Анализ стихотворения Мандельштама “Бесшумное веретено”
Согласно классификации знаменитого филолога и литературоведа Гаспарова, 1908 – 1911 гг. – время ученья для Мандельштама. В этот период он пишет стихотворения в духе произведений из сборника “Романсы без слов” величайшего французского поэта-символиста девятнадцатого столетия Поля Верлена. В эти годы создано стихотворение “Бесшумное веретено”, вводящее в творчество Мандельштама два значительных мотива: бесконечности и ритма.
Ритм веретена здесь тождественен ритму времени, заданному миром и лирическим героем. Крайне сложно
Все одинаково темно;
Все в мире переплетено
Моею собственной рукою…
Впоследствии пафос самосознания Мандельштама будет заключаться в желании внести в ритм собственные оттенки, нарушить гармонию, связанную с вечностью.
Ряд исследователей поэзии Осипа Эмильевича отмечают связь стихотворения “Бесшумное веретено” с творчеством Франсуа Вийона. Основной мотив лирики французского поэта эпохи позднего Средневековья – хрупкость человеческой жизни. В “Бесшумном веретене” Мандельштам обозначает место лирического героя в статичном
Движение веретена может носить судьбоносный характер, если человек не способен управлять временем и полностью ему подчинен. В такой ситуации он не может отвечать за происходящее в собственной жизни. Переклички Мандельштама с Вийоном не случайны.
Осип Эмильевич был хорошо знаком с творчеством французского лирика и даже посвятил ему статью под названием “Франсуа Виллон”. Впрямую упоминается средневековый поэт в стихотворении 1937 года “Чтоб, приятель и ветра и капель…”:
Рядом с готикой жил озоруючи
И плевал на паучьи права
Наглый школьник и ангел ворующий,
Несравненный Виллон Франсуа.
“Безумное веретено” отсылает читателей к античной мифологии. Конкретнее – к мойрам, богиням судьбы. Древние греки представляли их в виде трех сестер: Клото прядет нить жизни, Лахеса определяет судьбу, Атропа перерезает нить, олицетворяя неотвратимую смерть.
Согласно Гомеру, даже Зевс был обязан подчиняться воле мойр. Именно сестры определяли срок человеческой жизни и заботились о том, чтобы люди не провели на свете больше отведенного им времени. Образы, аналогичные мойрам, встречаются у древних римлян (парки), в германо-скандинавской мифологии (норны), часто упоминаются в произведениях искусства.
- Анализ стихотворения Мандельштама “Раковина” В 1913 году издательство “Акмэ” тиражом в 300 экземпляров выпустило дебютный сборник Мандельштама, получивший название “Камень”. Среди стихотворений, вошедших в него, – “Раковина”. Кстати, именно так должна была изначально именоваться книга. В плане понимания сущности человеческой личности произведение считается программным для творчества Осипа Эмильевича. Раковина в тексте символизирует тело как вместилище духа. Лирический герой в […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Айя-София” Первый вариант стихотворения “Айя-София” вошел в дебютную книгу Мандельштама “Камень”, увидевшую свет в 1913 году. Произведение посвящено Софийскому собору, расположенному в турецкой столице – Стамбуле. Долгое время он был православным храмом, затем здание заняла мечеть. На сегодняшний день выдающийся памятник архитектуры внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В его стенах находится музей. Около тысячи лет […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Смутно-дышащими листьями” Мир стихом Осипа Мандельштама достаточно мрачен и неприветлив. Отчасти это объясняется тем фактом, что родным городом поэта является Петербург, сырой, холодный и неприветливый. Но именно в северной российской столице Мандельштам чувствовал себя наиболее уютно и комфортно, он знал тайны старинных зданий и улиц, по которым когда-то ступала нога Пушкина. Мрачная неприветливость Петербурга созвучна с душевным […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “За гремучую доблесть грядущих веков На момент свершения Октябрьской революции Осип Мандельштам уже был полностью состоявшимся поэтом, высоко ценимым мастером. С советской властью отношения у него складывались противоречиво. Ему нравилась идея создания нового государства. Он ожидал перерождения общества, человеческой природы. Если внимательно читать мемуары жены Мандельштама, можно понять, что поэт был знаком лично со многими государственными деятелями – Бухариным, Ежовым, […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Silentium” Стихотворение “Silentium” впервые было опубликовано в девятом номере знаменитого журнала “Аполлон” за 1910 год. Впоследствии Мандельштам включил его в свой дебютный сборник “Камень”. По мнению большинства литературоведов, в этой книге соединяется “ребячество Верлена” с “суровостью Тютчева”. Первая черта проявляется в легкости подачи тем. Вторая – в серьезности избранных для лирики мотивов. Слово Осип Эмильевич воспринимает […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Домби и сын” Стихотворение “Домби и сын” вошло в дебютную книгу Мандельштама “Камень”, первый выпуск которой увидел свет в 1913 году под маркой издательства “Акмэ”. Название произведения отсылает к знаменитому одноименному роману английского писателя Чарльза Диккенса. Впрочем, некоторые исследователи видят в нем больше аллюзий на творчество Достоевского. Надежда Яковлевна, жена поэта, в своих мемуарах рассказала, что Осип Эмильевич […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа В поэзии Осипа Мандельштама есть несколько знаковых метафор, которые кочуют из произведения в произведения. Более того, на них, словно на тонкую нить, нанизывается все последующее повествование, благодаря чему создаются удивительные и достаточно сложные в своем восприятии образы. Одна из таких метафор была использована в стихотворении “В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа…” , написанном […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Ленинград” Осип Мандельштам родился в Варшаве, однако своим любимым городом всегда считал Петербург, где провел детские и юношеские годы. Ему довелось учиться за границей, бывать в Москве, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление, и исколесить всю Россию после гражданской войны, проведя несколько лет в скитаниях. Однако Мандельштам всегда мечтал вернуться в Петербург, который теперь назывался Ленинградом, […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Отравлен хлеб и воздух выпит” …Казалось бы, все уже известно, каждая строка мандельштамовекого “Камня” знакома так, как будто ты написал ее сам, каждое стихотворение знаешь почти наизусть… Но перелистывая его страницы, вдруг ловишь себя на мысли, что все это только кажется: тайна притягательности стихов Мандельштама подобна тайне японского сада камней – она рождает вереницы мыслей, помогает познать мир природы и […]...
- “Я ненавижу свет” анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение “Я ненавижу свет” было написано Мандельштамом в 1912 г. и напечатано в сборнике “Камень” (1913). Литературное направление и жанр Это стихотворение первое в сборнике “Камень” имеет близкие к акмеизму образы: стрельчатой башни, кружева камня, паутины. Эти мотивы сближают стихотворение с “Notre Dame”. Суть образов раскрывается в статье “Утро акмеизма”. Некоторые исследователи трактуют […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Природа – тот же Рим и отразилась в нем…” В 1913 году на собственные деньги Мандельштам выпустил дебютный сборник под названием “Камень”. Впоследствии вышло еще два издания книги, причем содержание ее менялось. Название возникло неслучайно и связано с увлечением Осипа Эмильевича акмеизмом. По его мнению, в основе здания нового литературного направления лежал “таинственный тютчевский камень”, в роли которого выступало слово. В представлении Мандельштама поэт […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Я вздрагиваю от холода…” В 1913 году на собственные средства Мандельштам напечатал дебютный сборник под названием “Камень”. Впоследствии книга несколько раз переиздавалась, причем содержание ее менялось. В 1916-м свет увидел второй выпуск, который включил в себя стихотворение “Я вздрагиваю от холода…”, впервые опубликованное четырьмя годами ранее. Главная его тема – творчество. Художник в тексте предстает в качестве своеобразной марионетки, […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Дано мне тело – что мне делать с ним Вопросы мироздания интересовали Осипа Мандельштама с самого детства. Он увлекался различными видами точных наук, но очень скоро разочаровался в естествознании, так как не сумел получить ответы на интересующие его вопросы. Между тем, литература все больше и больше привлекала Мандельштама своей широтой суждений и возможностью самореализации. Но о том, чтобы стать поэтом, автор всерьез задумался лишь […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Нежнее нежного” Летом 1915 года Осип Мандельштам познакомился в Коктебеле с Мариной Цветаевой. Это событие стало поворотным в жизни, поэта, так как он влюбился, как мальчишка. К тому времени Цветаева уже была замужем за Сергеем Эфронтом и воспитывала дочь. Однако это не помешало ей ответит взаимностью. Роман двух знаковых представителей русской литературы длился недолго и был, по […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Век” Отношения Мандельштама к Великой Октябрьской революции было двойственным. С одной стороны – он испытывал радость, предвкушая кардинальные перемены в жизни страны. С другой – понимал, какие колоссальные потери их могут сопровождать. В 1922 году Осип Эмильевич написал стихотворение “Век”, представляющее собой осмысление того, что произошло в России после прихода к власти большевиков. Это произведение стало […]...
