Цикл пьес Бернарда Шоу “Пьесы, для пуритан”
В этот цикл вошли “Ученик дьявола” (1897), “Цезарь и Клеопатра” (1898) и “Обращение” капитана Брассбаунда” (1899). Название “Пьесы, для пуритан” имеет двоякий смысл. С одной стороны, в пьесах этого цикла содержится осмеяние традиционного английского пуританства, всех видов ханжества и лицемерил. Но, осмеяв мещанское, торгашеское пуританство, убивающее всякую радость жизни, Шоу в то же время обращается к традициям героического, революционного пуританства.
Если в начале 90-х годов Шоу выступал против безыдейной, обывательски-мещанской
Шоу подчеркивает в предисловии, что он не ханжа и не боится изображения чувств и даже некоторой грубоватой откровенности на сцене. Но он – против сведения всех жизненных вопросов к одним любовным побуждениям и мотивам. Жизнь гораздо сложнее, и любовные побуждения не исчерпывают собой весь мир человеческих чувств. В своем сборнике “Пьесы для пуритан” Шоу предлагает вниманию читателей драмы, герои которых не руководствуются сексуальными мотивами.
Ричард
Антивоенная направленность первых пьес Шоу усиливается в “Пьесах для пуритан”, принимая черты критики английской военщины и британского колониализма.
В пьесе “Ученик дьявола” сочувственно изображена борьба североамериканских колоний за независимость; представители британского командования обрисованы в самых ядовитых тонах. В драме “Цезарь и Клеопатра” постоянно проводится параллель между римской армией Цезаря и английской армией конца XIX в., также захватившей Египет. Характерен пролог к “Цезарю и Клеопатре”, вложенный в уста египетского бога Ра.
Обращаясь к английской аудитории, он клеймит. захватнические войны и восклицает: “Берегитесь, вы все, которые желали бы стать Помпеями! Война – это волк, она может прийти и к вашем двери!”
В пьесе “Ученик дьявола” мы видим интересную эволюцию положительного героя Шоу. В ней, в сущности, два положительных героя: пастор Антона Андерсон и смелый бунтарь, которого набожные пуритане прозвали учеником дьявола, Ричард Даджен. Он вырос в угрюмом доме своей матери, алчной и злобной пуританки. Главное его чувство – ненависть к угнетению и угнетателям, ко всем видам ханжества и лицемерия.
Мы логически ждем, что именно он станет во главе надвигающегося восстания. Но обстоятельства складываются иначе. Ричард Даджен, не задумываясь, жертвует собой ради чужого ему человека: он выдает себя за пастора Андерсона, которого английское командование решило повесить для устрашения местного населения.
Самоотверженный альтруист, готовый пожертвовать собой для первого встречного (т. е. “идеалист”, согласно концепции Шоу),- таков на самом деле этот грозный “ученик дьявола”.
Иначе действует пастор Андерсон. Он скачет в соседний городок, поднимает там восстание против англичан и возвращается уже в качестве представителя мятежных войск для переговоров с английским командованием. Этим он спасает Даджена от виселицы и освобождает свой родной городок.
Именно умеренный и осторожный пастор, еще вчера говоривший прописные истины и мирно распивавший чай со своей женой, а не пылкий Даджен, становится организатором восстания. Именно он оказывается тем положительным героем – “реалистом”, которого предлагает споим читателям Шоу.
Однако для нас именно Ричард Даджен остается главным героем пьесы. Писателя все больше привлекает в людях жертвенное, героическое, бунтарское начало. В его драмах уже вырастает новый положительный герой, порожденный самой жизнью, и начинает заслонять собой фабианского практика и “реалиста”.
Вторая историческая пьеса из цикла “Пьесы для пуритан” – “Цезарь и Клеопатра” – также принадлежит к шедеврам Шоу. Предисловие к этой драме Шоу вызывающе озаглавил “Лучше, чем Шекспир?”. Он имеет здесь в виду полемику с “Римскими трагедиями” Шекспира, которая содержится в его пьесе и относится главным образом к фигуре Юрия Цезаря.
Шекспир, создавая образ Цезаря, опирался на “Жизнеописания” античного историка Плутарха, Шоу – на труд немецкого историка Моммзена.
В результате получились диаметрально противоположные образы. Шекспир II своей трагедии “Юлий Цезарь” наделил Цезаря чертами коварства и деспотизма. Шоу, следуя за Моммзеном, идеализирует Цезаря, Расхождение с Шекспиром в создании образа Клеопатры гораздо менее значительно.
Цезарь и Клеопатра действуют как антагонисты. Цезарь – гуманист и осторожный, мудрый политик. Клеопатра деспотична, мстительна и недальновидна. Цезарь смог ее научить царственности, но не смог научить человечности.
Образ Цезаря противоречив и носит печать фабианства. Здесь сказались поисгш положительного героя не в народной среде, а в среде “сильных мира сею”. Но, идеализируя Цезаря, Шоу не может совершенно отступить от фактов истории.
Поэтому у читателей создается впечатление, что Цезарь – холодный политик, равнодушный к тем принципам добра, которые он провозглашает.
В 1900 г. Шоу переживает серьезный идейный кризис. Во время англо-бурской войны 1899-1902 гг. фабианская партия заняла соглашательскую позицию. Тщетные попытки закрыть глаза на непримиримость противоречий империализма завели фабианцев в тупик и заставили издать позорно знаменитый трактат “Фабианство и империя” и поддержать англо-бурскую войну. В этом трактате фабианцы всячески оправдывали британский империализм, объявляли завоевание Африки англичанами полезным и необходимым для самой Африки.
С тех пор фабианцев стали иронически называть фабианскими империалистами.
Шоу, противник колониальных вони, только что заклеймивший их в “Пьесах для пуритан”, не мог не ощущать очень остро капитуляцию фабианцев перед империализмом. Его первое разочарование в фабианстве связано, видимо, с этим моментом. Шоу углубился в философию в стад искать в ней поддержки и обоснования своим фабианским иллюзиям.