Каково отношение лирического героя М. Ю. Лермонтова к окружающему его обществу? (ЕГЭ по русскому)
Лермонтов начал писать стихи с подросткового возраста, но период творческой активности Михаила Юрьевича пришелся на период жесткой реакции в России, возникшей после восстания декабристов и эпохи нравственного и духовного подъема. Ситуация в стране отражалась на развитии культуры первой четверти 19-го столетия.
В те годы пользовались популярностью студенческие кружки, общества Герцена, Белинского, Станкевича. Вместе с тем царская охранка неусыпно следила за любым критически мыслящим человеком. Эта атмосфера наложила отпечаток на поэта,
Действительность навязывала переживания определенного характера, из которых и сформировался образ лермонтовского романтического героя.
Все творчество поэта вплоть до 40-х годов пронизано мотивом одиночества. Такое ощущение вызывали размышления о несовершенстве реалий земной жизни, неизбежности душевных стремлений к иным мирам. Это ярко показано в стихотворении «Ангел» (1831 г.):
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
По мнению Лермонтова, при внимательном рассмотрении жизнь кажется
Поэт добавляет собственное негативное отношение к поколению сверстников, которое вызывает желание у лирического героя отмежеваться от общества. Окруженный «пестрою толпою» поэт пытается «забыться» в приятных воспоминаниях о детстве, юношеской влюбленности. Он ищет гармонию в прошлых годах, но эта мечта также утопична, как и посмертное умиротворение.
Неприятие своего поколения и разочарование в искренности чувств обособило Лермонтова от дружбы и любви. В 30-м году в стихотворении «Одиночество» он пишет: «Делить веселье — все готовы: никто не хочет грусть делить».
Чем старше становился Лермонтов, тем больше его лирический герой напоминал гармоничного пушкинского. Но в целом через все творчество Лермонтова, проникнутое романтическим трагизмом, проходит абсолютное одиночество, борьба, негодование и неприятие окружающей прозы жизни.
- Образ лирического героя Лермонтова, мотивы поэзии Лермонтова < p>Лирический герой Лермонтова — это поэт-романтик. Он — личность, которая открыто рассказывает о своих внутренних переживаниях, будь они очень личные, будь они даже негативные. < p>Период творчества Лермонтова пришелся на не самые легкие времена в Российской империи. Как раз самодержавием было подавлено восстание декабристов, и отсутствовала духовная и политическая свобода для личности. Лирический герой […]...
- Каково внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную Даму? А. А. Блок Вхожу я в темные храмы Внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную даму, описать не сложно. Он видит себя в роли рыцаря, давшего обет вечного служения своей возлюбленной. Лирический герой взволнован так, что от одной только мысли, что сейчас появится Она, дрожь пробегает по его телу: В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. Герой А. А. Блока далек от […]...
- Эволюция лирического героя на страницах поэтических творений М. Ю. Лермонтова 1. Образ лирического героя в раннем творчестве. 2. От юношеского романтизма к зрелому реализму. 3. Итог душевных исканий поэта. Твой стих, как божий дух, носился над толпой; И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных. М. Ю. Лермонтов Творческий путь М. Ю. Лермонтова — это всего тринадцать […]...
- Сочинение на тему: ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА Я думал: «Жалкий человек. Чего он хочет!., небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем?» М. Ю. Лермонтов. «Валерик» М. Ю. Лермонтова, как поэта-лирика, интересовала «история души человеческой» более, чем «истории целого народа». Впервые в русской литературе лирический герой Лермонтова был поставлен над действительностью, всем своим романтическим […]...
- Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения 1. Тема и сюжет стихотворения. 2. Равнодушие толпы и сострадание лирического […]...
- Образ лирического героя в творчесвтве Лермонтова Центральный образ лермонтовской лирики юношеского периода — образ лирического героя, открыто противостоящего враждебному внешнему миру. Это душа мятежная, романтическая, страдающая. Он всегда властвует над событиями и явлениями жизни. Не жизнь подчиняет его себе, а он стремится переделать ее по идеальному образцу. Но вскоре он осознает полную бесплодность своих попыток изменить устоявшийся порядок жизни, и его […]...
