Из лирики вагантов
1. Когда спор послышится:
“Идите в мир бескрайний!”,
То монахи собираются,
Клирик1 спешит,
И левит2 о Библии
Здесь же забывает –
В орден3 все вливаются,
Что жизнь спасает.
2. Наш устав предписывает:
Взвесьте все тщательно!
В жизни ведите
Только безупречно!
Вам не подходит разбираться
С клириком ненасытным,
Что ни с кем не делится,
Что с нутром плохим.
3. Милосердие любим
И добрая дорогу;
Обицяем каждом
Нашу помощь.
Примем богатого
И человека убогую,
Ту, которую
Гонят от порога.
4. В ордене вагантському
Мы монаху рады,
Щедрому пресвитеру4
И его отраде,
Учителям и клирикам,
Школьников общине,
А больше всего – студенту
В хорошем наряде,
5. Швабы, саксы, мейсенци5,
Наши друзья чести
Что к нам собрались
Из городов и глуши,
Постановления слушайте
Наши безупречны:
“Сгиньте люди скнаристи,
Скупцы жадные!
6. В орден мы принимаем
Честных и лукавых,
Сильных, силы полных,
Немощных, хромых,
Истощенных старостью,
Молодых и резвых,
К Венери6 жадных
И к ней вялых.
7. Миролюбивых, кротких,
Буйных,
С Швабии, из Италии
И из стран славянских,
И маленьких карликов,
И людей гигантских,
Тихих, скромных натуре
И напыщенно-господских.
8. Орден открывает нам
Истину единую:
Здесь мы счастье найдем
И радостную час.
Нам милее в ордене
Есть буженину,
Чем ячменное варево
И сухую Скорины.
9. Орден наш семьей
Справедливо зовут состояния:
Ведь мы всех принимаем –
Из любого положения.
Еще раз провозгласим
Твердо, без обмана –
Всех у нас встречаем,
Как родню любимую!
10. Здесь нам запрещено
Прокидаться утром:
Всякая нечисть толпами
Бродит до рассвета
И обманные видения
Шлет нам без устанку –
Дурак пусть спрыгивает
С кровати до завтрака!
11. Здесь нам запрещено
Утреню7 служить –
Встав, лучше в тени
Завтраку употребить.
Вина мы предвкушаем
И птенцов сытных,
Одного лишь страшно нам –
Не проиграть бы клики!
12. Иметь две одежки
В ордене негоже:
Кто здесь одевается,
Словно некий вельможа,
Должен что-то проиграть нам
Это подтвердит каждый.
Лишнего же избавиться
Игра всем поможет.
13. Кто желает идти к нам,
Пусть себе запомните:
Дорожишь рубашкой –
Жертвуй-но штанами!
И не мечтай о сапоги,
Радуйся лаптями,
Потому отлучат тебя,
Как не согласен с нами!
1. Стану я духовного,
Злыдень вами,
Для страданий рожденный
Плетусь мирами.
2. Я ко всем премудростям
Стремился причаститься,
Только нищета пакостные
Не дали доучиться.
3. Одежда подирявлений
На мне, больным,
И в морозную денек я
Вплоть дрожу от стужи.
4. Поэтому до церкви божьей
Не хожу по праву:
Или в лохмотьях выстоишь
К концу службу?
5. Вам, городские правители,
Шлю свои мольбы:
Не жалейте бедном
Крошки подаяние.
6. Немножко вподибниться
Хорошему святому –
Укройте одежке
Бедного сером!
7. А за то, что сводили
Нищего одеть,
Бог воздаст сторицей
На Другого мира!
- Сравнительная характеристика средневековой лирики трубадуров и поэзии вагантов Достоянием средневековой культуры является рыцарская лирика. Изначально, в ней описывались великие подвиги рыцарей, их победы, то, насколько они преданы своему сюзерену, как, например, в “Песне о Ролане” . Позже, воспеваются человеческие добродетели, такие как честь, доблесть. Создается некий идеал, на которого надобно равняется. Поборник морали, храбрый воин, который без страха и упрека побеждает зло, защищая […]...
