В каких произведениях русской лирики XIX века молитва является формой лирического самовыражения и как она соотносится с вариантом Лермонтова?

Приступая к ответу на вопрос, вспомните, что история русской лири­ки XIX века свидетельствует о пристальном интересе поэтов к таинству молитвенного слова.

Отметьте, что молитва как форма лирического самовыражения ис­пользовалась в поэтической практике литературных предшественни­ков М. Ю. Лермонтова (Н. П. Огарева, Н. М. Языкова, А. В. Кольцова, Е.А. Баратынского) и художников, творчество которых завершало эсте­тические достижения XIX века (Ф.

И. Тютчева).

Вспомните уникальные образцы, созданные А.С. Пушкиным (паро­дия утренней молитвы

“Заутра с свечкой грошевою…”, романтический вариант молитвы перед сном в стихотворении “К Морфею”, обращение к православной традиции молитвословия в стихотворении “Отцы пустын­ники и жены непорочны…”).

Покажите расширение функциональных возможностей молитвы в творчестве Ф. И. Тютчева (молитвенное слово как единственно возмож­ный способ духовного воссоединения с умершей возлюбленной в денисьевском цикле, например, в стихотворении “Есть и в моем страдальческом застое…”, авторский вариант старческой молитвы “Чертог твой, Спа­ситель, я вижу украшен…”, где молитва представлена

как грандиозный по своей духовной значимости поступок веры).

В качестве вывода отметьте, что индивидуально-авторские особен­ности освоения молитвенного слова отразили своеобразие эстетических, философских, духовных исканий XIX века. Молитвенные варианты А. С. Пушкина носили эстетико-игровой характер, лермонтовские содер­жали напряженно-личный вызов Богу, в творчестве Ф.И. Тютчева обра­щение к молитвенному слову осознается как последний шанс, предостав­ленный человечеству, стоящему на грани духовной катастрофы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

В каких произведениях русской лирики XIX века молитва является формой лирического самовыражения и как она соотносится с вариантом Лермонтова?