Борьба в литературе XVII века
Классицизм был главным, но не единственным направлением во французской литературе XVII в. В кругах общества, оппозиционных абсолютной монархии, развивались и другие литературные направления. Появлялись произведения, высмеивающие педантизм, чопорность академической и придворной литературы. Еще в 20-х годах XVII в. вышел роман Шарля Соре-ля “Правдивое комическое жизнеописание Франсиона”; в нем описывались приключения бедного дворянина, скитавшегося по Франции. Бытовые сценки из жизни горожан и крестьян, комические, порой грубоватые зарисовки,
Низменное и обыденное Сорель сознательно противопоставлял выспоренному и изысканному.
По тому же пути шел и Поль Скаррон, автор “Комического романа”, повествовавшего о странствиях бродячей труппы актеров. В произведениях писателей-“вольнодумцев”. хотя еще и несмело и приглушенно, но уже слышался демократический протест против абсолютизма и его искусства. Но еще более резким атакам, чем классицистов, подвергали
В борьбе против прециозников писатели демократического толка объединялись с классицистами. Центром аристократической литературной оппозиции был салон маркизы Рамбулье в Париже. Там собирались авторы слащавых идиллий и пасторалей, галантных любовных романов, вычурных сонетов. Прециозники одевали своих литературных героев в пастушеские наряды, уводили их в далекое средневековье, стремясь отгородить читателя от современности.
Прошлое они противопоставляли настоящему, мирок придворных любовных похождений – миру настоящих дел и чувств. Идеалом жеманных дам был изящный пастушок Селадон, герой романа д’Юрфе “Астрея”, кавалер в маскарадном костюме, отдавший всю жизнь любовному служению. Путеводителем в царстве галантной любви служил для жеманниц и их поклонников-селадонов роман госпожи де Скюдери “Клелия”. К роману этому автором была приложена “Карта страны, именуемой Нежность” с подробными примечаниями к ней.
Здесь можно было запастись сведениями о запутанных дорогах этой страны: когда делать привал в селении Амурных записок или Любовных услуг, как избежать дорог, ведущих к холодному озеру Безразличия.
Все было условно в прециозных романах. Декорации и иносказания подменяли реальную обстановку и живые образы. Галантные поэты и их великосветские покровительницы изъяснялись и в произведениях, и в жизни на вычурном и манерном великосветском жаргоне.
Живой, естественный язык не допускался в их кругу.






Related posts:
- Совмещение старого и нового в русской литературе XVII века Русской литературе XVII в. принадлежит заметная роль в развитии нашей отечественной литературы. Она является тем звеном, которое соединяет средневековую словесность с искусством нового времени. Совмещение старого и нового, традиционного и преодолевающего традиции наблюдается и в тематике произведений, и в миросозерцании писателей, и в литературных формах. По-прежнему важное место занимает героика: тема защиты отечества звучит в […]...
- Классовая борьба в литературе в первую четверть XIX ( 19 )века (Литература XIX века) Подъем народного самосознания, обострение классовой борьбы, развитие общественно-политической мысли в начале XIX века вызвали борьбу и в литературе. Ожесточенные споры велись по целому ряду важных вопросов: об отношении литературы к действительности, о народности и самобытности русской литературы, об отношении ее к устному народному творчеству, к западноевропейским литературам, о литературных направлениях, о языке. Во главе литературного […]...
- Общая характеристика литературного процесса в XVII ( 17 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) Литература развивается в тесной зависимости от общественной жизни страны. Естественно что те события, которые произошли на Руси в XVII веке, отразились и в литературе. Русская литература становится более светской, и народное творчество начинает оказывать более сильное воздействие на книжную литературу, особенно на ее язык. С середины XVII века появляется большее, чем раньше, количество произведений, авторы […]...
- Бытовые повести русской литературе XVII века Наряду с воинской повестью, отражавшей героические события в жизни народа, в XVII в. появился новый жанр – бытовая повесть, в которой ставились уже морально-этические и социальные проблемы. К числу таких повестей следует отнести “Повесть о Горе-Злочастии”, “Повесть о Савве Грудцыне”, “Повесть о купце”, “Повесть о Фроле Скобееве”, “Повесть о Карпе Сутулове” и др. Их герои […]...