- Анализ лирического героя в поэзии Н. А. Некрасова, сочинение Нередко Некрасов вкладывает мысли своего героя в своеобразные стихотворные монологи-исповеди («Зине», «Замолкни, Муза мести и печали», «Умру я скоро. Жалкое наследство…»). При этом внутренний мир и переживания лирического героя могут выражаться и в сугубо риторических стихотворениях, в которых нет никакого лирического образа. Подобные работы автора содержат рассуждение, выстроенное на антитезе, как «Блажен незлобливый поэт…» либо […]...
- Своеобразие лирического героя поэзии Мандельштама Талантливому поэту О. Э. Мандельштаму выпало жить и творить в суровое время. Он стал свидетелем революции 1917 года, времен правления Ленина и Сталина. Все виденное и прочувствованное Мандельштам «выплескивал» в свои стихи. Именно поэтому творчество этого поэта столь трагично, наполнено страхом, волнением, болью за судьбу страны и за свою судьбу. Известно, что Сталин очень не […]...
- Как в лирике М. Ю. Лермонтова воплотился романтический идеал поэта? (ЕГЭ по русскому) Творчество Лермонтова пронизано глубокими мыслями и стремлениями к светлому будущему, несмотря на то, что поэт творил в период краха идеалов и бездействия, который пришелся на 30-е годы XIX столетия. Отчаяние поколения «лишних людей» не помешало Лермонтову создать романтический идеал, отображающий истинные устремления автора. Лермонтовская лирика отличается многогранностью. Спектр тем для поэзии впечатляет и поражает воображение. […]...
- Мотив единения лирического героя А. А. Фета с природой Одной из тем творчества А. А. Фета является тема единения лирического героя с природой. Поэт тонко чувствовал жизнь природы и гармонично выражал отношение к ней в своих стихах. Его лирический герой — человек тонкий, умеющий слышать музыку окружающей нас жизни. Лирический герой Фета растворяется в мире природы, погружается в ее тайны, глубины, обретает способность видеть […]...
- Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения «Незнакомка»? В стихотворении А. Блока «Незнакомка» эмоциональное состояние лирического героя в начале и в конце произведения различно. Так, в первых строфах перед нами предстает пошлый, низкий мир, который окружает героя и который так ненавистен ему. Дикий, глухой воздух, канавы, пьяные окрики, детский плач, женский визг вызывают у него отвращение, презрение ко всему вокруг. Лирический герой «смирен […]...
- Особенности лирического героя С. Есенина Без умения видеть мир по-своему, без способности сочувствия, человечности, без искренности и впечатлительности нет поэта. Именно этими качествами и обладал Сергей Есенин. Чувство большой любви связало его с родной рязанской землей, которая подарила ему мир поэтических образов: и прекрасные зори, и плеск волны, и серебристую луну, и шелест тростника, и бешеный рев вьюг, и запах […]...
- Эволюция лермонтовского лирического героя В стихотворении «Не верь себе» (1839) Лермонтов как бы заново обращается к романтической теме «поэт и толпа», но с далеко не традиционным к ней подходом. Сочувствуя «молодому мечтателю», ценя его способность открывать в своей душе «родник простых и сладких звуков», поэт не склонен презрительно отталкиваться и от «толпы». Она предстает здесь не только как безликая […]...
- Характеристика лирического героя стихотворения И. А. Бунина «Как в апреле по ночам в аллее…» 1. Творчество И. А. Бунина. 2. Мотивы одиночества в лирике. 3. Одиночество лирического героя 4. Близость и разница во взглядах Бунина и Лермонтова. 5. Бунин как продолжатель и отрицатель наследия символизма. И. А. Бунин — человек со сложной, трагической судьбой. Он представитель уважаемого дворянского рода, способный к тонкому чувствованию и пониманию окружающего мира, мира природы […]...
