Образ и характер Стародума по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)



Стародум.

Стародум – человек просвещенный и передовой.

Он воспитан в духе петровского времени, ему ближе и приемлемее мысли, нравы и деятельность людей той поры. Называя героя Стародумом, Фонвизин тем самым подчеркнул свое предпочтение петровского времени современной ему действительности. Чем же дорог Фонвизину Стародум?

В комедии Стародум больше говорит, чем действует. Его характер, взгляды и деятельность раскрываются в его речах.

Стародум – прежде всего глубокий патриот.

Честная и полезная служба отечеству –

для него первая и священная обязанность дворянина. Только тогда дворянин может уйти со службы, “когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит”. Стародум и человека расценивает по его службе отечеству. “Степень знатности (т. е. ценности), – говорит Стародум, – рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества…без знатных дел знатное состояние ничто” Служба государству, по мнению Стародума, есть дело чести дворянина.

Во время войны долг дворянина быть в армии, а не устраиваться на безопасных местах в тылу, как это сделал знакомый Стародума

молодой граф”. В мирное время дворянин может служить отечеству” не только состоя на государственной службе, но и занимаясь разработкой недр земли работая в области развития промышленности. Говоря о промышленной деятельности Стародума, по-видимому, в Сибири, Фонвизин указывает дворянам, которые считали промышленность и торговлю не дворянским делом, что разработка полезных ископаемых не роняет дворянского достоинства.

Стародум – представитель дворянства, отрицательно относящегося к порядкам екатерининского царствования. Он резко выступает против вельмож любимцев царицы, обличает нравы придворного дворянства. Он требует законности, ограничения произвола царя и помещиков-крепостников. Горячий защитник просвещения и человечности, Стародум возмущается косностью” дикостью злонравием помещичьего класса, бесчеловечным угнетением крепостных “Угнетать рабством себе подобных беззаконно”, – заявляет он.

Особенно много говорит Стародум о воспитании. Нравственному воспитанию он придает больше цены, чем образованию: “Ум, коли он только ум, самая безделица, Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище, Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло”.

Только воспитывая хорошие душевные качества, можно вырастить настоящего человека: “Имей сердце, имей душу – и будешь человеком во всякое время”.

В речах Стародума выражена целая программа взглядов и деятельности передового дворянства той эпохи и прежде всего – самого Фонвизина. Современники очень высоко ценили речь Стародума, видели в нем не простого резонера, т. е. лицо, выражающее взгляды автора, а жизненно, правдиво нарисованного представителя просвещенного дворянства.

Правдин, Милон и Софья обрисованы автором бледнее, чем остальные действующие лица комедии. Своим поведением они как бы доказывают правоту взглядов Стародума и оттеняют злонравие Простаковых – Скотининых.

Нельзя отрицать, конечно, что в жизни были такие честные и безупречные чиновники, как Правдин, но роль, которую отвел ему Фонвизин в комедии, явно сочинена автором и не соответствует действительности: таких ревизоров в то время не было. Вводя в комедию Правдина в роли чиновника, облеченного полномочиями отбирать у жестоких помещиков имения в опеку, Фонвизин тем самым противопоставлял то, что, по его мнению, должно было быть, тому, что на самом деле было в жизни. В армии Суворова встречались патриотически настроенные, верные своему долгу офицеры вроде Милой а, В воспоминаниях людей того времени можно встретить образы девушек, похожих на Софью.

Но характерными для дворянства в то время, особенно провинциального, были те черты, которые так полно и ярко воплощены в образах Простаковых-Скотининых. От того-то последние и вышли из-под пера Фонвизина художественно более совершенными и жизненно убедительными.

Речь положительных героев близка к книжному литературному языку того времени. Фразы построены довольно тяжеловесно, нередко встречаются галлицизмы (т. е. предложения, построенные по синтаксису французского языка): “Я делаю мою должность” (Милон); “Происшествия с человеком ваших качеств никому равнодушны быть не могут” (Правдин) и пр.

В речи Стародума проявляется его любовь к афоризмам, т. е. кратким, метким изречениям: “Начинаются чины – перестает искренность”; “Невежда без души – зверь”; “Золотой болван – все болван” и пр.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ и характер Стародума по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)