- “Батюшков” анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение “Батюшков” Мандельштам написал в 1932 г. В это время они с женой жили в Доме Герцена. На стене их комнаты висел автопортрет Батюшкова. Но автопортрет был только поводом для обращения к поэзии Батюшкова. Для Мандельштама мотивы творчества поэта-романтика были близки и важны. Мандельштам дорожил прижизненным изданием Батюшкова, которым обладал. Литературное направление и […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “На розвальнях, уложенных соломой…” Стихотворение “На розвальнях, уложенных соломой…”, датированное 1916 годом, включено во второй сборник Мандельштама “Tristia”. Оно тесно связано с важным событием в жизни поэта. В год его написания Осип Эмильевич первый раз посетил Москву. Город произвел на него сильнейшее впечатление, так как слишком отличался от дорогого сердцу Петербурга. В первую очередь из-за построек, значительная часть которых […]...
- “Бессонница, Гомер, тугие паруса…” анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение было написано в августе 1915 года в Коктебеле. Включено во второе издание первого сборника Мандельштама “Камень” 1916 г. (первое издание вышло в 1913 году). В Коктебель Мандельштам приехал в самом конце июня 1915 года и провел в Доме поэта весь остаток лета. Одновременно там в это время жили сестры Цветаевы, София Парнок, […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Да, я лежу в земле, губами шевеля Судьба Осипа Мандельштама сложилась весьма трагически, и после революции он подвергся гонениям со стороны советской власти. Впрочем, сам поэт не жаловал тех, кто устроил в России кровавый переворот, называя их открыто убийцами и палачами. За это он и поплатился сперва свободой, а позже и с жизнью. Открытое противостояние с властями начинается в 1933 году, когда […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Звук осторожный и глухой Первый поэтический сборник под названием “Камень” Мандельштам выпустил в 1913 году. Впоследствии он переиздавался с изменениями в 1916 и 1923 гг. Ключевая особенность книги – соединение в ней стихотворений, принадлежащих к двум совершенно разным художественным направлениям: символизму и акмеизму. По мнению литературоведа Лилии Гинзбург, в дебютном сборнике Осипа Эмильевича “суровость Тютчева”, проявляющаяся в серьезности тем, […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Бессонница. Гомер. Тугие паруса” Творчество поэта Осипа Мандельштама весьма разнопланово и подразделяется на несколько периодов, которые существенно отличаются друг от друга по настроению и содержанию. Стихотворение “Бессонница. Гомер. Тугие паруса” относится к раннему этапу литературной деятельности автора. Оно было написано в 1915 году и вошло в первый поэтический сборник Осипа Мандельштама под названием “Камень”. По одной из версий, в […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Я ненавижу свет Сложный жизненный и творческий путь, который довелось пройти Осипу Мандельштаму, нашел отражение в его необычных произведениях. Стихи этого поэта раскрывают удивительно тонкий и хрупкий внутренний мир человека, который далеко не всегда считал нужным публично афишировать свои чувства. Будучи символистом, Мандельштам придерживался теории о том, что ничего в этом мире не происходит случайно, и любое событие […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Мы живем под собою не чуя страны…” В ноябре 1933 года Мандельштам написал одно из самых известных стихотворений двадцатого столетия – “Горец” или “Кремлевский горец”. Оно представляет собой эпиграмму на Сталина. Своего авторства поэт никогда в тайне не держал. Более того – Осип Эмильевич сам читал произведение многим друзьям, знакомым, родственникам, поэтому сейчас сложно сказать, кто на него написал донос – слишком […]...