- Стихотворство и драматургия XVII ( 17 ) века (Литература XVII-XVIII веков) В начале XVII века возникает и в последней трети его получает широкое распространение стихотворство. Стихи тогда создавались по так называемой силлабической (слоговой) системе стихосложения (от греческого слова силлабе – слог). Силлабическое стихосложение имело три основных признака: в стихотворной строке соблюдается одинаковое число слогов (обычно 13 или 11, хотя могло быть и меньше – 7 и […]...
- Судьбы реализма в западноевропейских литературах XVII века В той истории реализма, которая за последние годы создана стараниями русских ученых, есть заметное белое пятно – это литература XVII в. Мы признаем существование реализма ренессансного, просветительского, критического реализма XIX – XX вв. и социалистического реализма… Но есть ли у нас работы о реализме XVII в.? Правда, век этот начинается лучшими трагедиями Шекспира, к его […]...
- Основное направление развития романа XVII века Основное направление развития романа, ведшее к его подъему в XVIII в., лежало в иной области, и у истоков этого основного направления были “Дон Кихот” Сервантеса и его “Назидательные новеллы”. Много раз в наших работах вспоминались слова Белинского О том, что Шекспир и Сервантес стоят у начала новой, современной литературы. Эти справедливые слова в полной мере […]...
- Культура и просвещение в XVII ( 17 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) Борьба с польско-шведской интервенцией в начале XVII века и события последующих десятилетии показывали правительству и обществу острую необходимость развития культуры и просвещения чтобы успешно укреплять экономику страны, реорганизовать военные силы, государственные учреждения. Нужда в специалистах, в образованных людях ощущалась все сильнее. Для того чтобы поднять образование в стране, необходимо было организовать школьное дело. В дополнение […]...
- XVII век – век подготовки радикальных перемен в русской литературе Начинается перестройка структуры литературы как целого. Чрезвычайно расширяется количество жанров за счет введения в литературу форм деловой письменности, которым придаются чисто литературные функции, за счет фольклора, за счет опыта переводной литературы. Усиливается сюжетность, развлекательность, изобразительность, тематический охват. И все это совершается в основном в результате огромного роста социального опыта литературы, обогащения социальной тематики, разрастания социального […]...
- Литература начала XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков) Литература этого времени еще носит на себе отпечаток страны: литературные произведения существуют и распространяются не в печатном, а в рукописном виде, как это было и раньше; их авторы большей частью остаются неизвестными, так как не подписывают под ними своего имени; жанры наследуются в основном от XVII века; это бытовые повести, драма, виршевая поэзия. Но в […]...
- Основные пути развития художественной культуры XVII века XVII столетие – это весьма своеобразный этап в развитие западноевропейской культуры литературы и искусства. Эти особенности во многом определяются историческими условиями. Век наполнен глубокими противоречиями. С конца XVII века феодально-каталическая реакция переходит в широкое наступление, и стремиться искоренить все гуманистические идеи, материальные и научные взгляды (в 1600 г. в Италии были сожжены Бруно – астроном […]...
- Русское государство в XVII ( 17 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) В жизни Русского государства XVII век был бурной эпохой, временем больших общественных потрясений, периодом борьбы старины с новым в культуре и литературе. Постепенно нараставшее массовое движение против все усиливающегося гнета крепостничества привело в начале XVII века к крестьянской войне, наивысшей точкой развития которой явилось восстание Ивана Болотникова (1606-1607) Эта крестьянская война совпала хронологически с польско-шведским […]...
- Сочинение по картине художника А. П. Рябушкина “Московская девушка XVII века” А. П. Рябушкин – известный русский художник, любимый ученик Перова в Московском училище живописи, автор полотен о деревне и историко-бытовых работ. На картине “Московская девушка XVII века” изображена любимая эпоха художника. На тихих заснеженных улицах Москвы стоят избы и терема, топятся печи, пекутся пироги, в светлицах рукодельничают девушки. Кружева, как застывший снег, нависают над окнами. […]...
- Русская историческая повесть преимущественно второй половины XVII века XVII век – особенно вторая его половина – в истории русской литературы отмечен значительным развитием повествовательной литературы. Тут частично звучат еще старые, обжившиеся мотивы и разрабатываются уже знакомые из прошлого темы и сюжеты, окрашенные часто в христианские благочестивые тона, проникнутые элементами чуда и легенды и сплошь и рядом не обходящиеся без непременного участия нечистой бесовской […]...
- Борьба за свободу и художественная литература ХІХ века Ведь сам ее основатель, “певец страданий народных”, Николай Некрасов провозгласил, что можно не быть поэтом, но гражданином необходимо быть непременно. ХІХ ст. заканчивалось так же, как и начиналось, – под залпы пушек и выстрелы ружей: в 1871 г. во Франции состоялась первая в мире пролетарская революция и была создана Парижская коммуна. Итак, в ХІХ ст. […]...
- И. В. Белоусова. Инфернальные образы в английской драматургии XVI-XVII веков И. В. Белоусова. Инфернальные образы в английской драматургии XVI-XVII веков Инфернальные образы в английской драматургии XVI-XVII веков Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам Выпуск 4. “Источник: История всемирной литературы. 19 век фольклора на творчество английских драматургов XVI-XVII веков. Однако такой подход не позволяет увидеть и осветить все аспекты этой проблемы, поскольку инфернальная […]...
- Немецкая драматургия XVII века Специфически придворной формой театрального искусства барокко стала опера, которая пришла в Германию из Италии. На сценах придворных театров, которые возникают в княжеских резиденциях (Мюнхен, Вена, Дрезден, Вейсенфельс) ставятся оперы преимущественно итальянских авторов. Однако уже в 1627 г. в результате сотрудничества Мартина Опица и выдающегося немецкого композитора Генриха Шютца рождается первая немецкая опера “Дафна”. Оперные либретто […]...
- Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века Издревле человек и история становились объектами всех сфер искусства. Не исключением в этом вопросе и стала литература, проявившая особый интерес к данной теме. Именно этот вид искусства сумел проследить восхождение человека до личности в рамках определенных исторических эпох. Устное народное творчество, стоявшее у истоков современной литературы, рисовало не просто взаимосвязь человека и истории, для народных […]...
- Сборники нравоучительных повестей и рассказов во второй половине XVII века Сборник “Великое Зерцало” переведен на русский язык в Москве в 1677 г., с одобрения еще за год перед тем умершего царя Алексея Михайловича. Перевод сделан был с польского оригинала, носившего заглавие “Wielkie Zwierciadlo przykladow”, второе издание которого вышло в Кракове в 1633 г. Несколько позже сделан был второй перевод этого памятника, получивший особенное распространение в […]...
- Борьба направлений в литературе и критике 1855-1858 годах Политическая атмосфера, возникшая в России в годы цензурного террора, казалось, устраняла всякие возможности дальнейшего развития идей Белинского. Даже имя Белинского нельзя было произносить. Некрасов – единственный из крупных представителей демократического течения 1840-х годов, остававшийся в литературе, – ценой огромных усилий вел журнал, еще напоминавший о литературной борьбе недавнего прошлого. Особенно трудным для Некрасова обстоятельством являлось […]...
- Роман “Отцы и дети” И. С. Тургенева и общественная борьба 60-х годов XIX века Вся моя повесть направлена против Дворянства как передового класса. И. С. Тургенев Проблема связей и взаимоотношений поколений занимала одно из важных мест в русской литературе XIX века. Выход романа “Отцы и дети” совпал с обострением борьбы между либералами и демократами в момент революционной ситуации 1859- 1861 годов. Это было время ожесточенных споров о том, каким […]...
- Дебаты по историческим и литературным вопросам первой половины XVII века В тридцатые годы контраст между бюрократическим, циничным, гоняющимся за удовольствиями, мишурным Петербургом и молодой, идеалистической, вдохновенно философствующей Москвой был разительным. В то время, как раболепные и услужливые издания петербургского триумвирата процветали, приносили большие барыши и не вызывали у властей даже тени неудовольствия, история московских журналов – это сплошной мартиролог цензурных притеснений и финансовых неудач дилетантов-издателей. […]...
