Образ Митрофанушки в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”
Писателя и драматурга Д. И. Фонвизина, комедия “Бригадир” которого на сходила со сцены, сравнивали с Мольером. Поэтому пьеса “Недоросль”, поставленная на сцене Московского театра “Медокс” 14 мая 1783 года, имела также огромный успех.
Одним из главных героев этой комедии стал Простаков Митрофан Терентьевич, сын Простаковых, попросту Митрофанушка.
Как только произносится название комедии “Недоросль”, сразу же возникает в воображении образ маменькиного сынка, лодыря и тупого неуча. До этой комедии слово “недоросль”
После появления пьесы это слово стало нарицательным.
Сам главный герой – Митрофанушка – лишен какой-либо цели в жизни. Основные занятия в жизни, которые ему в радость: поесть, побездельничать и погонять голубей. Его ничегонеделание поощряется матушкой. “Поди порезвись, Митрофанушка”, – так она отвечает сыну, когда тот собирается идти гонять голубей.
Шестнадцатилетний юноша в ту пору должен был в этом возрасте идти на службу, но мать никак не хотела его отпускать от себя.
Простакова не чаяла души в сыне, любила слепой материнской любовью, которая только вредила ему: Митрофанушка до колик в животе объедался, а Простакова уговаривала съесть еще. Няня говорила на это, что он и так пять штук пирожков съел. А Простакова отвечала: “Так тебе жаль шестой”.
Когда обижали Митрофанушку, она вставала на его защиту, и он для нее был единственным утешением. Все делалось только ради сына, даже чтобы обеспечить ему беззаботное будущее, решила женить его на богатой невесте.
Она старалась его ничем не утруждать, даже учебой. В дворянских семьях было принято нанимать учителей. И Простакова наняла ему учителей, но не для того, чтобы он учился уму-разуму, а просто так было положено.
Фамилии учителей говорили сами за себя: кучер немец Вральман, отставной солдат Цыфиркин, недоучившийся семинарист Кутейкин. Митрофан не хотел учиться и говорил матери: “Слушай, матушка. Я те потешу.
Поучусь; только чтоб это было последний раз. Час моей воли пришел. Не хочу учиться – хочу жениться”.
И Простакова была с ним согласна, потому что сама был неграмотна, тупа. “Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!”
Все родные раздражали Митрофанушку, он никого не любил – ни отца, ни дядю. Няня, которая за воспитание Митрофана не получала денег и всегда его защищала от дядюшки, пыталась его научить чему-нибудь. Она уговаривала его: “Да поучи хоть немножко”. Митрофан же отвечал ей: “Ну, еще слово молви, стара хрычовка!
Уж я те отделаю, я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по вчерашнему”. Ничьи заботы его не трогали. Этот герой соединил в себе самые дурные качества молодых дворян того времени. Все заботы матери о сыне не находили ответа.
Митрофанушка относился к матери пренебрежительно. Он нисколько ее не уважал и играл на ее чувствах: Его слова: “Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали” или “Ночь всю така дрянь в глаза лезла. – Какая же дрянь, Митрофанушка? – Да то ты, матушка, то батюшка”, – доказывают это.
Даже в трудный момент для матери сын отказывается от нее. “Один ты остался у меня, мой сердечный друг”, – с такими словами бросается Простакова к сыну. Она как бы ищет поддержки в единственном близком для нее человеке. Митрофан же равнодушно бросает: “Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”.
Материнское воспитание и среда, в которой жил Митрофан Простаков, сделали из него бессердечное, тупое животное, которое и знает только, что есть да развлекаться. Внушенные Митрофану матерью мысли о том, что лежа на боку можно получить и чины, и деньги, попали на благодатную почву. Можно сделать вывод, что Митрофан, сложись судьба у него так, как задумала мать, не посрамил бы своей “фамилии”.
Мне кажется, что смысл этой комедии в протесте драматурга против Простаковых и Скотининых. Таких бесчеловечных, грубых, тупых людей должно быть как можно меньше. Они не должны составлять большинство общества.
Я разделяю точку зрения писателя.