- Мысли и чувства лирического героя в поэзии Ф. И. Тютчева Творчество Федора Ивановича Тютчева — это блестящая страница русской поэзии XIX века. Тютчев писал о человеческих чувствах, о природе, о России. В его стихах лирический герой предстает человеком, способным на сильные чувства, нежным, искренним. Лирический герой в поэзии Тютчева — это двойник самого поэта, он часто отражает его мысли и чувства. Особенно хорошо это видно […]...
- Одиночество лирического героя в стихотворениях В. В. Маяковского 1. Безнадежные попытки быть понятым. 2. Одиночество как постоянный спутник поэта. 3. Лирический герой Маяковского. 4. Обращение поэта к будущим потомкам. В какой ночи бредовой, недужной, какими Голгофами я зачат, Такой большой и такой ненужный? В. В. Маяковский «Нет, весь я не умру…» — эти вечные слова А. С. Пушкина в полной мере можно адресовать […]...
- Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока А. А. Блок — крупнейший поэт-символист, творивший на рубеже двух грозных веков. За свою недолгую жизнь он написал очень много лирических стихотворений, пьес, поэм. Поэзия Блока несколько раз претерпевала серьезные изменения, но сам поэт считал все свои произведения единым целым, своего рода романом в стихах. Всю свою поэзию поэт разделил на три тома, которые соответствовали […]...
- Каково отношение автора к нигилизму Базарова? по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.) Образ Базарова в произведении Тургенева «Отцы и дети» оставляет многогранный след. Этот герой предстает перед нами с разных сторон, но впечатление, несомненно, создает конкретное: это молодой человек с ярким характером, бунтарь, разночинец. Его желание — создать новое государство на обломках старого, при этом сам Павел Петрович не задумывается о том, как будет проходить «восстановление». По […]...
- Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения? Стихотворение «Зимнее утро» условно можно разделить на две части. В первом шестистишие секстине. описывается настроение лирического героя в предыдущий вечер, когда «вьюга злилась», мрачные тучи почти закрывали луну, а «на мутном небе мгла носилась». Природа воздействует на настроение героев. И лирический герой, и его возлюбленная были в тот вечер полны печали и пессимизма. Но утро […]...
- Каким предстает внутренний мир лирического героя в стихотворении С. А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу»? Стихотворение С. А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу» — это философские размышления о смысле мироздания, жизни и смерти, пронизанные чувством грусти и неизбежности. Лирический герой произведения подводит итог своего жизненного пути, вспоминая, как он целовал женщин, любил, думал, «валялся на траве», «дышал и жил». Он понимает, что скоро покинет этот мир, уйдет «в ту страну, […]...
- Каково авторское отношение к Грише Добросклонову, и как оно выражено в приведенном фрагменте? Отношение автора к Грише Добросклонову, герою поэмы Н. А. Некрасова, однозначно положительно. По мнению поэта, этот персонаж — единственный счастливый человек, которому «живется весело, вольготно на Руси». Путь его славен, а имя у героя «огромное», потому что Гриша Добросклонов — народный заступник. Не случайно автор называет его сыном Руси, отмеченным «печатью дара Божьего», высланным на […]...
- Трагическое одиночество поэта и его героя в творчестве М. Ю. Лермонтова Личность в процессе самопознания, само воплощения, развития — главная тема творчества М. Ю. Лермонтова. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника — недаром часто он их озаглавливает, как дневниковые записи — датой или словами «отрывок», «исповедь», «монолог». Лирика Лермонтова — летопись становления души, их исповедальности, абсолютной искренности — […]...
- Каково авторское отношение к Мармеладову? По сцене смерти На мой взгляд, Ф. М. Достоевский жалеет своего героя, бедного чиновника-пьяницу, жена которого больна чахоткой, а дочь Соня живет «по желтому билету». С каким сочувствием и скорбью рисует писатель сцену смерти… Мармеладов, будучи «в последней агонии», спешит попрощаться с родными, извиниться перед Катериной Ивановной, «благородных» детей которой он так и не смог обеспечить, испросить прощения […]...
