Анализ стихотворения Мандельштама “Silentium”



Стихотворение “Silentium” впервые было опубликовано в девятом номере знаменитого журнала “Аполлон” за 1910 год. Впоследствии Мандельштам включил его в свой дебютный сборник “Камень”. По мнению большинства литературоведов, в этой книге соединяется “ребячество Верлена” с “суровостью Тютчева”.

Первая черта проявляется в легкости подачи тем. Вторая – в серьезности избранных для лирики мотивов. Слово Осип Эмильевич воспринимает в качестве камня. Поэт выступает в роли строителя, архитектора.

На отношениях Мандельштама

к Тютчеву стоит остановиться чуть подробнее. С творчеством великого предшественника гений века двадцатого был очень хорошо знаком. Многие стихотворения Осип Эмильевич знал наизусть, что отмечала в своих мемуарах его супруга. “Silentium” – явная отсылка к одноименному шедевру философской лирики Тютчева.

Различие в названиях наблюдается только на уровне знаков препинания. У Федора Ивановича в конце заглавия поставлен восклицательный знак, у Осипа Эмильевича – ничего.

До сих пор ведутся споры, кто или что подразумевается под местоимением “она” в “Silentium” Мандельштама. Существует

огромное количество версий, что для столь небольшого стихотворения – достаточно необычно. Один из вариантов – Осип Эмильевич вел речь о любви. Ключевой аргумент в пользу этого толкования – упоминание греческой богини Афродиты.

По сей день ее образ остается едва ли не главным символом любви и красоты в мировой культуре. Следующий довод в пользу высказанной здесь версии – в произведении упомянута “первооснова жизни”, что отсылает читателей к натурфилософии. Согласно ее положениям, Космос образуют две силы: Любовь как начало всеобщей связи и Вражда как начало разделения всего сущего.

В качестве косвенного подтверждения может выступить другое стихотворение сборника “Камень” – “Бессонница. Гомер. Тугие паруса…”.

Его главный мотив не вызывает вопросов – однозначно любовь. У этого произведения несколько пересечений с “Silentium”. В частности, речь идет об античной теме и упоминании моря.

Интересна строка “она и музыка и слово”. Мандельштам считал поэзию родственной музыке. По его мнению, настоящему композитору всегда по пути с истинным стихотворцем.

Если принять во внимание версию, что в “Silentium” говорится о любви, получается, столь сильное чувство способно вобрать в себя поэзию и музыку, породить и объединить их.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Анализ стихотворения Мандельштама “Silentium”