Сущность и значение понятия “Возрождение”
В слове “Возрождение”, как и в словосочетании “Средние века”, имплицированы научный термин и самоназвание эпохи. Сущность научного термина – в уникальных особенностях эпохи, отличающих ее от других исторических эпох.
Значение имени “Возрождение” – в той программе, которая была выдвинута современниками эпохи, осознана ими как важнейшее событие времени и реализовано в этот период.
Эта программа сформулирована Дж. Вазари в его известном труде о художниках Возрождения, и из этого фрагмента мы можем понять, что такое
Вазари конструирует культурно-исторический миф о Возрождении античности. Вот его суть: истинное искусство процветало в древности, затем было “убито” варварами, захватившими Рим, семь веков пролежало в могиле, “по велению Неба” явилось из-под земли в виде археологических артефактов и было “возрождено” художниками того времени “путем подражания”. В изложении Вазари история Возрождения – это история чуда: воскрешения из мертвых “убитой и похороненной” древней культуры.
В этой концепции можно обнаружить характерное для людей того времени стремление
К ним можно отнести следующие особенности:
1) сходство социально-политических характеристик классической Греции V-IV вв. и ренессансной Италии XIV-XVI вв.;
2) доминирующую роль искусства в радикальном обновлении культуры;
3) исключительную творческую продуктивность ренессансной культуры;
4) абсолютное преобладание в культуре эпохи одного явления – гуманизма;
5) наличие у Ренессанса “отца-основателя” – Фр. Петрарки (это единственная историческая эпоха, которая была порождена интеллектуальной деятельностью одного человека).
Периодизация эпохи Возрождения. Ее условность в том, что итальянская хронологическая схема переносится на другие европейские страны. В этой схеме 5 периодов:
1) Проторенессанс – XIII – 1-я половина XIV в.;
2) Ранний Ренессанс – 2-я половина XIV в. – 1-я половина XV в.;
3) Зрелый Ренессанс – 2-я половина XV в.;
4) Высокий Ренессанс – первые 30 лет XVI века; 5) Поздний Ренессанс – 2-я половина XVI в.
- Каролингское Возрождение Каролингское Возрождение Король франков, а с 800 г. император средневековой Римской империи Карл Великий (768-814) поставил перед собой целью “renovatio Romani imperii” (“возрождение Римской империи”), для чего, в частности, собрал при своем дворе в Аахене самых образованных людей Европы и основал Академию по примеру древних. Во главе Академии встал англосакс из Йорка Алкуин (Alcuin, 730-804), […]...
- Возрождение души Онегина История Онегина – это история смерти и возрождения души. Пушкин останавливает роман на точки, когда герой стал излечиваться от недуга – от разочарования, от рассудочности, от скептизма, когда он стал жить чувством, когда его душа пробудилась и перед ним открылась трагедия собственной жизни. Она вполной мере могла быть почувствована и понята только пробудившегося Онегина, который […]...
- Эпоха Возрождения Возрождение или Ренессанс (франц. расцвет) – мощный идеологический и культурный движение, обусловлен переходом общества Западной и Центральной Европы к новой социально-экономической формации. Хронологические рамки периода: со II половины XIII века, в Италии с XIV и XV вв. в других странах в последней четверти XVI – начала XVII века. Термин “Ренессанс” впервые употребил в 1550 г. […]...
- Что такое Каролингское возрождение? У каждого народа в истории есть яркие явления, а во Франкской монархии показательным станет Каролингское возрождение. Чтобы понять величие данного возрождения, необходимо познакомиться с культурой той эпохи. При дворе императора происходило воспитание нового поколения ученых, литераторов и богословов. Это было, как луч света, среди невоспитанности и жестокости. Отмечался подъем в образовании, развивалась литература, искусство. Так […]...
