Отношение М. Ю. Лермонтова к своему поколению

1. Разочарование в своем поколении в стихотворении “Дума”.
2. “Герой нашего времени”: Печорин как типичный представитель поколения.
3. Драма “Маскарад”: образ князя Звездича.
В любом наряде буду я по праву
Тоску существованья сознавать.
Я слишком стар, чтоб знать одни забавы,
И слишком юн, чтоб вовсе не желать.
И. В. Гете
Мотив разочарования в своем поколении так или иначе проходит через все творчество М. Ю. Лермонтова. В стихотворении “Дума” поэт обобщил основные идеи, возникшие у него в результате

наблюдения за представителями своего поколения. Уже в первой строке звучит безотрадное:
Печально я гляжу на наше поколенье…
Далее поэт объясняет читателю, почему же “грядущее” его сверстников “иль пусто, иль темно”. Причиной этого, как и мучительной скуки, бича поколения, является безразличие ко всему на свете:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы…
Ни искусство, ни любовь, ни вражда не в состоянии преодолеть холодность и отчуждение, которое многие представители поколения Лермонтова испытывают к жизни: И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем
не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в крови какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Поэт невольно сравнивает свое поколение с людьми прошлых эпох:
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат…
Нет, нынешнее поколение ничему не в состоянии отдать себя целиком, от души – ни наслажденьям, ни великим свершениям.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Образы типичных представителей поколения мы находим и в прозе Лермонтова. Роман, ставший одним из его самых известных прозаических произведений, не случайно назван “Герой нашего времени”. Этим названием автор хотел подчеркнуть, что характер Печорина в основных чертах является типичным для всего поколения вообще. В главе “Бэла” Печорин рассказывает о себе Максиму Максимычу, и это описание очень похоже на тот портрет поколения, который Лермонтов вывел в “Думе”.

В юности Печорин наслаждался “бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги”, но они быстро ему надоели, что и неудивительно: обычно люди не ценят то, что достается им легко. Любовь не затрагивала глубинных струн сердца молодого человека. Печорин сам объясняет, почему он охладел к наукам: “…Я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким.

Тогда мне стало скучно…”.

Однако если “Дума” проникнута духом обвинения и обличения, то в “Герое нашего времени” автор скорее сочувствует своему герою, чем обвиняет его, хотя и не скрывает его слабостей и пороков. Можно предположить, что причинами безразличия ко всему и мучительной скуки, владеющих Печориным, являются пресыщение удовольствиями и отсутствие четкой цели, к достижению которой он мог бы стремиться. Накануне дуэли с Грушницким Печорин так размышляет о цели своего существования: “А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных…”.

Эти страсти и погасили все благородные стремления в душе Печорина. Он стал циником, то есть человеком, который, по меткому определению О. Уайльда, всему знает цену, но ничего не в состоянии оценить по достоинству.
В романе “Герой нашего времени” повествование в основном ведется от лица самого Печорина, который излагает в дневнике свои мысли и наблюдения. Конечно, при такой композиции романа авторская позиция остается “за кадром”. В главе “Максим Максимыч” и в особенности в предисловии без названия (ко всему роману), которые написаны от лица автора, а не его героя, мы находим некоторые указания на то, как автор относится к своему герою. Он дает описание внешности героя, добавляя и собственные соображения.

Лермонтов указывает на то, что глаза Печорина “не смеялись, когда он смеялся”, и делает вывод, что “это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти”. В целом же портрет “героя нашего времени” дается без выраженной симпатии или неприязни, скорее с интересом стороннего наблюдателя. Та же позиция наблюдателя заявлена автором еще в предисловии, где Лермонтов пишет, что “Герой Нашего Времени… портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.

Писатель отмечает, что ему было “весело рисовать современного человека, каким он его понимает”, однако цели сделать какие-либо нравоучительные выводы, а тем более указать пути к исправлению поколения, он перед собой не ставил.

Портрет еще одного типичного представителя поколения мы находим в драме “Маскарад”. Князь Звездич, как может, убивает время и деньги. Он мало задумывается о том, к чему могут привести его поступки, князь просто-напросто ищет развлечений, острых ощущений. Но, как метко говорит ему баронесса, скрыв лицо под маской: “Искать ты не умеешь”.

Болезнь князя Звездича та же самая, что и у Печорина, и других подобных индивидуумов. Это безразличие, скука, отсутствие увлеченности хоть чем-то.
Наполнить хочешь жизнь, а бегаешь страстей.
Все хочешь ты иметь, а жертвовать не знаешь, – говорит Звездичу баронесса. В ее словах, обращенных к князю, звучит обвинение и ему, и его поколению, несмотря на любовь баронессы к Звездичу:
Ты! бесхарактерный, безнравственный, безбожный,
Самолюбивый, злой, но слабый человек;
В тебе одном весь отразился век,
Век нынешний, блестящий, но ничтожный.
Эти слова во многом перекликаются с лермонтовской “Думой”. А каково же авторское отношение к князю Звездичу? Об этом мы можем догадаться по тем ситуациям, в которые Лермонтов помещает своего героя: князь дочиста проигрывается в карты, и лишь вмешательство Арбенина помогает ему с честью выйти из крайне щекотливого положения; позабыв о помощи, оказанной ему Арбениным, князь пытается любезничать с его женой; князю не удается достойным образом отплатить за пощечину, полученную от Арбенина, так как тот отказывается с ним драться на дуэли.

Возможно, автор и сочувствует своему герою, но сочувствие это не лишено презрительного оттенка.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина.
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Этими словами завершается лермонтовская “Дума”; ими же можно подытожить разговор об отношении Лермонтова к своему поколению.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Отношение М. Ю. Лермонтова к своему поколению