- Полемика о словесности и слоге в русской литературе в начале XIX века Сам по себе предмет спора в то время был очень важен и актуален. Речь шла не просто о правомерности использования той или иной лексики или определенных синтаксических конструкций, а о путях развития русской культуры. За полемикой о языке художественной литературы отчетливо просматриваются различные идейно-политические позиции, что, естественно, еще более обостряло литературную борьбу. СентименталистЫ настойчиво отстаивали […]...
- …Война, как трагедия народа в литературе двадцатого века Люди чести и долга в современной отечественной литературе Я вникся в положение… у меня есть пара сочинений, которые я писал с репетитором перед поступлением в институт ( для практики ) . Ну так они у меня остались в набранном виде, вот ( такие же не найти нигде ) Война, как трагедия народа в литературе двадцатого века Война Ч это смерть, страдания, боль людей. […]...
- Борьба литературных направлений (Литература XIX века) Никогда до этого в истории русской литературы не было такого разнообразия литературных на – правлений, борющихся между собой и воздействующих друг на друга, как в первую четверть XIX века. Живет и привлекает своей гражданской тематикой, возвышенным стилем русский классицизм. Он сказывается, например, в ранней поэзии Рылеева, Пушкина и других поэтов. Классицизм пропагандируют и консервативные писатели, […]...
- История Литературы 18 века в восприятии современного читателя (Литература XVII-XVIII веков) Из древней литературы, произведения 18 века унаследовали лучшие темы и направления. Такие как патриотизм, социальная тематика и гуманизм. Новым образом являлись социальные отношения и взгляд со стороны. Такая литература возвышала жизнь обычного рядового человека. Писатели 18 века стремились показать человека, как личность, не зависимо от его сословной принадлежности. Наряду со всем этим, произведения 18 века […]...
- Борьба идей в русской литературе в 18 веке Постепенно в русском обществе того времени складываются два враждующих между собой лагеря, борьба между которыми и определила всю общественную и культурную жизнь России первых десятилетий XIX в. Свободолюбивая молодежь сразу же столкнулась с реакционными защитниками феодальных порядков. Декабрист Якушкин в своих записках так говорит об этом времени: “В 14 году существование молодежи в Петербурге было […]...
- Живопись и архитектура в XVII веке в России Живопись и архитектура Для архитектуры характерно “обмирщение” (первая треть XVII в. – возрождение после Смуты, в 1640-1660-е гг. зарождаются, а во второй половине XVII в. распространяются новые тенденции – обращение к народным традициям, декоративность, светскость, стремление к практичности и конструктивности): конец XVII в. – появление стиля нарышкинского, или московского, барокко под западноевропейским влиянием (симметричность, многоярусность, […]...
- Новые явления в экономике России в XVII в 4.2.1. Новые явления в экономике Основная черта экономического развития России в XVII в. – начало складывания предпосылок для формирования капиталистических отношений, причем возникали они в первую очередь в сфере ремесел и промыслов, тогда как в аграрном секторе продолжали укрепляться феодально-крепостнические отношения. Первая половина XVII в. прошла под знаком восстановления экономики после Смуты, во второй половине […]...
- Искусство XIII – XVII ( 13 – 17 ) веках (Литература XVII-XVIII веков) В XIII и XIV веках наиболее передовым было новгородское искусство. Новгород меньше всего пострадал от татаро-монгольского ига, сохранил старые основы народной вековой культуры и свои связи с Западной Европой. Поэтому именно в Новгороде создаются в этот период замечательные произведения архитектуры и живописи. Церкви, построенные в Новгороде в XIV веке, снаружи отличались простотой, почти квадратной формой, […]...
- Идейно-литературная борьба в начале XIX века Идейно-литературная борьба, резкое размежевание литературных сил закономерно привели в начале XIX в. к организационному объединению сторонников противоборствующих группировок. Зимой 1806-1807 гг. “шишковисты” организовали постоянные литературные чтения и беседы. Затем этим частным собраниям был придан более официальный характер. С 1811 г. начинает существование “Беседа любителей русского слова”, пользовавшаяся “высочайшим покровительством”. Новое общество, построенное по образцу казенного […]...
