Две проблемы поднятые в произведении по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)
Комедия «Недоросль» стала отражением опыта, накопленного Фонвизиным. Она стала истинным шедевром русской драматургии XVIII столетия благодаря глубине идейной проблематики, оригинальности и смелости использованных художественных решений. Обличительный пафос пьесы «Недоросль» основан на сатире и публицистике, которые растворены в структуре драматического действия.
Так, сцены, в которых показан жизненный уклад семейства Простаковых, нарисованы при помощи беспощадной и уничтожающей сатиры.
Читатель видит ее во всем: в эпизодах,
Уничтожающий приговор миру Простаковых — Скотининых звучит и из уст группы положительных дворян, присутствующих на сцене и контрастно противопоставляемых родителям Митрофана и их скотскому существованию. В диалогах Стародума и Правдина освещаются глубокие, зачастую даже государственные проблемы, и эти публицистические выступления, несомненно, отражают авторскую позицию.
В основе произведения лежат две проблемы, волновавшие драматурга. Основной проблемой является нравственное
В комедии Фонвизин высказывает свои наблюдения за жизнью двора и приходит к выводу, что моральные устои общества находятся в упадке, и автор стремится найти причины этого упадка.
«Вот злонравия достойные плоды!» — так звучит заключительная реплика Стародума, именно она придает произведению политическое звучание, являющееся свидетельством идейных взглядов Фонвизина. Помещики имеют над своими крестьянами неограниченную власть, они даже не знают, что может быть иначе, ведь должный нравственный пример со стороны высшей власти отсутствует. Все это вело к произволу, дворяне забывали свои обязанности и отказывались от принципов сословной чести.
Результатом происходящего грозило стать духовное вырождение правящего класса.
Фонвизин сравнивает в своей комедии положительные и отрицательные образы, в свете его нравственно-политической концепции простаковы и скотинины выглядят особенно зловеще.
Другой проблемой комедии является проблема воспитания. В XVIII веке, как, впрочем, и в наше время, воспитание представлялось основным фактором, который призван определять нравственный облик человека. Автор рассматривал проблему воспитания еще шире — в его понимании она имела государственное значение, поскольку правильное воспитание — это источник спасения от духовной деградации дворянства.
Проблеме воспитания подчинена значительная часть произведения. Она раскрывается в сценах учения Митрофанушки, в нравоучениях Стародума. Однако кульминации она достигает в IV действии — в сцене экзамена недоросля. Здесь звучит убийственный сарказм, автор выносит приговор системе воспитания такого общества, которому принадлежат простаковы и скотинины.
Причем эта проблема раскрывается не только при помощи изображения невежества Митрофана, но и за счет демонстрации других примеров воспитания, которые мы видим в беседах Стародума с Софьей, разговорах с Милоном.
Фонвизин, как яркий представитель своего времени, относился к обществу передовых русских людей XVIII века, боровшихся за просвещение. Все они являлись писателями, а творчество их было проникнуто пафосом утверждения идей гуманизма и справедливости. В качестве оружия они избрали сатиру и публицистику.
В своих произведениях они протестовали против несправедливостей самовластья, выдвигали в адрес крепостников гневные обвинения. Деятельность этих людей явилась исторической заслугой русской сатиры XVIII века, и творчество Д. И. Фонвизина — лучшее тому подтверждение.