Героиня комедии Фонвизина «Недоросль»

Сюжет пьесы Фонвизина строится вокруг событий, происходящих в деревне, где живет все семейство Простаковых-Скотининых в ожидании свадебного сговора Тараса Скотинина с дальней родственницей Простаковых — Софьей. История, знакомая современникам Фонвизина по «среднему», «мещанскому» жанру литературы, которая приближала своих персонажей к реальной жизни русских зажиточных дворян и мещан.

Госпожа Простакова живет как тысячи ее соотечественниц на российских просторах: управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых,

воспитывает сына Митрофанушку — «готовит его в люди». «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится», — простодушно признается сама Простакова. Сценическая жизнь героини Фонвизина изобилует бурными событиями. Интрига пьесы движется в основном ею: она затевает сговор своего брата без согласия невесты Софьи, но, узнав из письма дядюшки Ста-родума, что Софья стала богатой невестой, решает женить на ней Митрофана. Меняя тактику и усмиряя разбушевавшегося Скотинина, Простакова в пылу драки обнаруживает у себя в доме Ста-родума, приехавшего за Софьей.

Узнав, что у него на примете уже есть жених для

племянницы, пытается насильно обвенчать Софью с Митрофаном, для чего организовывает похищение девушки.

Домашний тюремщик, «злая фурия» в отношениях с мужем и братом, П. азартно, деятельно творит историю дома по тому образу, который был заложен в ее существо житейскими навыками «великого и старинного» рода Приплодиных-Скотининых. «Содом неприбранных инстинктов» — так называет В. О. Ключевский тот способ жизни, который воспроизводит П. Ее власти, данной ей законом, власти Дикой самоутверждающейся наглости, ничто не противопоставлено в общественной морали. Она, бесчинствуя в доме, умудряется оставаться в рамках негласно принятых норм поведения: «Разве я не властна… в своих людях». Случившееся в финале обуздание П. — случайность, что сразу поняли современники Фонвизина, а отчасти и персонажи комедии.

Даже Еремеевна, преданная Простаковым всей душой, вглядевшись в лежащую без памяти хозяйку, всплеснув руками, произносит: «Очнется, мой батюшка, очнется».

Существует лишь одна линия в сюжете, которая имеет для Простаковой глубокое драматическое содержание. Это ее взаимоотношения с Митрофаном: «матушкин» сын, так же как и она сама, не пренебрегая никакими средствами, добивается исполнения своих желаний, состоящих в чревоугодии и безделье. Он, видя, что планы матери рухнули и все летит «к черту», в ответ на ее порыв: «Один ты остался у меня», заявляет: «Да отвяжись…» И «злая фурия» лишается чувств от потрясения. «Очнувшись, в отчаянии» П. восклицает: «Нет у меня сына».


Героиня комедии Фонвизина «Недоросль»