Образ и характер Стародума по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)
Стародум.
Стародум — человек просвещенный и передовой.
Он воспитан в духе петровского времени, ему ближе и приемлемее мысли, нравы и деятельность людей той поры. Называя героя Стародумом, Фонвизин тем самым подчеркнул свое предпочтение петровского времени современной ему действительности. Чем же дорог Фонвизину Стародум?
В комедии Стародум больше говорит, чем действует. Его характер, взгляды и деятельность раскрываются в его речах.
Стародум — прежде всего глубокий патриот.
Честная и полезная служба отечеству —
Во время войны долг дворянина быть в армии, а не устраиваться на безопасных местах в тылу, как это сделал знакомый Стародума
Стародум — представитель дворянства, отрицательно относящегося к порядкам екатерининского царствования. Он резко выступает против вельмож любимцев царицы, обличает нравы придворного дворянства. Он требует законности, ограничения произвола царя и помещиков-крепостников. Горячий защитник просвещения и человечности, Стародум возмущается косностью» дикостью злонравием помещичьего класса, бесчеловечным угнетением крепостных «Угнетать рабством себе подобных беззаконно», — заявляет он.
Особенно много говорит Стародум о воспитании. Нравственному воспитанию он придает больше цены, чем образованию: «Ум, коли он только ум, самая безделица, Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище, Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло».
Только воспитывая хорошие душевные качества, можно вырастить настоящего человека: «Имей сердце, имей душу — и будешь человеком во всякое время».
В речах Стародума выражена целая программа взглядов и деятельности передового дворянства той эпохи и прежде всего — самого Фонвизина. Современники очень высоко ценили речь Стародума, видели в нем не простого резонера, т. е. лицо, выражающее взгляды автора, а жизненно, правдиво нарисованного представителя просвещенного дворянства.
Правдин, Милон и Софья обрисованы автором бледнее, чем остальные действующие лица комедии. Своим поведением они как бы доказывают правоту взглядов Стародума и оттеняют злонравие Простаковых — Скотининых.
Нельзя отрицать, конечно, что в жизни были такие честные и безупречные чиновники, как Правдин, но роль, которую отвел ему Фонвизин в комедии, явно сочинена автором и не соответствует действительности: таких ревизоров в то время не было. Вводя в комедию Правдина в роли чиновника, облеченного полномочиями отбирать у жестоких помещиков имения в опеку, Фонвизин тем самым противопоставлял то, что, по его мнению, должно было быть, тому, что на самом деле было в жизни. В армии Суворова встречались патриотически настроенные, верные своему долгу офицеры вроде Милой а, В воспоминаниях людей того времени можно встретить образы девушек, похожих на Софью.
Но характерными для дворянства в то время, особенно провинциального, были те черты, которые так полно и ярко воплощены в образах Простаковых-Скотининых. От того-то последние и вышли из-под пера Фонвизина художественно более совершенными и жизненно убедительными.
Речь положительных героев близка к книжному литературному языку того времени. Фразы построены довольно тяжеловесно, нередко встречаются галлицизмы (т. е. предложения, построенные по синтаксису французского языка): «Я делаю мою должность» (Милон); «Происшествия с человеком ваших качеств никому равнодушны быть не могут» (Правдин) и пр.
В речи Стародума проявляется его любовь к афоризмам, т. е. кратким, метким изречениям: «Начинаются чины — перестает искренность»; «Невежда без души — зверь»; «Золотой болван — все болван» и пр.