- Значение понятия “американских остряков” Органический сплав эмоционально-образного и логизированного начал, щедрое насыщение публицистики элементами художественной прозы – все это повергает к тому, что сам образ составляет архитектонику очерка, памфлета, статьи, выступления. Лирическая и драматическая интонации (порой ироническая, когда речь шла о гитлеровских вояках), определявшие настрой публицистики военных лет, сменяются едкой, бичующей, саркастической нотой. В период “холодной войны” острое и […]...
- Возрождение Толковый словарь Ожегова дает такое определение слову “возрождение”: “Появление вновь, возобновление, подъем после периода упадка, разрушения”. Так, например, всем известна эпоха Возрождения – период в мировой истории, ознаменовавшийся расцветом наук и искусств в Европе. Казалось бы, возрождение – это чудо, очень большая редкость. Однако с процессом возрождения мы сталкиваемся практически каждый день и уж точно […]...
- Что такое война, ее сущность, значение В нашем мире есть много вещей, которые пугают, унижают, приводят в смятение, делают несчастными. Например, война. Каждый раз, когда речь заходит о войне, люди ощущают грусть, тревогу, переживания. Так было всегда. Но почему войны продолжаются? Почему никто не учится на ошибках прошлого? Давайте обратимся к истории. Анализируя множественные конфликты, можно прийти к выводу, что война […]...
- Анализ стихотворения Пушкина “Возрождение” На протяжении многих лет в качестве времени написания стихотворения “Возрождение” без каких-либо сомнений указывался 1819 год, хотя автографа не сохранилось. Сейчас некоторые литературоведы пытаются оспорить эту датировку. По их мнению, содержание произведения не соответствует настроениям двадцатилетнего Пушкина. Они считают, что молодому поэту было не до раскаяний. Тем более, никаких серьезных невзгод пережить Александр Сергеевич на […]...
- Эстетическое Возрождение: Бенуа Эстетическое возрождение – один из наиболее важных аспектов великого бунта. В поэзии оно стало одной из составляющих символизма, но в наиболее чистом виде оно проявилось в изобразительном искусстве, особенно в живописи, в искусствоведении. Конечно, умение ценить искусство и красоту не было для русского общества новинкой. На заре интеллигентского радикализма, когда он еще не порвал связей […]...
- Гуманистические идеи эпохи Возрождения < p>Историческая и культурная эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается в 14 веке в Италии и завершается в 17-м веке, распространившись по территории всей Европы. Она разделяется на Проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение (период расцвета), Позднее Возрождение и отдельно выделяется Северное Возрождение (в Англии и Нидерландах) < p>Основные философские идеи эпохи Возрождения – это утверждение достоинства человека, […]...
- Расстрелянное возрождение в украинской литературе Расстрелянное возрождение – литературно-художественное поколение 20-х – начала 30-х гг. ХХ ст. в Украине, которое дало высокохудожественные произведения в области литературы, живописи, музыки, театра и которое было уничтожено тоталитарным сталинским режимом. Термин “расстрелянное возрождение” впервые предложил диаспорный литературовед Юрий Лавриненко, употребив его как название сборника наилучших текстов поэзии и прозы 1920- 1930-х гг. За это […]...
- “Расстрелянное Возрождение” в литературы 20- 30-х годов Термин “расстрелянное возрождение” впервые предложил бесспорный литературовед Юрий Лавриненко, употребив его как название сборника лучших текстов поэзии и прозы 30- х гг. За это десятилетие (1921-1931) украинская культура была в состоянии компенсировать трехсотлетнее отставание и даже перевесить на территории отчизны влияние других культур, русской в частности (на 1 октября 1925 года в Украине начислялось 5000 […]...
- Любовь как духовное возрождение Любовь – чистое, высокое и самое прекрасное чувство на земле, которое нельзя передать словами. Ведь именно она облагораживает и возвышает человека, делая его счастливым и сильным, чтобы жить дальше. Это и есть одна из самых главных способностей любви – способность духовного возродить человека. Литература, которая вбирает в себя весь человеческий опыт, помогает нам понять, как […]...