- “Ленинград” анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение “Ленинград” написано в 1930 г. Это относительно спокойный период в жизни поэта. С 1925 по 1930 гг. Мандельштам пишет только прозу, а после путешествия на Кавказ снова обращается к стихам. Одно из них – стихотворение-предчувствие, предсказание “Ленинград”. Это стихотворение о встрече с родным городом. Мандельштам любил Петербург и скучал по нему в […]...
- “За гремучую доблесть грядущих веков” анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение “За гремучую доблесть грядущих веков” было задумано в 1931 г., но дата его окончательной редакции – 1935 г. За это время произошло переосмысление многих событий в жизни страны и в жизни поэта. Мандельштам сменил Ленинград на Москву. Между первой и второй редакцией – знаменитая эпиграмма на Сталина, написанная в конце 1933 г., […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Вечер нежный. Сумрак важный С 1908 по 1910 годы Осип Мандельштам учился в Сорбонне, где познакомился со многими русскими и французскими литераторами. Среди них был и Николай Гумилев, дружбу с которым Осип Мандельштам возобновил после возвращения в Россию. Последний год пребывания во Франции запомнился поэту частыми пикниками. Группа литераторов периодически выезжала на природу, и их излюбленным местом отдыха было […]...
- Анализ стихотворения “Ласточка” Мандельштама О. Э Утрату самоценности слова, его внутренней формы, его образных и пластических возможностей острее всех чувствуют поэты, художники. “Слово стало как скорлупа сгнившего ореха, условный меновой знак, не обеспеченный золотом”, – таков был диагноз Вячеслава Иванова. “Слово опустошено в ядре своем, его оскопляют и укрощают”, – отзывается С. Н. Булгаков. Язык культуры уничтожается и распыляется так же, […]...
- “Сохрани мою речь навсегда” анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение “Сохрани мою речь навсегда” было написано Мандельштамом в 1931 г. При жизни поэта не печаталось. Стихотворение было напечатано через 30 лет в Нью-Йорке, и только через 35, в 1966, в СССР. Стихотворение представляет собой обращение. Вызывает споры вопрос, к кому обращено стихотворение. Ахматова считала, что к ней. Надежда Мандельштам, которая как раз […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Notre Dame” В 1908 году Осип Мандельштам становится слушателем Сорбонны, изучая в престижном европейском университете французскую литературу. Попутно молодой поэт очень много путешествует и знакомиться с достопримечательностями страны. Одно из самых глубоких и неизгладимых впечатлений на него производит Собор парижской Богоматери, которому в 1912 году Мандельштам посвятит свое стихотворение “Notre Dame”. Внутренний мир этого поэта весьма изменчив […]...
- “Мы живем, под собою не чуя страны…” анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение Мандельштама “Мы живем, под собою не чуя страны” написано в 1933 г. Это не просто поэзия, но акт гражданского мужества. Пастернак, которому Мандельштам прочитал стихотворение, назвал его актом самоубийства, а не фактом поэзии. Мандельштам действительно переживал в это время депрессию и при первом аресте в 1934 г. попытался покончить с собой. После […]...
