Своеобразие лирического героя поэзии Мандельштама

Талантливому поэту О. Э. Мандельштаму выпало жить и творить в суровое время. Он стал свидетелем революции 1917 года, времен правления Ленина и Сталина. Все виденное и прочувствованное Мандельштам “выплескивал” в свои стихи.

Именно поэтому творчество этого поэта столь трагично, наполнено страхом, волнением, болью за судьбу страны и за свою судьбу.

Известно, что Сталин очень не любил этого поэта, потому что Мандельштам открыто выражал свое отношение ко всему, что творилось в стране и к вождю, в частности. Примером тому служит сатирический

памфлет на правителя. После его прочтения многие сказали, что со стороны поэта этот поступок – самоубийство.

А Мандельштам прекрасно осознавал это, но он был готов к смерти.

Лирический герой стихотворения “Мы живем, под собою не чуя страны…” выступает как отважный гражданин, стоящий на защите своей страны и своего народа. Он отваживается открыто сказать то, что все знают, но о чем молчат:

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлевского горца.

Герой горько смеется и даже в какой-то степени издевается

над главным лицом стихотворения. В глазах лирического героя Сталин превращается в какое-то мифическое чудовище: “толстые пальцы, как черви”; “тараканьи смеются глазища И сияют его голенища”. Он – не человек, а какое-то чудовищное животное: “Он один лишь бабачит и тычет”.

Не менее страшна и характеристика действий этого чудовища:

Как подкову, дарит за указом указ –

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него – то малина…

Смелости лирического героя этого стихотворения можно только восхититься. Сталин “заинтересовался” Мандельштамом, поэт был арестован. Но вождь не приказал сразу же расстрелять поэта. Это было бы слишком просто.

Он сослал Мандельштама в Воронеж.

Живя в этом городе, поэт существовал как бы на грани двух миров, всегда в ожидании расстрела. Именно в Воронеже Мандельштам написал стихотворение “Средь народного шума и спеха…” Здесь интонации лирического героя меняются. Он испытывает вину перед вождем за все, что было создано им раньше. Теперь лирический герой по-другому оценивает “вождя всех народов”.

Его “отеческий” взгляд и “ласкает, и сверлит”. Герой чувствует, что Сталин журит его за все “ошибки”. Но, на мой взгляд, все эти чувства героя надуманны и неискренни.

Это стихотворение было написано под давлением Сталина, как и следующее – “Ода” (1937).

Название этого произведения говорит само за себя. Оно посвящено воспеванию заслуг Иосифа Виссарионовича Сталина-Джугашвили. В стихотворении сделан акцент – именно Джугашвили. Поэт подчеркивает, что он, прежде всего, описывает не вождя, а человека.

Герой называет его “отцом”. Он якобы испытывает перед Сталиным благоговение:

И я хочу благодарить холмы,

Что эту кость и эту кисть развили:

Он родился в горах и горечь знал тюрьмы.

Хочу назвать его – не Сталин,- Джугашвили!

Лирический обращается к художникам – своей братии. Он призывает творцов работать на благо страны, то есть на благо “отца”. Ведь этот человек полностью, всеми мыслями и чувствами, со своими “детьми”, своим народом. “Художник, помоги тому, кто весь с тобой, Кто мыслит, чувствует и строит” – призывает поэт.

Портрет Сталина в этом стихотворении написан в традициях оды. По словам героя, это былинный богатырь, отдавший всего себя делу народа. У Сталина – могучие глаза, густая бровь, твердость рта.

Джугашвили – это образец для подражания, по Мандельштаму. У него надо учиться всего себя отдавать другим, не думая о себе и не жалея себя.

Лирический герой осознает свою неприкаянность в Советской стране, свою вину перед ней за то, что ругал когда-то великого Сталина. Но у героя всегда перед глазами – этот образ: “На чудной площади с счастливыми глазами”.

Но за этими пафосными и возвышенными строками чудится трагедия загнанного в угол человека. За каждой вымученной строчкой видится испуганный до смерти лирический герой, не знающий, что делать и как жить. Именно поэтому стихотворения Мандельштама, посвященные Сталину, являются самыми действенными документами против сталинского режима и “отца народов”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Своеобразие лирического героя поэзии Мандельштама