Отговорила роща золотаяБерезовым, веселым языком.
Олицетворение может быть
Клен ты мой опавший, Клен заледенелый, Что стоишь, согнувшисьПод метелью белой? Или что увидел, Или что услышал, В поле за деревнюПогулять ты вышел.
На сопоставлении различных явлений основана не только метафора, но и сравнение. Сравнение – это пояснение одного явления через другое с целью более яркой, точной, образной его характеристики. В сравнении всегда есть два члена – то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается:
Морозом выпитые лужиХрустят и хрупки, как хрусталь. (И. Северянин)
Если метафора и сравнение основаны на сопоставлении разных предметов и явлений жизни, то антитеза основана на противопоставлении, контрасте. Художественность этого приема заключается в том, что рядом поставленные противоположности резче подчеркивают друг друга:
Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламеньНе столь различны меж собой. (А. С. Пушкин)
Черный вечер. Белый снег. (А. Блок)
- Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория К изобразительно-выразительным средствам языка художественного произведения относятся: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, аллегория и другие. Сравнение – изобразительный прием, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением. Синтаксически сравнение выражается при помощи сравнительных союзов как, будто, словно, точно, похож, ровно, […]...
- Сравнение определение С метафорой сходно сравнение – сопоставление двух явлений по сходству: “Анчар, как грозный часовой” (Пушкин) Разница между сравнением и метафорой состоит в том, что в первом случае называются оба сопоставляемых явления, а во втором одно из них только подразумевается. Метафору поэтому часто называют скрытым сравнением. Сравнение может быть простым и развернутым. Развернутое сравнение предполагает детальное […]...
- Олицетворение в стихах Есенина Есенин воспринимал природу цельно, как живой организм, поэтому часто использовал олицетворение. “…Тихо льется с кленов листьев медь…”: “листьев медь” – метафора, медь “льется” – олицетворение. “Отговорила роща золотая…”, “О всех ушедших грезит конопляник…”, “нашептал ковыль…”: природные образы (роща, конопляник, ковыль) наделяются человеческими способностями – говорить, грезить. “В саду горит костер рябины красной…”: “костер рябины” – […]...
- Определение Что такое Метафора? Метафора (греч. metaphora – перенос) – употребление слова в переносном значении для характеристики какого-либо предмета или явления, возможное на основе сходства; скрытое сравнение. Примеры метафоры: “Буря мглою небо кроет,. Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя” (А.С. Пушкин), “Горит костер рябины красной” (С.А. Есенин), “Отговорила роща золотая березовым, веселым языком” […]...
- Метафора Метафора (от греч. metaphora “перенос”) – перенос именования с одних предметов или явлений на другие на основе их сходства. Это может быть сходство формы (яблоко “фрукт” -> глазное яблоко), размера (пожарная каланча -> каланча “очень высокий человек”), функций (дворник “человек, поддерживающий чистоту на улице, во дворе” -> дворник “устройство для вытирания стекла в автомобиле”), качеств […]...
- Определение понятия “Сравнение” СРАВНЕНИЕ – фигура художественной речи (синтаксиса), “образное словесное выражение, в кром изображаемое явление уподобляется другому по к-л общему для них признаку с целью выявить в объекте С новые, важные свойства”. Пример из Маяковского: “Мой стих / трудом / громаду лет прорвет/ и явится / весомо, / грубо, / зримо, / как в наши дни / […]...
- Понятие метафора Сравните выражения: льняные волосы и льняное волокно. В первом случае (льняные волосы) слово употребляется в переносном значении: шелковистые и мягкие, как лен, волосы. Во втором случае (льняное волокно) слово льняное употребляется в своем настоящем первоначальном значении: волокно изо льна. Как же образуется переносное значение? Люди издавна начали переносить признаки и свойственные особенности одного предмета или […]...
- Олицетворение – примеры из литературы Еще в древние времена люди наделяли окружающие предметы и явления человеческими характеристиками. Например, землю называли матушкой, а дождь сравнивали со слезами. Со временем пропало стремление очеловечивать неодушевленные предметы, но в литературе и в разговоре мы до сих пор встречаем эти обороты речи. Это образное средство языка получило название олицетворение. Итак, что такое олицетворение? Олицетворение: определение […]...
- Сравнение образа зимы в лирике Тютчева и Фета В произведениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета очень много значит образ природы: в их стихотворениях она всегда одушевлена и неразрывно связана с духовным состоянием лирического героя. Однако порой изображения одних и тех же явлений природы в стихах этих двух поэтов проникнуты совершенно различным настроением. Очень не похожи взгляды писателей на зимнее время года. […]...