- Кто из современников-поэтов использовал принцип «вписывания» лирического героя и в чем сходство с авторской моделью Евтушенко? Кто из современников-поэтов использовал принцип «вписывания» лирического героя в общую картину бытия и в чем сходство с авторской моделью Евтушенко? Формируя рассуждение на заданную тему, укажите, что принцип «вписывания» лирического героя в общую картину бытия явился одним из самых востребованных в лирике XX столетия. Вспомните текст известного стихотворения А.А. Вознесенского «Муромский сруб», в котором лирический […]...
- В каких произведениях русской лирики XIX века молитва является формой лирического самовыражения и как она соотносится с вариантом Лермонтова? Приступая к ответу на вопрос, вспомните, что история русской лирики XIX века свидетельствует о пристальном интересе поэтов к таинству молитвенного слова. Отметьте, что молитва как форма лирического самовыражения использовалась в поэтической практике литературных предшественников М. Ю. Лермонтова (Н. П. Огарева, Н. М. Языкова, А. В. Кольцова, Е.А. Баратынского) и художников, творчество которых завершало эстетические достижения […]...
- В ЧЕМ ТРАГИЗМ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА? В ЧЕМ ТРАГИЗМ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА? Жизнь и творчество великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева совпали с трагическими событиями в истории страны и всего мира. Война 1812 года, восстание декабристов, революции в Европе в 1830-м и 1848 годах, Русско-турецкая война, реакционное движение в России, польское восстание, поражение России в Крымской войне, […]...
- Пушкин: жанровое своеобразие и образ лирического героя Культ дружбы зародился у Пушкина еще в Лицее. На протяжении жизни поэта представление об этом чувстве менялось, развивалось, дополнялось. В стихотворении «Пирующие студенты» (1814) дружба для Пушкина — счастливый союз вольности, радости. Друзей объединяет беззаботное настроение. Стихотворение отразило умение поэта жизнерадостно воспринимать мир, радоваться жизни, то есть в нем отразились «анакриотические мотивы». Но, кроме того, […]...
- В чем смысл бунта лирического героя в поэме Маяковского «Облако в штанах» «Облако в штанах» — одна из самых известных ранних поэм В. Мая- Ковского. Ее центральная тема — романтический конфликт героя с враждебным ему миром, несправедливые законы которого попирают всяческие нормы этики и морали. Уже в самом начале поэмы В. Маяковского дается установка на определенную игру с читателем. Лирический герой рассказывает о себе: перед нами двадцатидвухлетний […]...
- Глубина чувства лирического героя в поэзии Владимира Сосюры Владимир Сосюра вошел в украинскую поэзию как певец нежности и любви. «Такой я нежный, такой тревожный», — говорил он о себе. В стихах поэта встречаем настоящую стихию чувств, которую можно сравнить разве что с внезапным летним ливнем. Любовь — это тоже ливень чувств. Вот и проявил себя Сосюра в теме любви чуть ли не полно, […]...
- Каково авторское отношение к Базарову? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Россия, судьба ее народа всегда волновали И. С. Тургенева. Отношение к родине было главным мерилом нравственной ценности человека в произведениях писателя — патриота. Даже несбывшиеся мечты, несовершенные планы героев были важны, если в них отражались благородные гражданские помыслы. Герои романов И. С. Тургенева — русские люди 40 — 60 — 70 — х годов. Главные […]...
- В чем смысл бунта лирического героя поэмы Маяковского «Облако в штанах»? В. Маяковский — один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких социальных перемен. Поэма «Облако в штанах» была закончена к июлю 1915 года. В ней поэт выступает как «тринадцатый апостол» (первое название поэмы, запрещенное цензурой) олицетворяющий грядущую революцию. Революция для Владимира Маяковского — это разрушение старого мира во имя создания нового, гибель во имя […]...
- Каково отношение А. П. Чехова к формуле: «среда заела»? Сочинение по литературе для 10 класса На примере рассказа «Ионыч». А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов и своего жизненного предназначения. Он искал причины этому и пытался показать их каждому, чтобы уберечь […]...
