Отрицательные герои комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”



<

p>Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль”, написанная в конце XVIII века, и на сегодняшний день продолжает оставаться актуальной, поскольку многие нравственные проблемы, затронутые автором, получают свое развитие в наши дни. Фонвизин с особой щепетильностью рисует образы двух противоборствующих лагерей.

<

p>Центральным отрицательным персонажем в пьесе является деспотичная помещица Простакова, в девичестве Скотинина. В общем-то, именно девичья фамилия как нельзя кстати раскрывает всю сущность этой женщины. Она не блещет интеллектом,

считая, что и “без наук люди живут и жили”. Именно отсутствие ума позволяет ей с упоением рассказывать о своем отце: “Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить.

Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть.

Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это?”. Яблоко от яблони не далеко падает –

дочь полностью переняла черты своего батюшки.

Простакова своеобразный хамелеон: своих слуг она тиранизирует, обзывает и всячески унижает, а перед теми, кто сильнее ее, сама готова унижаться и раболепствовать. Помещицу заботит исключительно собственная выгода, ее единственные заботы – как бы ободрать крестьян и женить любимого сыночка Митрофанушку на Софье, чтобы завладеть ее наследством.

<

p>Во всей своей омерзительности перед читателем предстает брат Простаковой Тарас Скотинин. Это типичный представитель мелких помещиков-крепостников со всеми своими недостатками: как и сестра, он обделен умом, груб, невежественен, жаден до наживы, только в отличие от нее, умеет всегда “содрать” как можно больше оброка со своих крестьян. В нем напрочь отсутствует любовь к близким родственникам, он готов стереть в порошок родного племянника, который, как и он сам, жаждет жениться на Софье.

Как ни странно, теплые чувства в этом персонаже вызывают лишь свиньи. Он просто спит и видит, как завладеет наследством Софьи и разведет огромный скотный двор. Скотинин свиней ценит превыше людей, особо примечательно, как он сватается к Софье: “Ты будешь жить со мною припеваючи.

Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило! Для нее одной отдам угольную с лежанкой.

Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светелку”.

<

p>Плеяду отрицательных героев завершает шестнадцатилетний сын Простаковой Митрофан. Примечательно, что в России это имя было преимущественно крестьянским и означало “явленный матерью”. Во всех своих недостатках сыночек недалеко ушел от родительницы – он так же необуздан, груб, хитер и невежественен.

Он безумно ленив, совершенно не заботится о своем образовании (“Не хочу учиться, хочу жениться!”). По словам его учителя арифметики Цыфиркина: “В иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете”. Так и не получилось учителям ничего вдолбить в его пустую голову. Митрофанушка искренне уверен, что дверь, например, имя прилагательное, “потому что она приложена к своему месту”, деление путает с умножением, а о том, что существует такая наука, как география, он и не слышал никогда.

Довольно точно и иронично Митрофана характеризуют Софья и Правдин: “- Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет. – Как дале не пойдет, сударыня? Он доучивает часослов; а там, думать надобно, примутся и за псалтырь”. Митрофан – редкостный лгун и манипулятор и если его мать хоть немного скрашивает любовь к сыну, то в Митрофане мы и этого не находим.

Во всей красе его мелкая натура раскрывается в заключительной сцене, когда он отталкивает поверженную слезами Простакову со словами: “Да отвяжись, матушка, как навязалась…”.

<

p>В итоге каждый получает то, что заслужил: Простакова лишается своих владений и власти над крепостными, Скотинин трусливо сбегает в свое имение, боясь, что и его может настигнуть участь сестры, а Митрофанушку отправляют на службу.

<

p>По словам Стародуба: “Человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом” – иначе могут проявиться вот такие неутешительные “злонравия достойные плоды”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Отрицательные герои комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”