- Своеобразность поэзии вагантов, ее ведущие темы В латинской литературе особое место занимает поэзия вагантов (или голиардов) – странствующих священников, которые не имели своих приходов, которые потеряли свой духовный залог, молодые, что учила. Зарабатывали они на жизнь составлением стихов и песен. Расцвет поэзии вагантов приходится на XIII ст. Характерными особенностями ее есть ориентация на античные традиции (Овидий, Гораций, Ювенал), а именно – […]...
- Тема природы в поэзии вагантов Современный человек иногда забывает о роли и значении природы в своей жизни. А как относились к природе раньше? Объектом для исследования мы избрали поэзию вагантов. Определение эстетичного значения поэзии вагантов не всегда было однозначным, например, медиевист Ланглуа считал, что поэзия как литературная памятка не имеет особой ценности: она “как правило, серая, однообразная, с нечеткими границами”. […]...
- Мои чувства лирики В. Симоненко Нелегко жилось честным и трудолюбивым людям, которых считали “счастливыми”. Именно об этом речь идет в стихотворении, которое так и называется – “Дума о счастье”. И рассказывается в нем в самом деле о счастливом человеке – колхозной доярке, хотя уже с первых строк ощущается, что живется ей не очень легко. Она вошла “мешковато” в сени – […]...
- Лирический герой ранней лирики Маяковского Прошедший XX век был веком колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы “боль времен своею собственною болью”. Таким поэтом своего времени был Маяковский; с его мощной, властно вошедшей в наше сознание и литературу поэзией связано очень многое. Он первый, используя свой необыкновенный ритм, соединил политику и лирику. Вся […]...
- Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов Пожалуй, нет у нас в стране такого человека, который бы не знал Владимира Высоцкого. Он вошел в отечественную литературу со своей неизменной гитарой и хрипотцой в голосе и оставил частицу своего творчества в душах миллионов людей. В Высоцком сосредоточилось огромное количество первобытной, языческой энергии. Его песни это не только литературный материал, но и фольклорный. Язык […]...
- Темы и образы лирики М. И. Цветаевой Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Такой (яркой и трагической) была судьба Марины Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины нашего века. Все в ее личности и поэзии (для нее это нерасторжимое единство) резко выходило из общего круга […]...
- ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЛИРИКИ А. А. АХМАТОВОЙ ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЛИРИКИ А. А. АХМАТОВОЙ А. Ахматова – один из самых ярких и своеобразных поэтов рубежа ХIХ-ХХ веков. Главная тема ее ранних произведений – тема любви. Однако эта “вечная тема” звучит в поэзии А. Ахматовой так, что ее голос не спутаешь ни с каким другим. Прежде всего, в поэзии А. […]...
- Непревзойденная вершина женской лирики в России Марина Цветаева и Анна Ахматова Оборачиваться на эту вершину “нам, а может быть, и нашим внукам, придется не назад, а вперед”. И, что существенно, – оборачиваться не только продолжательницам женской лирики – каждому настоящему поэту. Эволюционное развитие лирики Ахматовой и Цветаевой: от лирики любовной до лирики высокого звучания “Поэт – издалека заводит речь Поэта – далеко заводит речь…” Своего рода […]...
- Сочинение на тему: Мотивы лирики И. Франко Поэтическое творчество И. Франко – выдающееся явление в украинской литературе. Оно поражает как простором и глубиной изображения жизни и души народа, так и своей высокой идейностью и художественным совершенством. Простотой и глубиной своей поэзии Франко был близок к Шевченко. Как и великий Кобзарь, Каменщик говорил правду. “В песне то лишь живое, что жизнь дала”, – […]...
- Народность лирики Сергея Есенина Величайший русский поэт, удивительно музыкальный, народный в самом истинном значении этого слова, Сергей Есенин, как никто другой, повлиял на русскую культуру. Он прожил всего тридцать лет, но сделанное им даже трудно оценить. Уроженец села Константинова, Сергей Есенин с детства слышал множество народных песен и частушек, знатоком которых был его дед. Множество песен и сказаний знала […]...
- Художественное своеобразие любовной лирики Пушкина. Роль прелестницы и возлюбленной в создании произведения Стихи Пушкина по форме легки и стремительны, а любовная лирика богата и своеобразна. Как только первые стихи Пушкина увидели свет, критика сразу заговорила о “чрезвычайной легкости и плавности” его стихов: “кажется, что они не стоили никакой работы”, “кажется, что они выливались у него сами собою”. Поэт первым создает свои любовные произведения вне жанра. Если раньше […]...