- Из статьи “Возрождение Аллегории” Гениальный, но неудобочитаемый Салтыков теперь почти всеми забыт. Вот, должно быть, отчего, когда пишут о Сирине, вспоминают, как его, так сказать, предка. Гоголя, Салтыкова же – никогда. Близость Сирина к Гоголю бесспорна… Но Гоголь несравненно осторожнее, сдержаннее, “классичнее” в пользовании приемами “романтической иронии”. В разработке гоголевских стилистических схем, основанных на намеренном неразличении “живого” и “мертвого”, […]...
- Сочинение на тему: “Возрождение” Мы много слышим о возрождении. С телеэкранов и газетных полос к нам обращаются уважаемые люди, призывая возродить экономику, искусство, семейные традиции и т. д. Кажется, это очень просто – возродить то, что было запущено годами. И получается почему-то наоборот или по крайней мере не так, как изначально хотелось, и то, что казалось легким на словах, […]...
- О литературе эпохи Возрождения. “Открытие мира и человека” В XIV-XVI вв. Европа пережила этап великих перемен, заложивших фундамент ее современной культуры. Этот период, ознаменовавшийся важнейшими научными открытиями, небывалым расцветом искусств и колоссальным мировоззренческим переворотом, вошел в историю как эпоха Возрождения, или Ренессанс (франц. Renaissance – Возрождение). Родиной эпохи Возрождения была Италия. Именно отсюда прозвучали первые призывы вернуться к античному наследию. Здесь страстные поклонники […]...
- Углубление понятия о трагедии Трагедия – один из основных видов драмы, противоположный комедии. Трагедией называют такие драматические произведения, в которых изображают исключительно острые жизненные конфликты. Трагедия вызывает в сердцах зрителей сильный душевный подъем (катарсис), сложное чувство сопереживания к тому, что творится на сцене, где переплетаются страх за героя, сочувствие к нему и восприятие трагического зрелища как чего-то возвышенного, облагораживающего. […]...
- “Степной волк” Гессе и его сущность Герман Гессе родился в Германии, но с 1912 года жил в Швейцарии, в отдаленном местечке Монтальоне, и в 1923 года принял швейцарское подданство. В его романах переплавлены разные пласты мировой культуры и философии (конфуцианство, древние философско-религиозными системами). В 20 лет пережил увлечение Ницше, которого относил к мыслителям ранга Гете: “бытие и мир оправданы в вечности […]...
- Стили живописи. Ренессанс. Маньеризм Стили живописи Стиль (лат. stilus, от греч. stylos – остроконечная палочка для письма) – устойчивая общность изобразительных приемов, выразительных средств, образной системы, определяющая художественное своеобразие конкретного явления искусства: художественной эпохи, направления, школы, творчества отдельного мастера, даже одного произведения. Теория стилей активно разрабатывалась в искусствознании во второй половине XIX в. Традиционно выделяют так называемые исторические стили. […]...
- Тема сочинения Падение и духовное возрождение человека в романах Ф. М. Достоевского Сочинение по литературе по одному из романов: “Преступление и наказание” или “Идиот” (просто в тексте меняйте названия романа). Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по […]...
- Возрождение интереса к мифологии в поэзии символистов Мифологический текст отличается от литературного произведения не столько своим содержанием, сколько своим отношением к миру. Литературный текст имеет начало и конец, у него есть автор и читатель; то, что он описывает, может быть правдой, но может и содержать различные формы вымысла, причем предполагается, что читатель в принципе отличает правду от вымысла. На сознательном сбивании читателя […]...
- Лекция на тему: “Общая характеристика эпохи Возрождения” Тема: “Особенности культуры и искусства эпохи европейского Возрождения” Цель : познакомиться с основными чертами искусства Возрождения, получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся деятелей эпохи и их произведений, усвоить основные понятия теории литературы, проверить самостоятельно полученные знания. Эпоха Возрождения в мировой литературе. Возрождение и его признаки, особенности, история Сегодня мы начинаем знакомство с новой […]...
