О сочинениях, распространенных в XI-XVII веках

Круг четьих сочинений, популярных на Руси, еще не выделен с достоверностью. Укажем поэтому лишь те памятники, которые были распространены среди читателей особенно долго, в течение семи веков, с XI по XVII в., о чем свидетельствуют обилие их списков древнейшего периода и многотиражность их изданий и переизданий в период позднейший. Обратимся к начальному периоду — XI-XIV вв.

Судя по количеству реально дошедших до нас рукописей того времени’ и по эпизодически отмечаемой исследователями литературной влиятельности сочинений среди древнейших

русских авторов, наиболее читаемыми в Киевской Руси, по-видимому, были: «Евангелия», «Апостолы», «Псалтыри», «Прологи», сборники слов Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста «Паранесис» и «Златоструй», «Пандекты» Антиоха Черноризца и Никона Черногорца, «Стосло-воц» Геннадия Константинопольского, «Шестоднев» Иоанна Экзарха, жития Николы Мирликийского, Алексея человека бо-жия Саввы Освященного, Василия Нового, Андрея Юродивого, а также, возможно, «Повесть о Варлааме и Иоасафе» и «Сказание о Борисе и Глебе».

Перейдем к позднейшему периоду XVI-XVII вв. Не все из перечисленных

сочинений были изданы в пределах России и сохранили или умножили степень своей распространенности благодаря книгопечатанию. Так, не издавались целиком «Златоструй», «Пандекты», «Шестоднев» Иоанна Экзарха.

Круг четьих памятников, выделяющихся своей непреходящей популярностью или распространенностью среди читателей в течение семисот лет, был, очевидно, по велик и, к нашему сожалению, не включал памятников откровенно светского содержания.

Объект наблюдений подсказывается практикой русского книгопечатания. В старопечатных книгах, как правило церковных, обязательно печатались относительно светские предисловия. Такого же содержания предисловия и послесловия переписывались в рукописных сочинениях и сборниках с древнейшего времени в течение многих веков.

Можно предположить, что у читателей церковное и светское чтения нередко были соединены под одним книжным переплетом и что предисловия и послесловия к распространенным церковным четьим книгам выражали светские литературные потребности древнерусского общества.

Так как предисловия или хотя бы пространные вступительные части отсутствовали в списках и изданиях «Стословца» и в ранних редакциях «Жития Алексея человека божьего», а «Пролог» и в его составе почти все житийные сочинения печатались уже без развернутых предисловий и вступлений, то для наших целей подходят поучительно-панегирические предисловия и послесловия к рукописным и старопечатным «Евангелию», «Апостолу», «Псалтыри».

Исследование читательских потребностей XI-XII вв. целесообразно начинать с предисловия к одной из самых распространенных книг к «Евангелию». Но «Евангелия» на Руси бытовали и виде четырех различных произведений, представляющих разную ценность для нашей работы. Наиболее многочисленными были, очевидно, списки «Евангелия апракос», которые составляют около 20% вообще всех учтенных старославянских и русских рукописей XI-XIV вв.

Однако не удается доказать, что предисловие Евсевия постоянно сопровождало «Четвероевангелие» и, следовательно, было распространено одинаково с ним: почти все древнейшие списки «Тетра» XI-XII вв., за исключением отмеченного, дошли до нас без начала или в мелких отрывках. Было ли в них предисловие, можно только гадать. Более поздние списки «Четвероевангелия» имеют, как правило, ужо иное предисловие — Феофилакта Болгарского.

И хотя в нескольких списках XIV в. все-таки попадается предисловие Евсевия, это мало что дает для суждений об XI-XII вв.

Другие распространенные памятники, которые мы перечислили выше, также дошли до нас в дефектных или только единичных полных списках XI-XII вв. Таким образом, нельзя уверенно выделить какое-либо предисловие, распространенное вместе со «своей» книгой среди читателей древнейшего периода. Но, основываясь на дошедших русских четьих рукописях XI — XII вв., можно говорить о хорошем знакомстве читателей с предисловиями вообще как с относительно самостоятельной частью книг. Послание Евсевия как книжное предисловие не было для читателей XI-XII вв. единственным в своем роде.

Послания в качестве предисловий к четьим рукописям читатели могли встречать неоднократно. Историко-повествовательное послание Антиоха Черноризца к Евстафию Атталинскому служило предисловием к «Пандектам» Антиоха в списке XI в., витиевато-учтивое послание Иоанна Лествичника к Иоанну Раифскому — предисловием к «Лествице» в списке XII в., деловитое послание Ипполита Римского к Феофилу — предисловием к книге об антихристе в списке XII в.

В иных же четьих книгах XI-XII вв. предисловие бывало кратким, имело вид сравнительно небольшой вступительной части, все-таки особой по содержанию, как, например, предисловие о том, что «подобает ведати» читателям толковой «Чудовской 11салтыри» XI в.6 Подобные краткие предисловия могли часто попадаться читателям сборников, так как существовали у большинства статей, например, «Выголексинского сборника» XII в., «Златоструя с Торжественником» XII в., «Успенского сборника» конца XII-начала XIII в.


О сочинениях, распространенных в XI-XVII веках