“Над пропастью во ржи”, художественный анализ романа Сэлинджера



Вышедший в 1951 году роман Д. Д. Сэлинджера “Над пропастью во ржи” представляет собой рассказ семнадцатилетнего американского школьника Холдена Колфилда, исключенного перед Рождеством из школы Пэнси за неуспеваемость.

Основная идея романа – неприятие лжи, проявляющейся как в моральных нормах, бытующих в обществе, так и в людях, событиях, предметах – тесно связана с Образом главного героя. Холден Колфилд знакомит читателя не только с внешней, событийной стороной своей жизни ( Хронотоп романа состоит из трех дней, один из которых

герой проводит в Пэнси, а остальные два – в своем родном городе Нью-Йорке), но и внутренними представлениями о знакомых ему людях, тех или иных жизненных ситуациях, собственном характере.

Главный герой ведет себя, как и положено семнадцатилетнему подростку: бесшабашно, импульсивно, с вызовом. Все, о чем он говорит, преподносится им с максимальной откровенностью: школа Пэнси, в которой учатся дети богатых родителей, видится Холденом, как место, в котором много жулья и совсем мало “смелых и благородных юношей”, как гласит рекламная надпись этого учебного заведения в журнале; учитель истории, старик Спенсер

нагоняет на него тоску своим жалким, потрепанным халатом, просвечивающими сквозь вырез старческими ребрами и лекарствами от простуды.

Общение со взрослыми людьми не доставляет Холдену особого удовольствия. Он не раз замечал, что когда вел себя, как ребенок, взрослые поучали его, при этом они ни разу не отметили тех случаев, когда он вел себя, как взрослый. Размышляя об этом, главный герой приходит к простому и страшному выводу о том, что люди “вообще ни черта… не замечают”: они не видят ни сути обсуждаемого вопроса, ни других людей.

К примеру, когда старик Спенсер пытается убедить Холдена в том, что “жизнь – это честная игра”, последний совершенно естественным образом раскрывает эту ассоциацию с точки зрения командной игры, которая может либо помочь человеку выдвинуться вперед, либо утопит его вместе с “мазилами”. Разговаривая с учителем истории, герой сразу же соглашается с тем, что за время учебы в Пэнси он ничего не учил, но старик Спенсер, как будто и не слышит этого: он входит в раж и никак не может остановиться в своих поучениях, хотя даже подростку очевидно, что это все ни к чему, раз человек уже признал свою ошибку.

Говоря о том, что его раздражает в окружающих, Холден с беспощадной прямотой указывает на те мелкие детали, о которых большинство людей даже и не задумывается, но тем не менее раздражается не меньше героя романа: прикосновение к личным вещам (привычка Роберта Экли из школы Пэнси), мнимая чистоплотность (в отличие от внешне нечистоплотного Экли, сосед Холдена по комнате, красавчик Стрэдлейтер, для приведения своей внешности в порядок пользуется грязными предметами), внимание к внешним деталям и пренебрежение к истинной сути предмета (Стрэдлейтер считает, что не умеет писать из-за того, что не знает, как правильно ставить запятые), крепкое, показное рукопожатие (капитан Блоп – кавалер бывшей девушки Д. Б. Лилиан).

Сильнее всего в людях Холдену не нравится их желание быть тем, кем они на самом деле не являются: главного героя тошнит от “искреннего голоса” Стрэдлейтера, охмуряющего в машине девушек; он плохо относится к тому, что его старший брат Д. Б. – променял свой литературный талант на Голливуд; он насквозь видит снобизм чернокожего пианиста Эрни, притворяющего скромным малым; он не любит театр из-за того, что актеры ведут себя слишком непохоже на людей, а когда все-таки становятся похоже (хорошие актеры), то все портится из-за того, что они начинают задаваться, осознавая свой талант; он не может понять даму из кинотеатра, плачущую над выдуманной историей, но полностью игнорирующей своего маленького сына, просящегося в туалет.

Видя недостатки других людей (как телесные, так и душевные), Холден Колфилд не закрывает глаза и на свои собственные изъяны: он знает, что он – лгун, потому что в разговорах со взрослыми (старик Спенсер, мать Эрнеста Морроу и др.) беззастенчиво врет им, говоря то, что они хотят услышать; понимает, что он – трус, когда он размышляет о своем неумении ударить человека по лицу; наконец, он спокойно говорит о том, что когда волнуется, то хочет в туалет.

При этом Холден – глубоко чувствующая натура. Он любит читать хорошие книги, главным мерилом качества которых для него является желание сделать их авторов лучшими друзьями. Он – девственник, и только потому, что всегда останавливается на самом интересном месте по просьбе девушки. Он – любит свою младшую сестренку Фиби за то, что она все понимает, как надо, и младшего брата Алли, умершего от белокровия.

Он ценит в людях их сильные стороны: например, умение танцевать в глупых, помешанных на голливудских актерах, девушках. Он склонен к философским размышлениям – в то время, как окружающих волнует их эго, Холден может размышлять о том, что происходит с утками из Центрального парка зимой, или мечтать о том, чтобы время остановилось, как это произошло с экспонатами Этнографического музея, в который он ходил с раннего детства. Он ценит не только физическую сторону любви, но и духовную: вспоминая свои взаимоотношения с Джейн Галлахер, Холден думает прежде всего о том, насколько естественно и приятно ему было держаться с ней за руки.

Главный герой романа – умеет логически мыслить, имеет на все свою точку зрения, но в некоторых жизненных вопросах оказывается удивительно наивным: он не знает, сколько зарабатывает его отец, корпоративный юрисконсульт; он не сразу разбирается в начитанной Салли Хейс.

Ненавидя нью-йоркскую жизнь, Холден видит только один способ покончить с окружающей его ложью, – побег. Молодой человек мечтает о спокойной работе на автостоянке. Он фантазирует, что мог бы притвориться глухонемым, чтобы не общаться с людьми; он представляет себе, как построит хижину, в которой не будет никакой “липы”, то есть лжи. Сбежать из Нью-Йорка Холдену не удается.

С одной стороны, его держит любовь к младшей сестренке Фиби, решившей отправиться в путь вместе с ним; с другой – в нем нет сильного внутреннего стержня для полного изменения жизни. Холден Колфилд лишь мечтает о том, что лучшее из занятий – стеречь маленьких ребят над пропастью во ржи. На деле же ему суждено жить в той среде, в которой он рожден, и пытаться подстроиться под нее, как он это делал на протяжении всего романа.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Над пропастью во ржи”, художественный анализ романа Сэлинджера