Образ и характер Фомы Гордеева в одноименном романе Горького
Характер Фомы очень сложен. Судьба его трагична и глубоко поучительна. К изображению капиталистического мира, его морали Горький подошел с такой стороны, с какой до него еще никто не подходил, и это, прежде всего благодаря образу Фомы Гордеева.
Сам писатель дал ключ к пониманию характера и судьбы Фомы. В письме к издателю С. Дороватовскому от 2(24) февраля 1899 года Горький писал, что в романе он стремится показать картину современности, на фоне которой “должен бешено биться энергичный, здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора
В том же письме к Дороватовскому Горький заметил: “Фома – не типичен как купец, как представитель класса, он только здоровый человек, который хочет свободной жизни, которому тесно в рамках современности”.
Итак, перед нами “нетипичный” купец. Значит ли это, что образ Фомы разрушает наши представления о принципах реалистического изображения? Нет, конечно.
Горький
Произведение Горького можно назвать рассказом о том, как купец хотел стать человеком и как ему не позволили этого сделать. Но именно потому так поучительна судьба Фомы, потому и гибель его справедливо считают пророческой: в нем умер купец. Но и как человек он не оказался столь сильным, чтоб на том этапе победить.
В этом суровая правда жизни и сложность характера, в этом и типичность образа Фомы Гордеева.
Перед Фомой был вначале пример его отца – Игната Гордеева, человека полного неукротимой энергии, уверенного в успехе своего дела, горевшего страстью к работе, которая, однако, сводилась теперь лишь к тому, чтобы “хватать всюду сотни и тысячи рублей”. Это утверждало Фому в мысли, что отец, а стало быть, и он – наследник его богатства и его энергии – законно пользуются благами жизни. Если отец был суров и безжалостен к людям, то и себя не щадил (правда, Фому неприятно удивило то, что отец в кровь избил матроса).
Вот почему на первых порах для Фомы не было различия между купцом и человеком: были просто люди – богатые и бедные, но все – труженики. Потому-то ему поначалу нравилось, что и он – “хозяин”, богатый, имеющий власть над людьми. Однако чем больше он сталкивался с жизнью, тем больше замечал, что устроена она несправедливо: “Одни работают, другие только командуют и потеют…
А получают за это больше… Это зачем же так? а?”
Многое понял Фома из поучений своего крестного – Якова Маякина. В постоянной полемике с Маякиным все глубже раскрывалась здоровая натура Фомы. На первых порах неуверенные, с полувопросительными интонациями возражения крестному сменяются решительным несогласием, а затем перерастают в бунт.
Афоризмы Маякина привели к результатам, прямо противоположным тому, что преследовал этот “теоретик”, надеявшийся вышколить очередного купчика,- “Подходя к человеку, держи в левой руке мед, а в правой нож… Когда верх возьмешь, тогда и хорошо… Жизнь, брат Фома, очень просто построена: или всех грызи, иль лежи в грязи”. Принципами этого волчьего закона руководствуется сам Маякин и патриархальный накопитель Шуров, европеизированный буржуа Африкан Смолин и “оступившийся” было, а затем вернувшийся на тропу отцов своих Тарас Маякин.
Но именно эта мораль претила здоровым человеческим устремлениям Фомы.
Богатство, деньги – то, чему молились окружающие, для Фомы стало камнем на шее. Он жаждет быть “совершенно свободным человеком, … идти, куда хочется, делать, что угодно”. Но когда он попытался отказаться от богатства в пользу Маякина, тот счел его сумасшедшим, грозился посадить в дом для умалишенных (гордеевские деньги он надеялся прибрать к рукам “честным путем”, женив Фому на своей дочери). Маякин искренне уверен, что Фома – сумасшедший.
Он, Маякин, поучал юного купца: “Торговля – все равно, что война… Тут бьются за суму, а в суме – душа…” Но Фома отказывается от богатства – от души. По логике собственника, такой человек – душевнобольной. Чувствам любви, сострадания здесь нет места.
Маякину смешны взволнованные слова Фомы о том, что “сердце есть у человека”.- “Ума, значит, нет”,- поучающее замечает он. Фому Гордеева объявили сумасшедшим лишь потому, что его суждения противоречили купеческим представлениям о жизни (ситуация, знакомая нам по “Горю от ума”, “Идиоту” и др.
Фома Потерпел поражение, ибо в бунте своем был одинок. Он сломлен силой того класса, из которого вышел. Однако роман пронизан верой автора в неизбежность гибели этого класса.
В романе много внимания уделено русской природе, великой реке Волге, которая воплощает в себе могучие, хотя еще дремлющие силы страны, народа. Вот одна из картин, приобретающая символическое значение: “Всюду блеск, простор и свобода, весело зелены луга, ласково ясно голубое небо; в спокойном движении воды чуется сдержанная сила, в небе над нею сияет щедрое солнце мая, воздух напоен сладким запахом хвойных деревьев и свежей листвы. А берега все идут навстречу, лаская глаза и душу своей красотой, и все новые картины открываются на них. На всем вокруг лежит отпечаток медлительности; все – и природа и люди – живет неуклюже, лениво,- но кажется, что за ленью притаилась огромная сила,- сила необоримая, но еще лишенная сознания, не создавшая себе ясных желаний и целей…”