Анализ стихотворения Мандельштама “Бесшумное веретено”

Согласно классификации знаменитого филолога и литературоведа Гаспарова, 1908 – 1911 гг. – время ученья для Мандельштама. В этот период он пишет стихотворения в духе произведений из сборника “Романсы без слов” величайшего французского поэта-символиста девятнадцатого столетия Поля Верлена. В эти годы создано стихотворение “Бесшумное веретено”, вводящее в творчество Мандельштама два значительных мотива: бесконечности и ритма.

Ритм веретена здесь тождественен ритму времени, заданному миром и лирическим героем. Крайне сложно

становится отделить личное от вечного, ведь:
Все одинаково темно;
Все в мире переплетено
Моею собственной рукою…
Впоследствии пафос самосознания Мандельштама будет заключаться в желании внести в ритм собственные оттенки, нарушить гармонию, связанную с вечностью.

Ряд исследователей поэзии Осипа Эмильевича отмечают связь стихотворения “Бесшумное веретено” с творчеством Франсуа Вийона. Основной мотив лирики французского поэта эпохи позднего Средневековья – хрупкость человеческой жизни. В “Бесшумном веретене” Мандельштам обозначает место лирического героя в статичном

мире.

Движение веретена может носить судьбоносный характер, если человек не способен управлять временем и полностью ему подчинен. В такой ситуации он не может отвечать за происходящее в собственной жизни. Переклички Мандельштама с Вийоном не случайны.

Осип Эмильевич был хорошо знаком с творчеством французского лирика и даже посвятил ему статью под названием “Франсуа Виллон”. Впрямую упоминается средневековый поэт в стихотворении 1937 года “Чтоб, приятель и ветра и капель…”:
Рядом с готикой жил озоруючи
И плевал на паучьи права
Наглый школьник и ангел ворующий,
Несравненный Виллон Франсуа.

“Безумное веретено” отсылает читателей к античной мифологии. Конкретнее – к мойрам, богиням судьбы. Древние греки представляли их в виде трех сестер: Клото прядет нить жизни, Лахеса определяет судьбу, Атропа перерезает нить, олицетворяя неотвратимую смерть.

Согласно Гомеру, даже Зевс был обязан подчиняться воле мойр. Именно сестры определяли срок человеческой жизни и заботились о том, чтобы люди не провели на свете больше отведенного им времени. Образы, аналогичные мойрам, встречаются у древних римлян (парки), в германо-скандинавской мифологии (норны), часто упоминаются в произведениях искусства.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Мандельштама “Бесшумное веретено”