Семейный портрет Простаковых-Скотининых (по комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”)

Что греха таить, одного помету.

Д. Фонвизин. Недоросль

Д. И. Фонвизин – не только великий драматург, но и передовой человек своего века. Он первым в истории драматургии выступил против жестокого угнетения народных масс, резко обличал самодержавие и реакционную политику императрицы Екатерины II. “Сатиры смелый властелин”, – называл Фонвизина Пушкин, и сегодня мы считаем автора бессмертной комедии “Недоросль” одним из наиболее прогрессивных писателей “сатирического направления” русской литературы XVIII века.

В

образах семейства Скотининых-Простаковых Фонвизин очень выразительно изобразил грубость, жестокость, невежественность крепостников, неограниченный произвол помещичьей власти.

Тарас Скотинин гордится своей принадлежностью к “великому и старинному роду”. Чем же он так велик? Глупостью, скупостью, твердолобостью.

Страшно, что из “восемнадцати человек” детей у родителей Скотининых остались только двое, остальные же “по власти господней, примерли”. И это в то время, когда отец семейства всю жизнь копил деньги, однако же был так скуп, что умер голодной смертью, не тронув своих богатств. Главная

отличительная черта рода, по мнению Простаковой (урожденной Скотининой): “Нас ничему не учили… и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет”.

Свято выполняют этот завет брат и сестра – Тарас Скотинин и госпожа Простакова.

Скотинин “отроду ничего не читывал”. Он боится наук и рад, что “бог меня избавил этой скуки”. Жестокий, трусливый, самовлюбленный и самоуверенный, Скотинин не замечает своих пороков.

Ему легко жить на свете, поскольку есть наука, которой он сам может научить кого угодно: он мастер угнетать, собирать оброк с крестьян и без того обобранных до нитки. Есть у Скотинина в жизни “смертная охота” – он любит свиней. Привольное житье свиньям у помещика, ведь с ними он обходится “не в пример лучше, нежели с людьми”. Даже жениться Скотинин собирается поначалу не по любви к девушке и не из-за сомнительного богатства “сироты”, а потому, что в ее деревне водятся крупные свиньи.

Ограниченность помещика беспредельна, и он сам признается в причине своей странной привязанности: “Люди передо мною умничают, а между свиньями я сам всех умнее”.

Сильно ли отличается от своего братца госпожа Простакова? Один из героев называет ее “презренной фурией”, “госпожой бесчеловечной”. Она деспотична и властолюбива, несладко живется крепостным в ее доме.

Она жалуется брату, что “все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем”. Однако со своими домашними Простакова обращается ненамного лучше, чем с крепостными. Всем достается: и мужу, и брату, и учителям любимого сыночка Митрофанушки.

Простакова невежественна и необразованна, она даже не умеет прочитать письма: “Я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому”. Зато, не в пример своему достаточно простодушному братцу, Простакова прекрасно умеет лицемерить, она ни за что не упустит своей выгоды: распоряжается как своим, имением своей свояченицы Софьи, оставшейся сиротой, ищет своему бестолковому сыну невесту побогаче. Видя, что ее планы рушатся, она даже готова применить грубую силу по отношению к слабой девушке, насильно женить ее на сыне.

Однако, встретившись с более сильными, чем она, заступниками Софьи, Простакова с готовностью бросается на колени и молит о прощении. Лесть, лицемерие, грубость и наглость в помещице не только смешны, но и страшны временами. “И преступление, и раскаяние в ней презрения достаточны”.

Простаков – идеальный муж для такой деспотичной жены, как его супруга. Этот человек робкий и неуверенный, ни на что не имеет собственного мнения, “женин муж”, как говорит он сам о себе. Жизнь его не прошла даром, ведь он научился беспрекословно слушаться Простакову и даже говорить то, что она думает. “Мать моя”, – называет он жену. “Урод” и “рохля” – называет Простакова мужа.

Такая вот семейная идиллия.

А вот и Простаков-Скотинин-младшенький: Митрофанушка, Недоросль. Вот уж достойный сын своих родителей! Бесконечно ленивый враль, трус, лицемер, грубиян, неуч – отличительные качества шестнадцатилетнего оболтуса. “Матушкин сынок”, в умении наплевательски относиться к окружающим он пошел еще дальше родителей. Митрофанушка – духовно опустошенный человек.

Все его жизненные интересы состоят в том, чтобы хорошо поесть и поспать. Он не умеет думать самостоятельно, несмотря на то, что он единственный в семье “ученый” человек. Однако “блеск” приобретенных им знаний настолько тускл, что становится смешно.

Очень много проблем затрагивает Фонвизин в своей комедии, задает много вопросов, которые и сейчас не утратили своей актуальности. Как мы относимся к другим людям? Как ведем себя в семье?

Что важнее для человека: родословная, хорошее образование или доброе сердце? Как вести себя, встретившись с простаковыми, митрофанушками, скотиниными? Очень много вопросов, и очень важно, чтобы человек самостоятельно научился отвечать на них, дабы не походить на невежественных героев комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (4 votes, average: 2.75 out of 5)
Loading...

Семейный портрет Простаковых-Скотининых (по комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”)