“Ворон”, художественный анализ стихотворения Эдгара Аллана По

Самое известное стихотворение Эдгара По впервые увидело свет 29 января 1845 году на страницах нью-йоркского ежедневника “Evening Mirror”. Произведение быстро приобрело популярность в англоязычной среде и (еще при жизни автора) восемнадцать раз было перепечатано как американскими, так и английскими изданиями. Классической версией “Ворона” стала публикация от 25 сентября 1845 года в “Richmond Semi-Weekly Examiner”.

По признанию Эдгара По, сделанному в частной беседе со Сьюзен Арчер Телли Вайс, над стихотворением он работал более десяти лет. Однако

отсутствие черновиков 30-х годов несколько опровергает данную версию истории создания “Ворона”, первое письменное упоминание о котором относится только к 1844 году (рассказ Марты Сюзанны Бреннан, на чьей ферме на берегу Гудзона По жил в это время: девушка видела рукописные листы стихотворения на полу комнаты писателя).

Методику создания “Ворона” Эдгар По подробно описал в 1846 году в эссе “Философия творчества”. По мнению автора, главным принципом работы над поэтическим произведением является точность, жесткая последовательность и отсутствие какой-либо случайности в выборе тех или иных элементов

текста. Своей главной целью при создании “Ворона” По видел произведение, которое одинаково хорошо удовлетворило бы вкусам как читающей публики, так и литературных критиков.

Идеальным поэтическим объемом писатель считал форму в сто строк. “Ворон” чуть превышает ее, представляя собой текст из ста восьми строк, укладывающихся в восемнадцать строф (по шесть строк в каждой).

Тема стихотворения – переживания горя, вызванные смертью любимой женщины – родилась у По частично из личных потерь (смерть матери и первой возлюбленной), частично из авторского представления о том, какой именно сферы должно придерживаться поэтическое произведение (сфера Прекрасного, то есть любви к женщине). Основной эмоциональной тональностью “Ворона” стала грусть и меланхолия, что, по мнению автора, является наилучшим чувственным компонентом любого стихотворения (отсюда возникла “смертельная составляющая” любовной тематики). Главным художественным эффектом писатель выбрал рефрен, который постоянно преображал (изменяя смысл и звучание сказанного) для того, чтобы избежать связанной с ним монотонности.

По мнению ряда исследователей, сюжет и центральный художественный образ говорящего с лирическим героем Ворона возник у По под влиянием романа Чарльза Диккенса “Барнеби Радж”, в конце пятой главы которого ворон по кличке Грип издает звук, напоминающий героям звуки “как будто кто-то скребется в дверь” или “тихонько стучит в ставень”. Ворон По при этом лишен свойственной диккеновской птице комичности и многословия: все его действия наполнены неизменным драматизмом, усугубляющим внутренние переживания лирического героя.

Художественный Образ Ворона основывается на фольклорных представлениях об этой птице как спутника смерти, символа мудрости и пророческого начала. Лирический герой – классический романтик, который не может забыть свою возлюбленную Ленору (Lenore). Художественное пространство стихотворения – комната лирического героя – рисуется через мрачные, таинственные элементы: старинные книги, камин, в котором тлеют угли, трепещущие пурпурные занавески, бархатная алая подушка, окна с решетками, бюст Паллады – древнегреческой богини мудрости над дверью.

Художественное время произведения под стать художественному пространству: ненастная, ветреная декабрьская полночь – самое мрачное время суток и финал года.

Тоскующий по умершей возлюбленной лирический герой ищет в старинных книгах ответ на вопрос, возможно ли забвение для страдающей души? Влетевший в его окно Ворон, в начале подавший о себе знак трепетом пурпурных занавесок, а затем тихим стуком в дверь, становится живым ответом, твердящим на все реплики лирического героя одно и то же слово – “Nevermore” (“никогда больше”). Сложное слово, состоящее из двух наречий, усиливает смысл неотвратимости и безысходности смерти и приводит лирического героя к мысли о том, что он никогда не сможет преодолеть свое горе (Ворон как его олицетворение никогда не собирается покидать его) и встретиться с Ленорой ни в этой жизни (ее голова никогда не приникнет к алой бархатной подушке), ни в райской.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Ворон”, художественный анализ стихотворения Эдгара Аллана По