Образ Митрофанушки в комедии Фонвизина “Недоросль”
Во времена Фонвизина детей дворян уже с шести лет приписывали к какому-нибудь полку в качестве нижних чинов: капралов, сержантов и даже рядовых. К совершеннолетию юноши получали за выслугу офицерский чин и должны были “идти в службу”. Подростков, не достигших шестнадцати лет, называли “недорослями”, что означало: не дорос до ответственности, взрослой жизни.
Семья будущего офицера была обязана обеспечить недорослю определенный уровень образования, который проверялся на экзамене. Часто подобная проверка была формальной, и молодому
Избалованный и недоучившийся, часто уже женатый и имеющий детей офицер сразу занимал высокую должность. Нетрудно догадаться, как это сказывалось на боеспособности армии. Ничуть не лучше обстояло дело и с гражданской службой.
Такую порочную практику домашнего обучения дворян и высмеял Денис Фонвизин в комедии “Недоросль”. Главный герой произведения не случайно назван Митрофаном, что означает – “подобный матери”. Госпожа Простакова воплощает самые неприглядные
Ее слабовольный и недалекий супруг слово боится сказать без одобрения жены.
Простакова старается сделать из сына свою копию. Митрофанушка растет эгоистичным, грубым и заносчивым бездельником, все интересы которого сосредоточены вокруг вкусной еды и развлечений. Неумеренный аппетит великовозрастного “дитяти” всячески поощряется матерью, даже во вред здоровью сына. Несмотря на тяжелую ночь после обильного ужина, Митрофанушка съедает на завтрак пять булочек, а Простакова требует, чтобы ему подали шестую.
Неудивительно, что недоросль, по словам матери, “деликатного сложения”.
Развлечения у Митрофана самые примитивные. Он любит гонять голубей, проказничать и слушать рассказы скотницы Хавроньи. Мать поощряет такое безделье, ведь сама Простакова безграмотна, как ее родители, муж и брат. Она даже гордится своим невежеством: “Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет”.
Но помещица вынуждена пригласить к сыну учителей. Из-за своей патологической жадности она нанимает самых дешевых “специалистов”. Отставной сержант Цыфиркин преподает арифметику, недоучившийся семинарист Кутейкин – грамматику, а бывший кучер Вральман учит “всему прочему”.
Однако тупость и лень не позволяют Митрофану получить даже те примитивные знания, которые пытаются донести до него горе-преподаватели. Цыфиркин признает, что за три года не выучил подопечного “трех перечесть”, а Кутейкин жалуется, что недоросль четыре года “зады мямлит”. Наука Вральмана состоит в том, чтобы постоянно советовать “ребенку” меньше напрягаться и не общаться с умными людьми.
Опасения госпожи Простаковой, что любимому чаду не найдется компании, Вральман легко опровергает: “Какоф тфой тражайший сын, таких на сфете миллионы”.
Поддержка со стороны немца только укрепляет в сознании помещицы презрительное отношение к образованию. И это очень радует Митрофанушку. Он даже не слышал о географии, а слово “дверь” считает прилагательным, поскольку “она приложена к своему месту”.
Следует заметить, что Митрофан хоть и глуп, но хитер, отлично понимает свою выгоду. Он ловко манипулирует чувствами своей матери. Не желая начинать урок, подросток жалуется, что его избил дядюшка, обещает от такой обиды утопиться.
Митрофан ни во что не ставит тех, кто ниже его по званию или положению в обществе, но заискивает перед богатством и властью. Характерны обращения недоросля к слугам и учителям: “старая хрычовка”, “гарнизонная крыса”. Приснившихся родителей он называет “така дрянь”, но лебезит перед богачом Стародумом и готов целовать ему руки.
Митрофан очень труслив. Он грозится гневом матери, которую окружающие боятся, но в стычке со Скотининым прячется за старую няньку. Простакова души не чает в единственном ребенке, оберегает его и старается устроить счастливое будущее.
Ради сына она вступает в драку с собственным братом, правдами и неправдами пытается обвенчать его с богатой наследницей Софьей.
Неблагодарный Митрофанушка платит Простаковой за любовь и заботу своим равнодушием. Когда в финальной сцене, потерявшая власть женщина, бросается к сыну за утешением, недоросль с презрением отталкивает Простакову: “Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”.
Образ Митрофанушки не потерял своей актуальности и через два с половиной столетия. Проблемы воспитания, слепой материнской любви, невежества и хамства, к сожалению, остаются также важны для современного общества. А ленивых, бездарных учеников легко можно встретить и сегодня.