- Что такое жизнь? Каково наше предназначение? (ЕГЭ по русскому) Жизнь — это форма существования на Земле. Все люди по-разному относятся к своей жизни. Кто-то бережет ее, а кто-то рискует или же портит свое здоровье, без которого жизнь оборвется. Тот, кто бережет свою жизнь, отказывается от экстрима, вредных привычек и отдает все свои силы поставленной цели. Он живет достойно. Вторые, напротив, рискуют, но при этом […]...
- Кто из русских поэтов близок Б. П. Пастернаку в изображении драмы героя-одиночки? Б. П. Пастернак не единственный поэт, обращавшийся в своей лирике к теме одиночества. Драма героя-одиночки также изображена в стихотворении М. Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно», лирический герой которого, как и в пастернаковский Гамлет, размышляет о смысле жизни, судьбе и предназначении человека. Однако если «актер»-одиночка Б. П. Пастернка признается, что любит «упрямый» замысел жизни, хоть […]...
- Каково авторское отношение к профессору Преображенскому? (по повести «Собачье сердце» Булгакова М. А.) «Собачье сердце» — сатирическая повесть, в которой Булгаков рассуждает о путях развития современной ему России. В соответствии с общественной ситуацией 20-х годов XX века в произведении действуют представители интеллигенции (профессор Преображенский, доктор Борменталь), советские чиновники-функционеры (Швондер и его «соратники» по домкому) и люмпен-пролетарии (Шариков и его генетический предок Клим Чугункин). Основная идейная борьба в повести […]...
- Докажите справедливость утверждения Старыгиной: «Философичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа лирического героя в поэзии Тютчева» Докажите справедливость утверждения Н. Н. Старыгиной: «Философичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа лирического героя в поэзии Тютчева». Продумывая план сочинения, вспомните, какую характеристику дал Ф. И. Тютчеву его знаменитый соотечественник А. А. Фет (по его мнению, поэтическая мысль в лирике Ф. И. Тютчева является отражением красоты философской мысли). Рассмотрите известные вам стихотворения Ф. И. […]...
- В каких еще произведениях русской лирики изображается переломный момент в жизни лирического героя — подведение итогов «молодости», прощание с любовью, надеждами, юношескими мечтами? В каких еще произведениях русской лирики изображается переломный момент в жизни лирического героя — подведение итогов «молодости», прощание с любовью, надеждами, юношескими мечтами? Отметьте, что первая строчка стихотворения А. А. Блока отсылает читателя к началу пушкинского текста: «Любви, надежды, тихой славы…» («К Чаадаеву»), содержанием которого является изображение переломных моментов в жизни лирического героя (отказ от […]...
- Б. Л. Васильев. «Утоли моя печали…» ГЛАВА Шестая. Каково отношение автора к описываемой церемонии? ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ ШЕСТОЙ Почему автор дает столь подробное описание коронации Николая II, основанное на газетных и журнальных публикациях того времени? Прежде всего, это обстоятельство обусловлено стремлением создать историко-художественное исследование эпохи. Васильев в начале столь подробного описания говорит о причине, заставившей собрать все газетные и журнальные материалы: в истории России эта коронация оказалась […]...
- Лирический герой Лермонтова в стихотворениях и поэзии (Лермонтов М. Ю.) Вся лирика М. Ю. Лермонтова имеет определенную особенность — это тайный мир лирического героя закрытый от потусторонних глаз. Герой старается меняться, «двигаться», но такая деятельность практически ничто по сравнению с постоянным развитием героев иных поэтов XIX века. Конец творчества для Лермонтова определяется появлением обычного, незамысловатого, усталого человека, который ни по каким параметрам не походит на […]...
- Отношение М. Ю. Лермонтова к своему поколению 1. Разочарование в своем поколении в стихотворении «Дума». 2. «Герой нашего времени»: Печорин как типичный представитель поколения. 3. Драма «Маскарад»: образ князя Звездича. В любом наряде буду я по праву Тоску существованья сознавать. Я слишком стар, чтоб знать одни забавы, И слишком юн, чтоб вовсе не желать. И. В. Гете Мотив разочарования в своем поколении […]...