“Я ненавижу свет” анализ стихотворения Мандельштама



История создания

Стихотворение “Я ненавижу свет” было написано Мандельштамом в 1912 г. и напечатано в сборнике “Камень” (1913).

Литературное направление и жанр

Это стихотворение первое в сборнике “Камень” имеет близкие к акмеизму образы: стрельчатой башни, кружева камня, паутины. Эти мотивы сближают стихотворение с “Notre Dame”. Суть образов раскрывается в статье “Утро акмеизма”.

Некоторые исследователи трактуют стихотворение как символистское, воспринимая однообразные звезды как поэтов – современников Мандельштама,

Жанр стихотворения – философская лирика

Тема, основная мысль и композиция

Акмеисты воспринимали слово как материал, камень, из которого возводится здание, а себя сравнивали с зодчими. С точки зрения Мандельштама, “строить – значит бороться с пустотой”. Предназначение поэта – заполнять пустоту неба, как это делает готический шпиль, прокалывая небо.

Организм человека сравнивается с замысловатой конструкцией собора, оба бесконечно сложны.

Тема стихотворения – диалог с символистским мировосприятием

о человеческом бытие. Основная мысль: сравнивая собственное творчество с готическим собором, Мандельштам задумывается о своей роли поэта, заполняющего пустоту живой стрелой мысли и любящего бытие больше себя, а существование больше вещи.

Стихотворение состоит из 4 катренов.

В первой строфе лирический герой объявляет о своем неприятии пустоты и предлагает свой способ борьбы с ней. Во второй строфе лирический герой обращается к камню, превратившемуся в собор. В третьей строфе герой задумывается о грядущей смерти и о том, куда денется его сознание.

В последней строфе лирический герой размышляет о своем земном конце как о возвращении к определенным внебытийным истокам, где любовь невозможна. Но и здесь, на земле, страх мешает ему насладиться любовью.

Как часто бывает в стихотворениях Мандельштама, интерпретаций может быть множество.

Тропы и образы

Одна из символистских трактовок стихотворения связана с личностью Марины Цветаевой, с которой у Мандельштама был роман как раз в 1912 г. В этом прочтении ее поэзию он сравнивает со светом звезд, а свою – с готическим собором. Размах крыла – это будущее мастерство молодого поэта. Там и здесь в последней строфе может трактоваться как Петербург, куда приезжала Цветаева, и Москва, куда к ней ездил Мандельштам.

Тогда понятно, что Мандельштам боялся любить Цветаеву, которая в тот момент уже была женой и матерью.

Но такая трактовка стихотворения слишком примитивна для творчества Мандельштама. Акмеистическое мировосприятие позволяет рассматривать каждый образ не как отвлеченный, а как бытийный. В таком случае свет однообразных звезд (метафорический эпитет) – это только описание пустого неба.

Давний бред (эпитет) – это какие-то идеи или поэзия лирического героя. Он сравнивает эволюцию собственной поэзии с ростом стрельчатой башни, возводимой зодчим.

Вторая строфа говорит о качествах поэзии. Слово, с точки зрения акмеистов, творит поэтическую ткань, бытие. Оно может быть кружевом и паутиной (сравнения).

Раненая пустая грудь неба – это не символ, а метафора (олицетворение), восприятие лирическим героем пустоты. Сравнение шпиля готического собора с тонкой иглой – образ завоевания пустоты.

Размах крыла, который чует лирический герой – это метафора то ли роста лирического героя как поэта, то ли смерти, которую приноси на крыльях ангел смерти. Метафора стрела земной мысли соотносит образ поэта с образом готического собора по функции: они наполняют пустоту бытием. Вопрос, которым заканчивается этот образ, говорит о сомнениях лирического героя в бытийности слова-мысли (логос).

В выводе лирический герой обращается к важной грани бытия – любви. Любовь невозможна в потустороннем мире, она порождение земли. В противопоставлениях там – здесь, не мог – боюсь прослеживается боязнь открыть свою душу.

Молодой Мандельштам готов был отдавать жизнь и силы вечности, но не любить.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником с тремя ударениями в строке. Интересно, что в каждой строчке по три слова, не считая служебных и местоимений. Декламация стихотворения получается очень выразительной.

Четкости ритма способствую мужские рифмы. Рифмовка перекрестная.

Стихотворение – это логическая цепочка умозаключений лирического героя. Мандельштам использует в нем все существующие пунктуационные знаки. Здесь есть и восклицательные предложения, и повествовательные, и побудительные, и даже незаконченная, оборванная мысль с многоточием в конце.

Стихотворение, при всей сложности мысли, – прекрасный образец риторики.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Я ненавижу свет” анализ стихотворения Мандельштама