Отрицательные герои комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
<
p>Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль», написанная в конце XVIII века, и на сегодняшний день продолжает оставаться актуальной, поскольку многие нравственные проблемы, затронутые автором, получают свое развитие в наши дни. Фонвизин с особой щепетильностью рисует образы двух противоборствующих лагерей.
<
p>Центральным отрицательным персонажем в пьесе является деспотичная помещица Простакова, в девичестве Скотинина. В общем-то, именно девичья фамилия как нельзя кстати раскрывает всю сущность этой женщины. Она не блещет интеллектом,
Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть.
Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это?». Яблоко от яблони не далеко падает — дочь
Простакова своеобразный хамелеон: своих слуг она тиранизирует, обзывает и всячески унижает, а перед теми, кто сильнее ее, сама готова унижаться и раболепствовать. Помещицу заботит исключительно собственная выгода, ее единственные заботы — как бы ободрать крестьян и женить любимого сыночка Митрофанушку на Софье, чтобы завладеть ее наследством.
<
p>Во всей своей омерзительности перед читателем предстает брат Простаковой Тарас Скотинин. Это типичный представитель мелких помещиков-крепостников со всеми своими недостатками: как и сестра, он обделен умом, груб, невежественен, жаден до наживы, только в отличие от нее, умеет всегда «содрать» как можно больше оброка со своих крестьян. В нем напрочь отсутствует любовь к близким родственникам, он готов стереть в порошок родного племянника, который, как и он сам, жаждет жениться на Софье.
Как ни странно, теплые чувства в этом персонаже вызывают лишь свиньи. Он просто спит и видит, как завладеет наследством Софьи и разведет огромный скотный двор. Скотинин свиней ценит превыше людей, особо примечательно, как он сватается к Софье: «Ты будешь жить со мною припеваючи.
Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило! Для нее одной отдам угольную с лежанкой.
Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светелку».
<
p>Плеяду отрицательных героев завершает шестнадцатилетний сын Простаковой Митрофан. Примечательно, что в России это имя было преимущественно крестьянским и означало «явленный матерью». Во всех своих недостатках сыночек недалеко ушел от родительницы — он так же необуздан, груб, хитер и невежественен.
Он безумно ленив, совершенно не заботится о своем образовании («Не хочу учиться, хочу жениться!»). По словам его учителя арифметики Цыфиркина: «В иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете». Так и не получилось учителям ничего вдолбить в его пустую голову. Митрофанушка искренне уверен, что дверь, например, имя прилагательное, «потому что она приложена к своему месту», деление путает с умножением, а о том, что существует такая наука, как география, он и не слышал никогда.
Довольно точно и иронично Митрофана характеризуют Софья и Правдин: «- Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет. — Как дале не пойдет, сударыня? Он доучивает часослов; а там, думать надобно, примутся и за псалтырь». Митрофан — редкостный лгун и манипулятор и если его мать хоть немного скрашивает любовь к сыну, то в Митрофане мы и этого не находим.
Во всей красе его мелкая натура раскрывается в заключительной сцене, когда он отталкивает поверженную слезами Простакову со словами: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
<
p>В итоге каждый получает то, что заслужил: Простакова лишается своих владений и власти над крепостными, Скотинин трусливо сбегает в свое имение, боясь, что и его может настигнуть участь сестры, а Митрофанушку отправляют на службу.
<
p>По словам Стародуба: «Человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом» — иначе могут проявиться вот такие неутешительные «злонравия достойные плоды».