Живопись и архитектура в XIV-XVI веках в России

Живопись и архитектура

Характерными чертами развития живописи и архитектуры стали сле­дующие.

1. Архитектура. XIV-XVIвв. — двухвековой расцвет русской архитек­туры между двумя упадками: разорительным монгольским наше­ствием XIII в. и Смутным временем рубежа XVI-XVIIвв. Ведущими архитектурными школами в тот период были: новгородская и псков­ская в Северо-Западной Руси, владимирская в Северо-Восточной Руси (ее преемницей стала московская), но в целом происходит синтез, смешение архитектурных школ. Выделились две главные тенденции в развитии

двух основных архитектурных направлений:

    новые черты в церковно-храмовом зодчестве: начинается отход от господствовавшего ранее крестово-купольного стиля, одним из проявлений этого отхода стало возникновение шатрового стиля (например, построенные при Иване IV церковь Вознесе­ния в Коломенском и Покровский собор на Красной площади в Москве, более известный как собор Василия Блаженного, ко­торый был возведен в 1555-1561 гг. зодчим Бармой Постником1 в честь взятия Казани); широкое строительство каменных кремлей. Первой и круп­нейшей каменной городской крепостью в Северо-Восточной Руси стал Московский Кремль,
    который отстраивался из кам­ня дважды: в 1366-1368 гг. его стены (вместо построенных при Иване Калите дубовых) были возведены из белого камня, а в 1485-1499 гг. стены и башни Кремля были выстроены из обожженного красного кирпича (итальянскими мастерами

Пьетро Солари, Аристотелем Фиораванти, Марком Фрязином и др.). В конце XV — начале XVI в. те же итальянские архи­текторы обновили и частично создали внутренний ансамбль Московского Кремля, который включал в себя Успенский со­бор (Аристотель Фиораванти, 1475-1479 гг.) — главный храм Московского государства (место венчаний на царство и коро­наций), Архангельский собор (Алевиз Новый, или Алевиз Фря- зин, 1505-1508 гг.), построили Грановитую палату (Пьетро Солари и Марк Фрязин, 1487-1491 гг.), колокольню Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин). В конце XVI в. архитектор Федор Конь возвел белокаменные стены Белого города в Мос­кве и Смоленский кремль.

В XVI в. крепости-кремли были построены также в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне и других городах.

Живопись. К XIV-XVвв. относится расцвет русской иконописи: в русских монастырях появляются иконостасы, Русь становится центром православной иконописи, в это время создают свои ико­ны лучшие иконописцы — византийский мастер Феофан Грек (ико­на Донской Богоматери), а также русские мастера Андрей Рублев (мастер московской, или владимиро-суздальской, иконописной школы 1360-1430-х гг., автор росписей соборов Московского Кремля, Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Тро­ице-Сергиевой лавре, Спасо-Андроникова монастыря в Москве, а также созданной около 1411 г. иконы «Троица» для Троице-Сер- гиева монастыря), Дионисий (мастер конца XV — начала XVI в., автор росписей и икон Иосифо-Волоколамского монастыря, Фе­рапонтова монастыря около города Кириллова, части икон и фре­сок Успенского собора Московского Кремля) и его сын Феодосий (росписи Благовещенского собора Московского Кремля, 1503 г.) (рис. 18.1).

В 1586 г. был создан замечательный шедевр русского оружейного дела: мастер московского Пушечного двора Андрей Чохов изготовил Царь- пушку калибром 890 мм.


Живопись и архитектура в XIV-XVI веках в России