- Нужна информация к сочинению на тему: . Сходство и различия лирики пушкина и лермонтова Пушкин и Лермонтов – великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Звание Поэта всегда было самым почетным, самым великим из человеческих званий. Святую миссию поэзии они видели в служении своей Родине и своему народу. Имена Пушкина, Лермонтова в этом смысле стали чуть ли не нарицательными. Они били во все колокола, […]...
- “Тихие лирики” Все этапы урока могут быть организованы в форме эстафеты, когда каждый следующий поэт является в чем-то продолжателем предыдущего. 1. Слово учителя Сам термин “тихая лирика” возник как оппозиция “громким” поэтам, читавшим свои стихи на стадионах и в многоместных аудиториях. Во главе этого ряда, как правило, ставят Николая Рубцова (1936-1971) и менее популярного Алексея Прасолова (1930-1972) […]...
- Строки из любовной и философской лирики Тютчева У молодого Тютчева любовь – праздник, свет, благоухание. Она – то прибежище, где можно обрести покой. Никогда не упоминается в стихах конкретная женщина, везде просто “она” – светлый, веселый, легкий образ. Чистоту, незапятнанность чувства подчеркивает множество поэтических деталей, таких (сак яблоневый цвет, заря, арфа, аромат роз, – в каждом стихотворении что-то свое. Несмотря на довольно […]...
- Стих В. Сосюры “Васильки” – образец любовной лирики Столько уже слов сказано о любви, столько произведений литературы, песен и создано, что, казалось бы, что не скажи, что не выдумай – все будет повтором чьих-то слов. “Так как все слова были уже чьими-то…” – как писала украинская поэтесса Лина Костенко. Но когда душу человека исполняет щемящее и чистое, когда она преисполнена нежностью, разве человек […]...
- УТОНЧЕННО-ЧУВСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ А. А. ФЕТА УТОНЧЕННО-ЧУВСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ А. А. ФЕТА Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! Наверное, любой, кто прочтет эти удивительные строки великого русского поэта А. А. […]...
- Философские мотивы лирики Н. А. Заболоцкого Огромное влияние на творчество Заболоцкого, на его философские взгляды, оказывали такие поэты, как Пушкин, к чьему поэтическому языку он всегда стремился, и Хлебников, а так же украинский философ, гуманист и просветитель восемнадцатого века Григорий Сковорода. В своем творчестве Заболоцкий обращается к природе в период вторжения в нее человека, когда человек возомнил себе, что растительный и […]...
- Какие основные мотивы лирики Лермонтова? М. Ю. Лермонтов – духовный приемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались из “пламя и света”, т. е. из бури чувств и напряженно вьющийся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова написаны в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием […]...
- Основные темы лирики Лермонтова Русский романтизм уверенно занял позицию главного культурного направления в начале XIX века. Основными предпосылками появления романтизма в России были: интерес к лиричности, сентиментализм, творчество Джорджа Байрона, Философия Шеллинга и подъем национального сознания. Теперь вместо гражданина на первый план становится романтическая личность. Лирическое “я” предстает центром мироздания, появляется культ человека-творца. Михаил Юрьевич Лермонтов, творивший в эпоху […]...
- “Смерть поэта” вершинное достижение русской политической лирики XIX века Стихотворение “Смерть поэта”, выражающее взгляды целого поколения, было стихотворением, носящим все черты лермонтовской субъективности и, если угодно, лермонтовского субъективизма. Того самого субъективизма, который продиктовал раннюю лирику: стихотворения “Предсказание”, “10 июля. (1830)”, “30 июля. – (Париж) 1830 года”, “1831-го июня 11 дня”, “Нищий”, “Парус”, “Новгород” и многие другие. Отсюда из этих стихотворений в “непозволительные стихи” 1837 […]...
