“Евгения Гранде”, художественный анализ романа Бальзака

Роман Оноре де Бальзака “Евгения Гранде” впервые был опубликован в 1833 году. Он вошел в “Сцены из провинциальной жизни” цикла сочинений “Человеческая комедия”. Художественная Проблематика произведения заключается в разработке двух антагонистических друг другу тем – любви к деньгам (материалистическому составляющему бытия) и любви к человеку (духовной парадигмы нашего существования).

Говоря о современном ему обществе, Бальзак подчеркивает его меркантильную сущность. Жизнь большинства людей, по мнению писателя, “ограничена чисто материальными интересами”. Один из главных персонажей романа, г-н Гранде является “олицетворением могущества денег”. На примере его характера и истории жизни Бальзак показывает, к чему может привести человека любовь к деньгам.

С одной стороны, мы видим бережное и экономное отношение к вещам, с другой – неразумное ограничение себя и своей семьи в самом необходимом.

Г-н Гранде тратит финансы только на то, что не может получить даром: освященный хлеб, одежду для жены и дочери, оплату их стульев в церкви, освещение, жалование единственной служанке Наненте, лужение кастрюль, налоги, ремонт построек и издержки по своим предприятиям. Фермеры-испольщики снабжают Гранде каплунами, цыплятами, яйцами, маслом и пшеницей, съемщики-огородники – овощами. Фрукты у семьи – свои, но самые лучшие из них идут не на домашний стол, а на рынок.

Дичь в меню Гранде появляется не раньше, чем он покупает лесные угодия.

Папаша Гранде ценит в деньгах – не власть, не те возможности, которые они дают, а сами деньги. Ему нравится все, что с ними связано – заработок, приумножение, вложение капитала то в одно, то в другое предприятие, накопление, передвижение, любование (как в случае с золотыми монетами, которые он дарит своей дочери Евгении на каждый день рождения) и даже само осознание существования денег.

Г-н Гранде видит в людях деньги, а в деньгах – людей: “червонцы живут и копошатся, как люди: уходят, приходят, потеют, множатся”. В разговоре с Шарлем герой испытывает сострадание не к тому, что племянник потерял отца (Гранде не видит в этом ничего страшного, так как “отцы по закону природы умирают раньше детей”), а к тому, что он потерял состояние. Для папаши Гранде разорение – самое тяжелое несчастье, которое может постичь человека на земле.

О будущей жизни герой не думает так же, как не думают и большинство окружающих его торговцев и аристократов. Бальзак объясняет духовную черствость XIX века изменением в общественных нравах, променявших жизнь будущую на жизнь настоящую, полную земных радостей и наслаждений. На пороге смерти папаша Гранде тянется не к распятому на кресте Христу, а к его позолоте.

Вместо благословения герой призывает единственную дочь беречь золото, ведь ей придется потом дать ему “отчет на том свете!”.

Евгению Гранде можно было бы назвать полной противоположностью отца, если бы не одно “но”: девушка унаследовала от него основную черту характера – внутреннее упрямство. Французский писатель периодически подчеркивает общность в поведении отца и дочери: первый вкладывает золото в прибыль, вторая – в чувства; хитрость персонажей обуславливается их главной, внутренней страстью – скупостью Гранде и любовью Евгении; старый скряга готов пожертвовать любовью дочери ради лишних пластинок золота, Евгения готова отдать свою жизнь за несессер, отданный ей на хранение любимым человеком.

Папаша Гранде интуитивно чувствует свою схожесть с дочерью, но преклонный возраст и укоренившаяся в его сердце страсть к золоту, не позволяют ему видеть истинную натуру Евгении, между тем, как последняя прекрасно осознает, что собой представляет ее отец.

Девушка не думает о деньгах до тех пор, пока они ей не нужны. Как только в жизнь Евгении врывается любовь, просыпается и ее сознание: за четверть часа, прошедшие с момента приезда кузена, “у нее возникло больше мыслей, чем со дня появления ее на свет”.

В Шарле девушку привлекает все: и утонченная красота, и модная одежда, и его, необычные для провинции, манеры. Случившееся с ним несчастье разжигает в Евгении естественное для нее чувство сострадания к ближнему.

Становление любви в сердце главной героини рисуется Бальзаком психологически тонко и выверено: в начале Евгения неосознанно стремится сделать приятное кузену (убирает его комнату) и хочет понравится ему внешне (встает рано утром, чтобы красиво одеться и причесаться), затем она восстает против установленного отцом домашнего уклада (“ворует” на кухне груши и готовит Шарлю самый простой – по обычным меркам, но разорительный, по представлениям отца, завтрак) и при этом тщательно скрывает свои мысли и чувства от окружающих.

Унаследованный от матери благородный, христианский характер придает простым и заурядным чертам Евгении удивительную прелесть. Озаряющее ее лицо “внутреннее очарование спокойной совести” делает девушку похожей на Мадонну. Главная героиня романа с радостью помогает возлюбленному деньгами и семь долгих лет ждет его возвращения из Ост-Индии.

Узнав о предательстве Шарля, Евгения проявляет себя, как и все благородные натуры, – она оплачивает долги кузена, отпускает его к другой, а сама обращает свой взор к небу и продолжает жить, любя и страдая, в ожидании естественной развязки – смерти.

На фоне противостояния материалистического и духовного второстепенные персонажи романа выглядят несколько шаблонно: семейства Крюшо и де Грассенов – измельчавшие “папаши Гранде”, г-жа Гранде – классический образ богобоязненной женщины, беспрекословно подчиняющейся мужу. Шарль Гранде – молодой человек с благородным сердцем быстро усваивает беспринципную общественную мораль, не просто меняющую, а развращающую его характер. И только Евгения остается сама собой – чистой, доброй, всепрощающей и бесконечно любящей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Евгения Гранде”, художественный анализ романа Бальзака