- Русское барокко как литературное направление Как одно из проявлений влияния нового типа может рассматриваться и русское барокко. Русское барокко – это не только отдельные произведения, переведенные с польского или пришедшие с Украины и из Белоруссии. Это прежде всего литературное направление, возникшее под влиянием польско-украинско-белорусского воздействия. Это новые идейные веяния, новые темы, новые жанры, новые умственные интересы и, конечно же, новый […]...
- Сущность сопротивления Беранже Сочинение по пьесе Ежена Ионеску “Носороги”. Жизнь людей преисполненная проявлений, которые при рассмотрении могут показаться нелогичными или даже абсурдными. Особенно это поражает, когда речь идет о явлениях общественной жизни, когда каждый отдельный человек действует по законам личной логики, а в объединении выходит что-то почти бессмысленное. Глобальные политические эксперименты XX века неоднократно заканчивались трагедиями целых народов. […]...
- Понятия об историческом романе, художественном образе, антитезе Историзм – понятие, которое сложилось в литературе XIX столетия. для обозначения нового подхода к изображению прошлого, когда писатель хочет понять и показать своеобразность более или менее отдаленной эпохи, факторы и следствия тех событий, которые воспроизводятся в произведении, их влияние на особенности характеров или поступки людей. Иначе говоря, писатель старается подойти к предмету своего изображения исторически. […]...
- Определение понятия “Характер” ХАРАКТЕР по-гречески – отпечаток, признак, отличительная черта. В литературе характер есть определенность образа: социальная, историческая, национальная, бытовая, психологическая и т. д. Если тип – это проявление общего в индивидуальном, то характер – индивидуальное прежде всего. Характерным бывает пейзаж, поступок, образ мыслей. Ho в основном говорят о характере персонажа. Это его сущностное содержание, относящееся в произведении […]...
- Сущность и назначение урока Урок представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения, воспитательного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходят усвоение детьми знаний, формирование умений и. навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога. Структура и типы урока. Структура урока и его тип образуются из комбинации основных элементов процесса обучения. Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных […]...
- Вопросы с ответами по теме “Литература Возрождения” Назовите временные границы эпохи Возрождения (Ренесанса). Какая страна первой стала на путь Возрождения? Какие социальные и экономические причины возрождения духовности и культурного подъема? Феодальная раздробленность, которая существовала в средние века, феодальные распри и отсутствие свободного общения людей мешало развитию торговли, науки и культуры. Существование границ и разобщенности стало восприниматься как препятствие для развития прогресса. В […]...
- Сущность драматического и комического в комедии “Ревизор” Чтобы осмыслить пьесу “Ревизор” как комедию, необходимо ясно представлять себе, что такое комическое и каковы средства изображения комического. Комическое – особая эстетическая категория. Эстетические категории – это выработанные людьми определенные понятия, с помощью которых мы оцениваем различные жизненные явления: одни явления называем прекрасными, другие – безобразными, третьи – возвышенными, четвертые – низкими, пятые – трагическими, […]...
- Возможно ли возрождение Чичикова? (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Главным героем поэмы Гоголя “Мертвые души” является Павел Иванович Чичиков – авантюрист, осуществляющий на страницах произведения гениальную аферу. Подробно автор представляет нам своего героя только в одиннадцатой главе “Мертвых душ”. До этого Гоголь изображает среду, в которой действует герой; раскрывает суть его “дела”, ради которого Чичиков колесит по всей Руси; представляет его героем фантасмагористических слухов […]...
- Список произведений по зарубежной литературе в школьном изучении Древнее время 1 Ирландские саги 2 “Беовульф”, по хрестоматии Средних веков Развитое Средневековье 3 “Песнь о Роланде”, полностью 4 “Песнь о Сиде” 5 “Песнь о Нибеллунгах”, по хрестоматии Средних веков 6 Провансальская поэзия, по хрестоматии Средних веков 7 Миннезонг, по хрестоматии Средних веков 8 Рыцарский роман: Лэ Марии Французской, по хрестоматии Средних веков 9 “Роман […]...
