Образ Митрофана и его речевая характеристика по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)



Фонвизин совершил настоящий переворот в развитии комедийного языка. Специфика образа формирует речь многих персонажей пьесы. Особенно выразительна в произведении речь главной героини Простаковой, ее брата Скотинина, няньки Еремеевны.

Драматург не исправляет речь своих невежественных персонажей, он сохраняет все речевые и грамматические ошибки: “перво-ет”, “голоушка”, “робенка”, “котора” и др.

Очень удачно в содержание пьесы вписываются пословицы и поговорки. Кроме того, Фонвизин использует вульгаризмы, чтобы

раскрыть грубую, непристойную натуру Простаковой. Помещица постоянно употребляет бранные слова: рыло, бестия, харя, старая ведьма, скот, канальи и др.

Узнав о болезни Палашки, дворовой девки, Простакова приходит в бешенство, ведь крепостная не может лежать, “будто благородная”, она должна постоянно работать.

На протяжении комедии Простаковы и Скотинины не устают повторять о своем незаурядном уме, а уж особенно умен у них Митрофанушка. Но на деле оказывается, что эти “умные” дворяне даже не умеют читать. Конечно, рядом с ними Митрофан выглядит образованным человеком. При этом Простакова, как

и ее брат, уверена в том, что знания абсолютно бесполезны.

По ее мнению, люди во все времена жили без науки. Ее общественные представления столь же приземленны. Высокие должности нужны только для обогащения.

В подтверждение этому Простакова рассказывает, что ее отец был воеводою, грамоты не знал, “а умел достаточек нажить”. Такие люди видят преимущество дворянского сословия в том, что оно дает им право оскорблять и грабить зависимых от них людей. В этом видит Фонвизин причины “злонравия”.

Образ и характер Митрофана – следствие этого злонравия, его плоды. В его основе не только родительское воспитание, но и плохие наставники. Митрофана обучают недалекие учителя: недоучившийся семинарист Кутейкин, бывший кучер, немец Вральман и отставной солдат Цыфиркин.

Митрофанушка является одним из главных персонажей пьесы. Это величайший лентяй. Фонвизин дает нам возможность узнать характер недоросля при помощи приемов речевой характеристики.

Образ Митрофана во всей совокупности характеристик становится закономерным результатом живых примеров, которые дают ему его родители. Однако самое развращающее влияние на Митрофана оказала именно мать. Неслучайно его имя в переводе с греческого имеет значение “подобный матери, являющий собой мать”. Митрофан подобен матери грубостью, жадностью, ленью, нежеланием трудиться, презрением к знаниям.

Мать воспитывала в своем сыне животные потребности, то есть давала ему скотское воспитание. Никакие духовные интересы Митрофану не прививались.

Рабство пагубно не только для крепостных, оно развращает господ, которые лишаются человеческих качеств. Своих крестьян помещики уже превратили в скотов, да и сами они стали скотами, похоронив честь и совесть, утратив человеческие и родственные привязанности.

Фонвизин создал в своей комедии типические образы, ставшие нарицательными и пережившие свое время. Имена Митрофанушки, Простаковой, Скотинина стали бессмертными.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Образ Митрофана и его речевая характеристика по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)