- Анализ стихотворения О. Мандельштама “Адмиралтейство” Анализ стихотворения О. Мандельштама “Адмиралтейство” С первых строк стихотворение “Адмиралтейство” вызвало во мне глубокий эмоциональный отклик. В нем много узнаваемых деталей: и само здание Адмиралтейства, и летние пыльные тополя. Слышится запах морской воды, и в темной зелени сияет желтый корабль Адмиралтейства, известный каждому петербуржцу: В столице северной томится пыльный тополь, Запутался в листве прозрачный циферблат… […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Как кони медленно ступают…” В ноябре 1933 года Мандельштам написал стихотворение “Мы живем, под собою не чуя страны…”, направленное против Сталина. Он не только не пытался его скрыть, но и напротив – активно продвигал, читая друзьям и знакомым. Пастернак говорил, что произведение не имеет никакого отношения к литературе и может считаться актом самоубийства. В первую ссылку Осип Эмильевич отправился […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “На бледно-голубой эмали…” Тема вечности является ключевой в творчестве Осипа Мандельштама. В своих стихах поэт пытается запечатлеть не только свои мысли и чувства, но и отдельные моменты жизни из которых складывается единое полотно бытия. Одним из таких пестрых “лоскутков” является стихотворение “На бледно-голубой эмали…”, написанное в 1909 году. Посвящено оно приходу весны, которая имеет множество различных обликов. Это […]...
- “Вечер нежный” анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение “Вечер нежный” Мандельштам написал в августе 1910 г. и прислал его Вячеславу Иванову, в “башне” которого в это время бывал, когда возвращался в Петербург. В 1908-1910 гг. Мандельштам учился в Сорбонне. Стихотворение прислано из Целендорфа (пригород Берлина). Возможно, описано Средиземное море, где Мандельштам бывал в компании молодых людей, обучаясь в Сорбонне. Литературное […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Из омута злого и вязкого…” Вошедшее в дебютный сборник Мандельштама “Камень” стихотворение “Из омута злого и вязкого…” датируется 1910 годом. Произведение принадлежит перу поэта совсем юного – на момент создания текста ему было около двадцати лет. Перед читателем предстает описание незрелой психологии молодого человека, поражающее, по меткому замечанию литературоведа Аверинцева, “совершенной зрелостью интеллектуального наблюдения”. Осипу Эмильевичу удалось очень точно передать […]...
- Анализ стихотворения О. Мандельштама “Бессонница. Гомер. Тугие паруса” Творчество Осипа Мандельштама занимает особое место в русской литературе Серебряного века. Его жизнь, как и его произведения, весьма интересна, загадочна и противоречива одновременно. Этот поэт был из тех людей, которые не могут быть равнодушными ко всему тому, что происходит вокруг. Мандельштам глубоко чувствует, в чем истинные ценности и где правда. Творческая судьба О. Мандельштама – […]...
- “Золотистого меду струя из бутылки текла…” анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение “Золотистого меда струя из бутылки текла” Мандельштам написал в 1917 г. в Алуште. Стихотворение посвящено Вере и Сергею Судейкиным, которые снимали комнату на даче. У них гостил Мандельштам, ставший свидетелем описанной сцены. По воспоминаниям Веры Судейкиной, им нечем было угостить Мандельштама, кроме меда и чая, не было даже хлеба. Некоторые исследователи считают, […]...
- “Только детские книги читать” анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение “Только детские книги читать” было написано в 1908 г. в Петербурге и вошло во второе издание “Камня”. Автор его очень юн, ему всего 17 лет. Впервые напечатано в Феодосии в 1920 г. Стихотворение содержит реминисценцию стихотворения Сологуба “Я люблю мою темную землю”. Литературное направление и жанр Стихотворения Мандельштама этого периода утонченны, изысканны. […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Чуть мерцает призрачная сцена Осип Мандельштам в своем творчестве время от времени обращался к истории, и навеянные прошлым сюжеты ложились в основу его произведений. Так случилось и со стихотворением “Чуть мерцает призрачная сцена…” , которое переносит читателей в середину 19 века. Написанное в 1920 году, оно очень точно воссоздает атмосферу старого Петербурга, словно бы сам поэт был очевидцем тех […]...
- Анализ стихотворения О. Мандельштама “Мы живем, под собою не чуя страны…” Творчество О. Мандельштама занимает особое место в русской поэзии. Известно, что судьба этого человека была не из легких. За свой талант Мандельштам поплатился гонениями, нищетой и, в конце концов, гибелью. Мандельштам не мог спокойно и равнодушно смотреть на то, что творилось вокруг него. И поэтому многие произведения этого поэта носят гражданский и общественный характер. Так, […]...