- Мотивы лирики И. Франко В историю украинской литературы он вошел как лирик, прозаик, драматург, философ, публицист. Поэтическое же наследие его настолько разнообразно, что его трудно охватить краткой характеристикой. Лирика Франко – это проявление общественно-политических идеалов, оружие борьбы против врагов трудового народа, своеобразный мир, который отражал его личные переживания, философские размышления и мысли о судьбе трудящегося люда. Лирический герой Каменщика […]...
- Методика изучения лирики в школе Приемы анализа: очень полезен и эффективен в 4-6 классах, когда педагог ведет учащихся от накопления и осознания образных впечатлений, от пробуждения конкретных представлений и чувств к пониманию обобщенной художественной идеи. Проследим этот ход на анализе пушкинского “Узника” в 6 классе. Уже после первого чтения шестиклассники ощущают, что стихотворение проникнуто мечтой о вольности, т. е. они […]...
- ПРОТЕСТ ГЕРОЯ РАННЕЙ ЛИРИКИ В. В. МАЯКОВСКОГО ПРОТЕСТ ГЕРОЯ РАННЕЙ ЛИРИКИ В. В. МАЯКОВСКОГО Владимир Маяковский вошел в русскую литературу как разрушитель устаревших канонов искусства и жизни, как гневный ниспровергатель устоев старого быта, как бунтарь, ненавидящий все способы принуждения. Его мощный поэтический талант громко заявил о себе еще до Октября. Навстречу “настоящему” XX веку поэт вышел с удивительной искрой дерзости, юмора, иронии […]...
- Основные темы и мотивы лирики Бальмонта Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние тревоги, страха перед будущим, желание замкнуться в вымышленном мире. В начале творческого пути Бальмонт писал множество […]...
- Основные темы и идеи лирики Анны Ахматовой Какие ассоциации приходят на ум при упоминании имени Анны Андреевны Ахматовой? Любовь, страстная и трагичная, самоотверженная преданность Родине, материнское горе. Без сомнения, центральной темой творчества Анны Ахматовой является Любовь. Первые ее стихи, вынесенные на суд широкой публики, были представлены в журнале “Аполлон” в 1911 году, за год до выхода сборника “Вечер”, и сразу получили широкий […]...
- БУНТАРСКИЙ ХАРАКТЕР РАННЕЙ ЛИРИКИ В. В. МАЯКОВСКОГО БУНТАРСКИЙ ХАРАКТЕР РАННЕЙ ЛИРИКИ В. В. МАЯКОВСКОГО 1 вариант В. Маяковский начал свой творческий путь в литературной группировке кубофутуристов и совсем скоро стал самым известным среди них, их организатором и главой. Вскоре после литературного дебюта, состоявшегося в 1912 году, исключительная одаренность сделала его одной из центральных фигур всей русской литературы 10-20-х годов XX века. Вхождение […]...
- Изысканность и своеобразие лирики А. А. Фета 1. Фет как представитель направления “чистое искусство”. 2. Фет о назначении поэта и поэзии. 3. Воспевание красоты мира в стихах поэта. 4. Тема любви в лирике Фета. Лирику А. А. Фета принято относить к литературному направлению под названием “чистое искусство”. На самом деле поэт в своем творчестве не пытался высказать собственную гражданскую позицию, никого ни […]...
- Мотивы лирики Пантелеймона Кулиша Жизненный и творческий путь Пантелеймона Кулиша – это деятельность во имя сохранения и развития национального самосознания родного народа, его духовного прогресса, освоение им литературно-художественных, культурно-образовательных и научных достояний мировой цивилизации, беспрерывный поиск правды. Лейтмотивом творчества П. Кулиша было стремление сохранить национальное лицо украинского народа, язык, культуру, обычаи и традиции, заложить основы национальной самобытности, украинской литературы […]...
- Извечные мотивы лирики Леси Украинки Молоденькая, слабенькая, болезненная Леся вышла на путь и “робко” запела. Но это “тихое пение” прозвучало громоголосым звоном, громкой вспышкой, звал к “отважных к бою”, вселял веру в то, что настанет вожделенная свобода, которая даст возможность человеку дышать полной грудью. В своем поэтическом творчестве поэтесса все время была в поисках идеала борца за счастье народное. Она […]...
- Р. Киплинг “Заповедь” Заповедь Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех, Верь сам в себя, наперекор вселенной, И маловерным отпусти их грех; Пусть час не пробил – жди, не уставая, Пусть лгут лжецы – не снисходи до них; Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других. Умей мечтать, не став рабом мечтания, И […]...
- РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ЛИРИКИ Н. С. ГУМИЛЕВА РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ЛИРИКИ Н. С. ГУМИЛЕВА 1 вариант Н. С. Гумилев – поэт яркой творческой индивидуальности, один из последних романтиков в трезвом и прагматичном XX веке. Его стихи всегда привлекали остротой чувств и глубиной мысли, стремлением заглянуть за грань обыденности, резким неприятием серости быта и жаждой постичь тайны бытия. Уже в самых ранних стихах Н. […]...
- Идейно-художественное своеобразие военной лирики Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат, Всего, друзья, солдат простой, Без званий и наград… Давным-давно окончен бой… С. Орлов Великая Отечественная война… Она унесла миллионы жизней, обернулась трагедией для каждой третьей семьи. Да, мы вырвали победу у врага! Трудно подобрать какое-либо иное слово. Мы именно вырвали победу, она далась нам дорогой […]...
- Рекомендации по изучению лирики по Лины Костенко Постановкой этой проблемы можно завершить изучение лирики Лины Костенко, не забывая при этом постоянно включать в разговор новые произведения поэтессы, которые наша великая современница подарит своим читателям в будущем. С того времени, когда “Маруся Чурай” впервые пришла к читателю, а это был год 1979, роман собрал многочисленную аудиторию искренних приверженцев творчества Лины Костенко. Теперь, уже […]...
- Художественные особенности лирики Мандельштама Осип Эмильевич Мандельштам принадлежал к плеяде блистательных поэтов Серебряного века. Его оригинальная высокая лирика стала весомым вкладом в русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет равнодушными почитателей его творчества. Мандельштам начал писать стихи в 14 лет, хотя родители не одобряли этого занятия. Он получил блестящее образование, знал иностранные языки, увлекался […]...
- О центральной идее лирики Пастернака Название книги Пастернака “Сестра моя – жизнь” Марина Цветаева, подчеркивая исключительность Пастернака, сказала, что так не говорят, так к жизни не обращаются. Это неверно: говорят, обращаются. Так обращался к жизни – к брату солнцу, сестрам птицам, брату собственному телу – средневековый монах Франциск Ассизский. Пастернак, кстати, это должен был знать: жизнеописание Франциска Ассизского – “Цветочки […]...
- Главная тема лирики Алексея Толстого Алексей Константинович Толстой получил хорошее домашнее воспитание. В 1834 году был зачислен “студентом” в московский архив министерства иностранных дел, где мог знакомиться с историческими документами, и в 1835 году выдержал при Московском университете экзамен на чин. Много времени проводил Толстой в поездках по России и за границей. Во время Крымской войны Толстой вступил в армию. […]...
- Николай Вороной. Мотивы лирики. Поэма “Евшан-зелье”. Урок с использованием ИКТ Цель: ознакомить учеников с ярким талантом и трагической Жизнью поэта; развивать навыки выразительного чтения лирических произведений, умение высказывать свои мысли по поводу прочитанного; воспитывать у учеников любовь к Украине, к ее культурным достояниям. Тип урока: комбинированный; с применением элементов критического мышления. Форма проведения: урок по украинской литературе в 6 классе с использованием ИКТ. Оборудование: портрет […]...
- Философская насыщенность лирики Б. Пастернака Среди русских поэтов серебряного века Б. Пастернак занимает особое место. Его произведения отличаются философским настроем независимо от того, писал ли он о природе, или о состоянии собственной души, или о сложных человеческих взаимоотношениях. Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует все творчество Б. Пастернака. Он – поэт-мыслитель, и с самых ранних своих стихов задумывается о сущности […]...
- Стиль лирики Ф. И. Тютчева и совершенство художественных образов Чем чаще мы знакомимся с разными поэтами, тем больше понимаем, что каждый из них имеет свой почерк и представление о жизни. У каждого большого художника слова есть индивидуальные приемы словесного отбора, свой синтаксис, своя философия. И так, как мы узнаем голос знакомого человека, нам кажутся понятными и узнаваемыми строчки совершенно незнакомых нам стихов. В авторстве […]...