- “Эстетическое возрождение” русской литературной критики Метафизическая критика процвела в руках “религиозных философов” и кое-кого из символистов. Первым выдвинул ее теории Волынский. В своей книге о русских критиках (1896) он осудил их за отсутствие философского взгляда и осуществил свою теорию на практике в книгах о Лескове и о Бесах Достоевского (Книга великого гнева). Великими мастерами метафизической критики были Розанов, Мережковский, Гершензон […]...
- Романтизм на “Родине”. Возрождение романтизма в России Одной из наиболее сложных проблем, с которой столкнулись художники, была проблема взаимоотношения города и деревни. В некоторых произведениях поэтизировалась идея “власти земли”, деревенской “естественности” как источника нравственного здоровья человека и противопоставлялась “развращенному городу”. Таковы романы А. Тверяка “На отшибе”, “Передел”, “Две судьбы”. Полемическими по отношению к ним были романы Н. Брыкина “Земля в плену” и […]...
- Лермонтов и Кавказ – понятия неразделимые “Есть поэты, которых нельзя не любить, – и есть поэты, без которых нельзя жить, – писала Раиса Ахматова. – Для меня Лермонтов – поэт, без которого нельзя жить”. Эти слова подтвердят и повторят все, кому дорого творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Лермонтов – тайна, которую каждый хочет открыть для себя. Его наследие навсегда вошло в сокровищницу […]...
- Сущность “перевоплощения” по мнению автора новеллы “Перевоплощение” Новелла Ф. Кафки “Перевоплощение”, непривычная по форме, глубоко гуманистическая по своей идее. Преобразование человека в насекомого – событие фантастическое, но это лишь образ, средство экспрессии, чтобы обратить внимание читателя на проблему взаимоотношений в семье. Грегор Замза был хорошим сыном и братом. Всю свою жизнь он посвящал родительской семье. Он должен был зарабатывать, чтобы содержать отца, […]...
- Сущность грибоедовского замысла пьесы “Горе от ума” Образ Чацкого придает гениальному творению Грибоедова не только национально-историческое значение. Подобно шекспировскому “Гамлету” или “Дон Кихоту” Сервантеса, “Горе от ума” полно глубокого общечеловеческого смысла. Появление “Горя от ума” предвещало победу реализма в русской литературе. С гениальной зоркостью Грибоедов вслед за Радищевым раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы достаточно […]...
- Сущность процесса обучения Сущность процесса обучении – это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся, – организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся; – Овладение научными знаниями умениями, навыками; – формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Одним из двух главных процесс, составляющих целостный педагогический процесс является процесс обучения. Это очень сложный процесс объективной […]...
- Антигуманистическая сущность теории Раскольникова Явка с повинной, с точки зрения Раскольникова, – это слабость, это его личная катастрофа: слишком слаб – не надо было брать топор и кровавиться. И чем ниже он становится в своих собственных глазах, потому что не выдержал, потому что погубил теорию, тем горячее он отстаивает ее. И возможно это потому, что к той извращенности сознания […]...
- Определение понятия “Гротеск” ГРОТЕСК – вид условной фантастической образности, соединение в одном образе и образном мире правдоподобного, естественного с заведомо невозможным в реальности. Название гротесков получили орнаменты, найденные в конце XV в. Рафаэлем при раскопках подвалов императора Тита – “гротов”. На них человеческие фигуры и их части причудливо срастались с растениями, телами животных и фантастических существ. Прием был […]...
- Трагедия Сенеки (Средние века и возрождение) Трагедия Сенеки (Senecan Tragedy) – пьесы Сенеки, которые оказали большое влияние на драматургов средневековья, видевших в них образцы для подражания. Трагедии Сенеки были подготовлены к печати и изданы Николасом Триветом, а в итальянской драматургии XV-XVI вв. трагедия в духе Сенеки была в моде. Широкой известностью пользовались, например, пьесы Джиральди (1504-1573), в особенности его “Орбекка” (Orbecche, […]...