Сочинение на тему: ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА



Я думал: “Жалкий человек. Чего он хочет!., небо ясно,

Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем?”

М. Ю. Лермонтов. “Валерик”

М. Ю. Лермонтова, как поэта-лирика, интересовала “история души человеческой” более, чем “истории це­лого народа”. Впервые в русской литературе лиричес­кий герой Лермонтова был поставлен над действитель­ностью, всем своим романтическим обликом выделен из среды, противопоставлен ей. Не случайно Лермонтов часто прибегает к логическим антитезам

(“Я или бог, или никто”, “мне грустно… потому, что весело тебе”).

Лирический герой Лермонтова глубоко индивидуа­лен и носит автобиографический характер. Исследова­тели творчества поэта назвали его “лермонтовским че­ловеком”, гордым, одиноким, “лишним” в окружающем его обществе. Это – поэт, мыслитель и гражданин, размышляющий о соотношении “земного” и “небесно­го”, о свободе и рабстве, о жизни и смерти, о судьбе своей родины и вместе с тем придающий большое зна­чение любви к женщине.

Такой образ лирического ге­роя возник в результате объединения в лирике Лер­монтова

гражданской, философской и любовной линий (“Мы случайно сведены судьбою…”, “Не могу на роди­не томиться…”, “Ужасная судьба отца и сына…” и очень многие произведения зрелой лирики) и поэтических жанров. Так, в “Думе” совмещены элегия и сатира, в “Смерти Поэта” – сатира, ода и элегия, в “Валери­ке” соединяются жанры стихотворного послания и прозаического военного очерка, а в сатире присутст­вуют лирические отступления (“Булевар”).

В результате смешения жанров Лермонтову уда­лось полнее раскрыть образ своего лирического героя без подробного описания окружающей его среды. От­рицательная оценка темных сторон современной рус­ской действительности почти сливается в ранней ли­рике Лермонтова с критикой человеческого рода вооб­ще, так что герой оказывается жертвой не только “идолов света” и страны, где “рабство и цепи”, но и уз­ником “земной неволи” и “жребия земного”. В стихо­творении “1831-го января” Лермонтов пишет:

Чтоб бытия земного звуки

Не замешались в песнь мою,

Чтоб лучшей жизни на краю

Не вспомнил я людей и муки,

Чтоб я не вспомнил этот свет,

Где носит все печать проклятья,

Где полны ядом все объятья,

Где счастья без обмана нет.

Лирический герой ранней лирики Лермонтова роман­тичен, как и сам молодой поэт. Он наделен байроновскими чертами: у героя “бледное чело”, на котором “печать глубоких дум”, “пасмурный и недовольный взгляд”, его “угасший взор на тучи устремлен”, он стоит, “задумчи­вость питая”, “близ моря на скале” или на холме, “завер­нут в плащ” и т. п. Иногда Лермонтов говорит о своем ге­рое, как о грандиозной личности, сравнивает его с богом, а его душу – с океаном (“Нет, я не Байрон, я другой…”).

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы?

Я – или бог – или никто!

В своих романтических поэмах Лермонтов выводит героя из обыденной среды. В произведениях поэта изо­бражены могучие, непокорные, безудержные, свободо­любивые герои и их “роковые” поступки. По своему содержанию лермонтовские поэмы не только оторваны от повседневной жизни эпохи, но и принципиально ей противопоставлены. Как правило, действие поэм при­крепляется к экзотической почве (Кавказ, романтичес­кие Испания и Италия) или переносится в древность (русская старина), а иногда и в “космическое простран­ство” (земля, небо).

Большое значение в них имеет на­циональный колорит, хоть и условный.

Эти национальные особенности характерны для по­эм, основанных на изображении сильных, мужествен­ных людей и феодальной России (“Олег”, “Последний сын вольности”, “Литвинка”, позже – “Боярин Орша”), Но еще важнее роль национального колорита в лермон­товских поэмах, посвященных Кавказу (“Демон”, “Мцы­ри”), Борьба кавказских народов за свободу, их дикая простота и яркость быта, их близость к природе и сама по себе могучая и величественная природа Кавказа, – все это вдохновляло Лермонтова на создание образа свободолюбивой и гордой личности. Вокруг героя распо­ложены другие действующие лица этих немноголюдных поэм: возлюбленная героя и его противник, иногда со­перник, и один-два второстепенных персонажа.

Отношения между действующими лицами развива­ются у Лермонтова с грозно нарастающим драматичес­ким напряжением и в большинстве случаев приводят к кровавым развязкам. Герои стихов и поэм – бунта­ри и скитальцы, которые если еще не успели стать мстителями, то уже готовы в них превратиться.

Изгнаньем из страны родной Хвались повсюду, как свободой;

Высокой мыслью и душой Ты рано одарен природой;

Ты видел зло, и перед злом Ты гордым не поник челом.

(“О, полно извинять разврат!..”)

Глоссарий:

– я думал жалкий человек сочинение

– я думал жалкий человек

– он сеял зло без наслажденья образ демона сочинение

– сочинение я думал жалкий человек

– сочинение на тему я думал жалкий человек


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сочинение на тему: ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА