“Ленинград” анализ стихотворения Мандельштама



История создания

Стихотворение “Ленинград” написано в 1930 г. Это относительно спокойный период в жизни поэта. С 1925 по 1930 гг. Мандельштам пишет только прозу, а после путешествия на Кавказ снова обращается к стихам.

Одно из них – стихотворение-предчувствие, предсказание “Ленинград”. Это стихотворение о встрече с родным городом. Мандельштам любил Петербург и скучал по нему в странствиях.

Стихотворение было напечатано в “Литературной газете” в ноябре 1931. Трудно поверить, что цензура пропустила его.

Семья Мандельштамов

переехала в Петербург, когда Осипу было 6 лет. Там юноша учился в Тенишевском училище, затем, с перерывами, на разных факультетах Петербургского университета, хотя обучение не закончил. В Петербурге Мандельштам начал писать стихи, посещал “башню” Вячеслава Иванова, познакомился с другими поэтами (Ахматовой, Гумилевым, Блоком, Цветаевой).

Литературное направление и жанр

Акмеистические корни поэзии Мандельштама видны в стихотворении “Ленинград”. Модернистское мироощущение поэта накладывается на чудовищную реальность, что усиливает трагичность стихотворения. По жанру оно ближе всего

к элегии.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из семи двустиший. Это разговор с самим собой и с городом. Лирический герой выносит слово “Ленинград” в название, во второй строфе появляется определение “ленинградский”.

К Ленинграду лирический герой не обращается, а только к Петербургу в четвертой и пятой строфах.

Первое двустишье написано от первого лица. Это повествовательное предложение о возвращении в город детства. Вторая и третья строфы – обращение к самому себе. Это горечь узнавания города, который сегодня вызывает негативные эмоции.

Четвертая и пятая строфы – обращение к сущности города, просьба о защите. Лирический герой хотел бы вернуть прошлое, но не только его знакомые мертвы, но и сам он на грани гибели, утратил место жительства. В этих строфах лирический герой дважды обращается к городу “Петербург”.

Последние две строфы подчеркивают тревожное эмоциональное состояние лирического героя, который боится ареста, прихода “гостей дорогих” настолько, что вырвал звонок и проверяет по ночам дверные цепочки.

Тема стихотворения – гибель города и целой страны, человека в этом городе. Основная мысль – предчувствие беды, которое проявляется на всех уровнях организации текста.

Тропы и образы

В первой строфе лирический герой не называет город по имени. Отношение к городу у героя не просто как к человеку (до слез знакомый), но к родному, которого обнимаешь, так что видны прожилки. Даже как к ребенку, чьи припухлые железки тебе знакомы.

Вторая и третья строфы наполнены цветами. И рыбий жир фонарей, и желток, подмешанный к зловещему дегтю – метафоры тусклого желтого цвета, испускаемого речными фонарями и зимним солнцем из-за туч. Цвета в стихотворении превращаются в вещества. Интересно, что эти образы еще и противно пахнут (рыбий жир и деготь), как будто город, каким лирический герой его застал, противен ему.

Поэтому в следующих строках герой обращается к истинному городу – Петербургу.

Для него это город мертвых, который как будто хранит память о людях ушедшей эпохи. Вместе с названием изменился и город, и сам герой. Дорогие ему люди исчезли вместе со старым Петербургом, а в Ленинграде уже невозможно позвонить по старым телефонам.

Это строфы о не-звучании, о голосах мертвых и телефонах, от которых уехали хозяева-жильцы.

Да и как позвонить, если лирический герой ютится на черной лестнице? Тема незвучащих звонков продолжается теперь в дверном звонке, который вырван с мясом, следовательно, звонить не может. Но и в таком мертвом состоянии он ударяет лирическому герою в висок (символ смертельной опасности).

В последней строфе, наконец, появляется звук. Дверные цепочки гремят кандалами (метафора). Лирический герой указывает на причину гибели – приход “дорогих гостей” (ирония).

Даже если звонок вырвать с мясом, это не спасет от стука в дверь. Мандельштам предчувствовал свой арест, случившийся в 1934 г., через полгода после антисталинских стихов, которые Мандельштам неосторожно читал многим, как бы приближая свою гибель.

Интерпретировать стихи Мандельштама очень трудно. Образы всегда многозначны. Возможно, мертвецы – это те, за кем уже пришли “дорогие друзья”. И это сотрудники госбезопасности, а не лирический герой, вырвали с мясом звонок, пытаясь дозвониться.

Тогда и звуковые образы в романе будут иными. А может быть, дорогие друзья – это не ирония, а призраки прошлого, которых ждет полусумасшедший лирический герой.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырехстопным анапестом. Парная рифмовка с мужскими рифмами жесткая, как удары или выстрелы, трехсложный размер подобен сбившемуся дыханию испуганного героя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Ленинград” анализ стихотворения Мандельштама