- Метафора в контексте Существование механизма метафоры позволяет с ее помощью создавать новые языковые значения, таким образом, метафора из фигуры речи переходит в языковой знак, что приводит к утрате словом или словосочетанием прежней и приобретению новой референции. Для продуктивности метафоры как средства создания новых наименований важную роль играет наиболее характерный для метафоры параметр – ее антропометричность. Она выражается в […]...
- Согласны ли вы с тем, что Обломовка – метафора рая? Согласны ли вы с тем, что Обломовка – метафора рая? Формируя развернутый ответ на данный вопрос, отметьте, что десятая глава романа И. А. Гончарова – “Сон Обломова” – имеет самостоятельное значение, так как она была опубликована раньше, чем все произведение. Именно в ней мы глазами Ильи Ильича смотрим на его родной дом, поместье, в котором […]...
- Сравнение “Пророка” Пушкина и Лермонтова План История написания произведений О чем данные произведения? Жанр Главная идея История написания произведений Сравнение “Пророка” Пушкина и Лермонтова следует начинать с истории создания данных творений. А. С. Пушкин принимается за свое бессмертное произведение в 1826 году, узнав о казни восставших на декабрьской площади людей. Поэт хорошо был знаком с казненными декабристами и считал их […]...
- Природа как олицетворение Родины в лирике Пушкина Неповторимую прелесть родной природы открывает нам поэзия Пушкина. Под влиянием его незабываемых стихов мы путешествуем к морю, любуемся с высоты птичьего полета красотой Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском “пустынном уголке”, приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика… Особенное место среди стихотворений Пушкина принадлежит тем произведениям, где […]...
- В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским Анчаром? “Анчар” не единственное произведение отечественной лирики, в котором мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений. Так, в стихотворении Ф. И. Тютчева “Поток сгустился и тускнеет…” ключ становится олицетворением юности, а поток воды – “грудой осиротелой”. Как и в “Анчаре”, здесь есть зло жизни – “хлад бытия”, который способен властвовать как в мире природы, так и […]...
- Метафора воды как отражение нравственного поиска героини в пьесе “Чайка” Образ Чайки низменно сопутствует образ воды: у Чехова – озеро. Как указывается в энциклопедии “Мифы народов мира”, вода – одна из фундаментальных стихий мироздания. В самых различных языческих верованиях вода – первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса. Вода – это среда, агент и принцип всеобщего зачатия и порождения. Вода как “влага” вообще, как […]...
- Сравнение стихотворения А. С. Пушкина “Пророк” с библейской легендой Сравнение стихотворения А. С. Пушкина “Пророк” с библейской легендой При создании своего стихотворения “Пророк” (1826) Пушкин обращается к библейской легенде, изложенной в Ветхом Завете. Он использует 6 главу из книги пророка Исайи, в которой рассказывается о встрече земного человека с Богом и о преображении этого человека, превращении его в пророка. Герой библейской легенды оказывается у […]...
- Что такое олицетворение? Олицетворение – это наделение неодушевленных предметов качествами, которые присущи только одушевленным, то есть живым существам. Другими словами можно сказать, что это одухотворение неживых предметов, этот прием является разновидностью метафоры и позволяет передать читателю настроение героя, создать его образ ярким и интересным. Очень часто Олицетворение используется для изображения природы, наделяя ее теми или иными качествами человека: […]...
- Ахиллес и Одиссей как олицетворение отваги Сочинение по теме поэмы “Илиада” и “Одиссея” Гомера. Они были созданы в VIII – в начале VII столетия до нашей эре и отображают мировоззрение, идеал поведения человека, ее место в природе и обществе. Главные герои поэм – вожди (цари), что выделяются своей храбростью и силой. Гомер отдает им почет именно потому, что они способны отстоять […]...
- Сонечка Мармеладова как олицетворение справедливости Вероятно, у каждого писателя есть произведение, в котором он наиболее полно и объемно излагает свои взгляды на интересующие его проблемы. Для Ф. М. Достоевского, великого мастера психологического описания человека, таким произведением стал роман “Преступление и наказание”. В этом романе на суд вынесена история бедного студента Родиона Раскольникова, сочинившего страшную теорию, согласно которой одни люди, относящиеся […]...
- Запахи как метафора искусства конца XX столетия Сочинение по роману Патрика Зюскинда “Запахи”. Искусство всегда ищет. Темы, образа, аллегории, символы, вообще форму представления того, чем проникается художник. Общие тенденции по обыкновению развиваются параллельно в нескольких видах искусств, которое зависит и от общего залога культуры, и от проблем, которые волнуют художников в широком значении этого слова. Первое предопределяет форму. Второе – темы. Развитие […]...
- Дом Фамусова как олицетворение барской Москвы (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Есть в Харькове на улице Карла Маркса Дом под номером 21. Желающие узнать, как выглядел дом Павла Афанасьевича Фамусова с улицы или со двора, могут посмотреть. Это типичный дворянский особняк первой половины XIX века. Парадный фасад с колоннадой, а рядом ворота, опоры которых украшены “степными бабами” за неимением львов или эллинских богов. Представляю себе, как […]...
- ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ПОШЛОСТИ И ЕЕ ЖЕРТВА (по рассказу А. Чехова “Ионыч”) Чехов является общепризнанным масте- ром короткого рассказа. Основной его творче- ский прием – максимальная концентрация информации в относительно малом объеме текста, отсюда такое внимание к деталям, от- сюда способность сделать символической са- мую обычную житейскую историю. В произведениях Чехова почти никогда нет сюжета как такового – или он не столь важен, а чаще всего идет […]...
- Сочинение 5 класс. Геракл – олицетворение силы, смелости, верности Красавица Алкмена – дочь царя Микея и жена героя Амфитриона – была такой прекрасной, что даже Зевс был поражен ее красотой и как-то явился к ней в подобии мужчины. Когда Алкмена должна была родить, Зевс радовался от того, что один из близнецов был его сыном. Но царственная Гера, жена громовержца, решила ухищрениями лишить сына Зевса […]...
- Образ Кураж – пророческая метафора будущего Германии Сочинение по произведению Бертольда Брехта “Матушка Кураж и ее дети”. К теме войны в XX века обращалось много писателей. Среди тех, кто осуждал войну в своем творчестве, есть немало знаменитых имен, но в Бертольда Брехта антивоенные мотивы занимают особое место. Из его биографии известно, что к антивоенной тематике он обратился… еще когда учился в гимназии. […]...
- Сравнение персонажей: Раневская, Гаев и Лопахин Раневскую и Гаева уже нельзя отнести к длинной череде “лишних людей” в русской литературе. Ведь они, в сущности, ничем не озабочены, не мучаются ни над проблемами бытия, ни вопросом о своем месте в жизни. Любовь Андреевна – человек добрый, но беспомощный. Ее брат – тоже беспомощный, но вряд ли добрый, о чем свидетельствует его издевательство […]...
- Сочинение на тему Сравнение Дубровского и Троекурова Дубровский и Троекуров – две личности, две человеческие судьбы, которых объединяет много общего. Например, тот факт, что они относятся к дворянскому роду и дореволюционной эпохи девятнадцатого столетия. Дубровский и Троекуров, когда были молодыми, проходили службу у царя, после которой были награждены с почетом, и, получили в результате офицерское звание. Женились, Андрей Гаврилович и Кирилл Петрович […]...
- СОНЯ МАРМЕЛАДОВА – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ДОБРА (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) СОНЯ МАРМЕЛАДОВА – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ДОБРА (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Если Родион Раскольников – носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство “сильной личности”, то антиподом ему, противоположным полюсом романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является Соня Мармеладова, дочь нищего чиновника, “униженная и оскорбленная” в условиях буржуазного общества. Соня – […]...
- Споры о прозе Виктора Пелевина. Роман-метафора В. Пелевина “Жизнь насекомых” Уже в названии ощущается наслоение нескольких смысловых пластов. Заголовок романа “Жизнь насекомых” отсылает к пьесе К. Чапека “Из жизни насекомых” (1921), замысел которой, в свою очередь, возник под влиянием книг французского энтомолога Жана-Анри Фабера “Жизнь насекомых” и “Энтомологические воспоминания”. В. Пелевин создает своеобразную энциклопедию насекомых, что подчеркивается построением романа. Кроме того, название романа-антиутопии В. Пелевина […]...
- АНАЛИЗ-СРАВНЕНИЕ РАССКАЗОВ Л. АНДРЕЕВА “БЕЗДНА” И М. ГОРЬКОГО “СТРАСТИ-МОРДАСТИ” КЛАССИКА Л. Н. АНДРЕЕВ АНАЛИЗ-СРАВНЕНИЕ РАССКАЗОВ Л. АНДРЕЕВА “БЕЗДНА” И М. ГОРЬКОГО “СТРАСТИ-МОРДАСТИ” Прежде чем начать аналитическое сравнение этих двух рассказов таких самобытных русских писателей, как Леонид Андреев и Максим Горький, зададимся следующими вопросами: 1. Чем отличаются концепции двух рассказов? 2. Что увидел Леонид Андреев за хрупкостью этических норм человеческой культуры? 3. Как читающая Россия […]...
- Вишневый сад в пьесе Чехова – олицетворение России накануне первой русской революции Чехов писал свои пьесы в начале нового века, новой эпохи, новых настроений, устремлений и идей. Таков уж неумолимый закон жизни: то, что когда-то было молодым и полным сил, становится старым и дряхлым, уступая дорогу новой, юной и сильной жизни… За умиранием и смертью следует рождение нового, разочарованность в жизни сменяется надеждами, ожиданием перемен. Именно такую […]...
