“Вечер нежный” анализ стихотворения Мандельштама
История создания
Стихотворение “Вечер нежный” Мандельштам написал в августе 1910 г. и прислал его Вячеславу Иванову, в “башне” которого в это время бывал, когда возвращался в Петербург. В 1908-1910 гг. Мандельштам учился в Сорбонне. Стихотворение прислано из Целендорфа (пригород Берлина).
Возможно, описано Средиземное море, где Мандельштам бывал в компании молодых людей, обучаясь в Сорбонне.
Литературное направление и жанр
Ранний Мандельштам тяготел к символизму, находясь под влиянием вечеров у Вячеслава Иванова. Символический
Жанр стихотворения – пейзажная лирика, нехарактерная в целом для поэзии Мандельштама.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из трех строф. В первой строфе описывается бурное море на исходе дня. Это пейзаж, в котором появляется
Лирический герой ассоциирует себя с группой единомышленников, возможно, товарищей, с которыми он оказался на берегу.
Вторая строфа говорит о воздействии природы на человека. Хаос, буря и темнота вызывают в человеке слепую радость. В этой строфе достигнуто некое равновесие между природой и человеком.
Третья строфа сосредоточена на чувствах и ощущениях человека. Люди растворяются в природе, побеждены ее напором и могуществом.
Тема стихотворения – воздействие на человека природы, вечернего бушующего моря.
Основная мысль: человек – это всего лишь часть природы; он растворяется в ней, подается под ее напором. Но состояние единения с природой и ее хаосом – приятное ощущение.
Тропы и образы
Огромное значение в стихотворении имеют эпитеты и метафорические эпитеты. Мандельштам использует инверсию, чтобы подчеркнуть их важность: вечер нежный, сумрак важный, ветер влажный, хаос темный, воздух пьяный, хор огромный. Наиболее странным представляется эпитет сумрак важный.
Возможно, речь идет о неспешности и важности человеческих движений в сумерках, что связано с ограниченной видимостью. Не исключено, что Мандельштам просто исходил из почти точной рифмы важный – влажный.
Эпитет соленое покрывало входит в метафору, связанную с ветром, который несет в лицо морские соленые брызги.
Метафора “в нас вошла слепая радость” тоже содержит эпитет. Он объясняет внезапность нахлынувшего чувства.
Ритмичность ударов волн о берег подчеркивается подобным построением предложений (синтаксический параллелизм): “Гул за гулом. Вал за валом”, “Все погасло. Все смешалось”.
Строчка “Волны берегом хмелели” первоначально звучала как “Мы внезапно охмелели”. Мандельштам отказался от метафоры, связанной с человеческой личностью, и остановился на олицетворении, обращающем взгляд читателя на стихию. Волны своими извилистыми движениями на берегу напомнили ему пьяных.
Пьяным также называется воздух в последней строфе, но здесь слово употребляется в другом смысле, близко к “пьянящий”, то есть оказывающий опьяняющее воздействие.
Люди, созерцающие стихию, как будто находятся в состоянии опьянения. Они испытывают беспричинную радость, от чего сердца тяжелеют. Этот метафорический образ понятен только в контексте.
Отяжелевшее, неповоротливое сердце пьяного не помнит забот и обид, все погружено в покой и радость.
Наступление хаоса происходит постепенно. Конкретные предметы Мандельштам заменяет местоимением все, хотя погасло только солнце, а смешались воздух и вода в ветре, море и берег в прибое. В третьей строфе появляется название этому смешению – хаос темный.
Мандельштам всегда чувствовал себя беззащитным перед стихией хаоса, неупорядоченности. Всю жизнь он пытался преобразовать хаос в свой личный космос.
Опасность хаоса в том, что он не страшен, но поглощает, убаюкивает. Так глаголы последней строфы передают состояние человека, созерцающего стихию: оглушил, одурманил, убаюкал.
Упорядочивание хаоса происходит через музыку, природа представляется огромным оркестром, состоящим из духовых, струнных и ударных инструментов. Мандельштам использует названия старинных инструментов, чтобы подчеркнуть, что воздействие стихии на человека существовало всегда, как только человек осознал себя личностью.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырехстопным ямбом почти без пиррихиев. Мандельштам стремится передать четкие удары прибоя.
Рифмовка в стихотворении перекрестная. Рифма женская, преимущественно точная. Тем более странной кажется единственная неточная ассонансная рифма смешалось – радость.