- Символизм в литературе “серебряного века” (конец XIX – начало XX века) Символизм был самым значительным явлением в поэзии “серебряного века”. Возникнув в 1890-е годы как протест против позитивизма и “бескрылого реализма”, символизм был эстетической попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область вечных идей, создать надреальный мир. Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский в лекции 1892 года “О причинах упадка и новых течениях современной русской […]...
- За кулисами – новая эпоха. Литература и литературная борьба в первой половине XX века Капитализм “свободной конкуренции” превращался в мировую систему монополистического капитализма и империализма. Германия вступила в этот исторический период с запозданием, но к началу XX века и здесь завершился переход к монополистическому капитализму. Однако новая эпоха не началась вдруг, по чьему-либо сигналу; она исподволь готовила за кулисами свой выход. Даже наиболее зримые приметы нового не казались внезапными, […]...
- Своеобразие литературного процесса (о литературе 60-х гг. XIX века) В 60-е гг. XIX в. были созданы замечательные произведения, вошедшие в золотой фонд русской и мировой культуры. В них были заметны, естественно, разные подходы к актуальным проблемам современности, разным было соотношение социальности и психологизма, характера и среды, сатирического гротеска и правдоподобия. Но при всем при этом нельзя было не ощутить расцвета творчества во всех родах […]...
- Роман в мировой литературе 19 века Роман – большое эпическое произведение, в кот. изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни. Объемность романа – количественный признак, который связан с его качественными особенностями: полнота обрисовки широкоохватывающего конфликта, развертывание масштабных событий на большом пространстве и в течение длительного времени или весьма детализированное изображение явления, персонажа, проявлений и […]...
- Внутренняя борьба Жульена Сореля и его прозрение Молодой и честолюбивый Жульен Сорель стремится сделать карьеру в жестоком, вражеском обществе. Для достижения этой цели у него нет никаких средств и возможностей, кроме лицемерия, “искусством” которого он вынужден овладевать, чтобы приспособиться к ненавистной среде. Постоянно ощущая себя в окружении врагов, Жульен пристально контролирует каждый свой шаг, все время действует и говорит вопреки своим убеждениям […]...
- СКРОМНОЕ ВЕЛИЧИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ – ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою С. Щипачев Скромное величие русского человека… Что стоит за этой строкой? Наши славные предки остановили у границ Европы монголо-татарскую орду, освободили Европу от власти Наполеона, разбили фашистские армии и спасли от порабощения народы. Это уже уроки истории. В […]...
- Тема интеллигенции и революции в русской литературе 20 века (Б. Лавренев “Сорок первый”, А. Толстой “Гадюка”) Тема ” Интеллигенции и революции” является важной темой в произведениях писателей русской литературы 20 века. Перед представителями интеллигенции вставал острый вопрос выбора идеалов добра и сострадания, принципов духовности, гуманизма, как высших критериев человеческого сострадания. В произведениях Б. А. Лавренева “Сорок первый” и А. Н. Толстого “Гадюка” авторы раскрывают необычный характер самой эпохи Гражданской войны, круто […]...
- Обрученные: миланская хроника XVII века, найденная и обработанная ее издателем ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Алессандро Мандзони (Alessandro Manzoni) Обрученные: миланская хроника XVII века, найденная и обработанная ее издателем. (I promessi sposi: Storia milanese del secolo XVII scoperta е rifatta dal suo editore) Исторический роман (1-я ред. 1821-1823; 3-я ред. 1840) Дон Аббондио, священник маленькой деревеньки, расположенной в той части озера Комо, где оно заворачивает к югу между […]...
- Бочкарева Н. С. Истоки романа культуры в западноевропейской литературе XVIII века Бочкарева Н. С. Истоки романа культуры в западноевропейской литературе XVIII века “Источник: История всемирной литературы. 19 век “через синтез культурной эпохи запечатлевается с эпическим богатством историческое время в его неповторимых особенностях” (Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени. М. , 1977. С. 419). По мнению Л. Бердюгиной, в немецком романе культуры не только появляется […]...