- Пророча метафора майбутнього Німеччини у п’єсі Бертольда Брехта “Матінка Кураж та її діти” П’єса “Матуся Кураж та її діти” була написана у Швеції восени 1939 року, коли, друга світова війна вже почалась. Пізніше Брехт зізнався: “Коли я писав, мені здавалося, що зі сцен великих театрів люди почують попередження драматурга, попередження про те, що людина, яка сіла снідати з чортом, повинна мати довгу ложку. Може, я був наївний, але […]...
- Сравнение Наполеона и Кутузова по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) Сегодня сложно найти человека, который бы не был знаком с романом Толстого “Война и мир”. Это произведение относится к шедеврам мировой литературы, которое заставило многих переосмыслить важные жизненные позиции. Конечно, как и каждое литературное произведение, роман наделен вымышленными образами и историями. Но, не смотря на это, в нем есть много исторических фактов, которые автор с […]...
- Сочинение на тему: “Сравнение мальчика и мужчины. По мотивам произведения Куприна “Тапер” Александр Иванович Куприн – известный русский прозаик конца 19-го – начала 20-го века. Творчество писателя было разнообразным, интересным и многогранным, но даже при этом можно выделить некоторые особенности и основные идеи. На начальном этапе своего творчества писатель был очень вдохновлен творчеством Достоевского, а потому писал в подобной манере. Но уже вскоре у него сформировались собственные […]...
- Сравнение рассказов “Бездна” и “Страсти-Мордасти” Прежде чем начать аналитическое сравнение этих двух рассказов таких самобытных русских писателей, как Леонид Андреев и Максим Горький, зададимся следующими вопросами: 1. Чем отличаются концепции двух рассказов? 2. Что увидел Леонид Андреев за хрупкостью этических норм человеческой культуры? 3. Как читающая Россия отнеслась к рассказу? 4. Почему Горький, взявший поначалу сторону Андреева, (потом от него […]...
- Сравнение писем Онегина и Татьяны В произведении А. С. Пушкина “Евгений Онегин” мы встречаемся с образцами любовных писем начала девятнадцатого века. Эти письма, как и весь роман, написаны в стихах, в этом их отличие от обычных писем. Рубеж восемнадцатого-девятнадцатого веков называют эпистолярной эпохой. В то время было модно писать письма, многие из них сейчас опубликованы как документы и образцы письменности […]...
- Анализ средств художественной выразительности по стихотворению “К Чаадаеву” (Пушкин А. С.) План: 1. средство выразительности 2. где находится 3. пояснение 1) Оксюморон – “тихой славы” – слава по своему определению является громкой и шумной, и поэтому “тихая слава” сочетает в себе несочетаемое. 2) Сравнение – “как сон, как утренний туман” – данное сравнение является более чем точным: сон и туман проходят, не оставляя и следа, также […]...
- Технологическая карта урока математики Тема: Сравнение трехзначных чисел (3 класс, УМК “Школа России”) Технологическая карта урока математики (3 класс, УМК “Школа России”) Тема: Сравнение трехзначных чисел. Тип урока: Открытие новых знаний. Деятельностная цель: Способствовать формированию умений сравнивать трехзначные числа Содержательная цель: Сформировать умения сравнивать трехзначные числа Планируемые результаты: Предметные: Научатся приемам сравнения трехзначных чисел; Метапредметные: регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; оценивать результаты своей деятельности; Познавательные: […]...
- Сравнение образа Сильвио с другими героями произведений Между образом Сильвио и образами Скупого рыцаря и Сальери есть и существенное отличие. В этом убеждает нас вся сцена его второго столкновения с графом. В этом же еще больше утверждают вас те строки, которые Пушкин счел необходимым добавить в самом конце повести к историк главного героя “Выстрела”: “Сказывают, что Сильвио, во время возмущения Александра Ипсиланти, […]...
- Анализ-сравнение рассказов Леонида Андреева “Бездна” и Максима Горького “Страсти-мордасти” Прежде чем начать аналитическое сравнение этих двух рассказов таких самобытных русских писателей, как Леонид Андреев и Максим Горький, зададимся следующими вопросами: 1. Чем отличаются концепции двух рассказов? 2. Что увидел Леонид Андреев за хрупкостью этических норм человеческой культуры? 3. Как читающая Россия отнеслась к рассказу? 4. Почему Горький, взявший поначалу сторону Андреева, в “Несвоевременных мыслях” […]...
- Сравнение произведений А. Н. Островского “Бесприданница” и “Гроза” 1. Вступление. Прочитав пьесы А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”, я решил сопоставить их между собой как единственные драматических произведения этого автора, которые были написаны в различное время, однако имеющие множество сходств. На сравнение этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами разворачивается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно […]...