Образ главного героя в одной из пьес Арбузова
Необычным для самого драматурга оказался образ главного героя, Сергея в пьесе Арбузова “Иркутская история”. В отличие от персонажей ранних пьес (например, образ Ведерникова из “Годов странствий”, где на первом плане поиск героем самого себя, противоречия духовного роста) Сергей на редкость цельный характер. Но это совсем не тот тип положительного героя, который убежден в своей непогрешимости и правоте, воспитывающий, наставляющий и нередко покрикивающий на других.
Мягкость, душевный такт, доброта и при этом принципиальность, готовность помочь другому или встать на его защиту – все это просто и естественно сочетается в Сергее. Именно такому человеку не могла не поверить Валентина. Однако окончательное выпрямление героини происходит после гибели Сергея, когда она оказывается в рабочем коллективе.
В отличие от других пьес драматурга “Иркутская история” не традиционна по форме. Введение сцен с хором вызвало разноречивые суждения. Некоторые театральные критики сочли это данью моде; другие, напротив, полагали, что эти сцены органичны для спектакля.
Раскрывая свое понимание совершающегося на сцене, А. Арбузов как бы предлагает и зрителям принять участие в этом разговоре.
Мотив требовательности к своим героям звучит и в последующих пьесах А. Арбузова. В 32 года Андрей Охотников (“Потерянный сын”, 1961) как бы прозревает: лучшие годы ушли, а он ничего значительного, доброго не совершил. Не воплотил своей мечты юности и Марат (“Мой бедный Марат”, 1964).
Да, страшно увидеть, что жизнь прожита напрасно, говорит драматург, и как бы дает возможность персонажам исправить свои ошибки, убеждая их, что никогда не поздно все начать сначала.
Если герои В. Розова поставлены в такие обстоятельства, что вынуждены отстаивать свое право на любовь, на самостоятельный путь в жизни, то герои А. Арбузова прежде всего вступают в конфликт с собой; “плацдарм” души – вот то “поле брани”, где – персонаж должен выйти победителем, но где он нередко терпит поражение.






Related posts:
- Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского (по одной из пьес “Гроза” или “Бесприданница”) Уже в начале своего творческого пути А. Н. Островский обращается к изображению “темных” сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили “темным царством”, царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному проявлению личности и ханжество. Образ такого “жестокого мира” Островский создает в пьесе “Гроза”, ставшей вершиной зрелого творчества драматурга. Действие, развернутое […]...
- Образ главного героя романов Фонтане Герои романов Фонтане – не выдающиеся личности, а обыкновенные люди, воспитанные в понятиях своей среды, но поневоле, в своем стремлении к счастью, приходящие в противоречие с нею. Не будучи сильными натурами, они в конечном счете либо подчиняются господствующим традициям и нормам, либо погибают, но отнюдь не вследствие гордой независимости, а из-за ложных представлений о чести […]...
- Образ и характеристика главного героя романа “Рудин” “Рудин” (1855) – первый роман Тургенева, запечатлевший целую полосу в развитии русского общества 30-40-х годов XIX в. Сюжет романа сравнительно несложен, да и объем его невелик. Главное в “Рудине”- не описание быта, а воссоздание идеологической картины эпохи. Характеры героев раскрываются прежде всего через споры о философии, просвещении, морали. Это становилось одной из характернейших примет русского […]...
- Образ главного героя в романе У. Эко “Имя Розы” Об идее, истине, последствиях фанатичному служению ей также разделяет У. Эко в романе. Самые благие намерения могут привести к страшным последствиям, если не соблюдать ту зыбкую грань, которая отделяет добро от зла. В этом смысле особенно показательна история брата Дольчина, которую рассказал Убертин Адсону В день третий после повешенья, “чтобы извлечь полезный урок. Дольчин – […]...
- Сочинение: Образ главного героя в драме Шиллера “Вильгельм Телль” “Вильгельм Телль” (1804) – последняя законченная драма Шиллера. Это подлинно народное произведение. В его основу положено предание о борьбе швейцарских крестьян против австрийского ига в XIV в. и о метком стрелке Вильгельме Телле – герое швейцарского фольклора. Шиллер изображает чудовищные бесчинства австрийских завоевателей и мужественное сопротивление швейцарского народа. Крестьянин Баумгартен убивает наместника императора за покушение […]...
- Образ главного героя в рассказе Тургенева “Бирюк” И. С. Тургенев был одним из передовых людей своего времени. Он осознавал, что для того, чтобы завоевать право называться народным писателем, мало одного таланта, нужно “сочувствие к народу, родственное к нему расположение” и “способность проникаться сущностью своего народа, его языком и бытом”. В сборнике рассказов ” Записки охотника ” описывается крестьянский мир очень ярко и […]...
- Образ главного героя, Арбенина на фоне реальных бытовых картин Драма “Маскарад” отражает это душевное состояние. В ней много автобиографического и автопортретного, но образ главного героя, Арбенина, развертывается на фоне реальных бытовых картин. Подобно автору, Арбенин тоже человек гордый, смелый, с непреклонной волей, тоже мученик своих страстей, жертва внутренних противоречий. Ему, как демону, кажется, что его возродила к новой чистой жизни любовь “слабого создания, ангела […]...
- Образ главного героя Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Супруга писателя Достоевская А. Г. вспоминает, что написание романов давалось Федору Михайловичу сравнительно легко. Однако с большими трудностями, мучительно и долго происходило всегда создание плана. В случае с книгой “Преступление и наказание” дело обстояло так же. Раскольников, главный персонаж романа, возник из другого сюжета, а остальные герои уже давно получили свои имена и существовали в […]...
- Образ главного героя романа И. С. Тургенева “Рудин” Доброе слово тоже дело. И. С. Тургенев И. С. Тургенев обладал редкой способностью улавливать все новое, что появлялось в современной ему жизни, и отражать это в своих произведениях. Поэтому В его романах всегда указано точное время действия. В “Рудине” оно происходит в 30-40-е годы XIX века. Для русской интеллигенции это было время философских кружков (Станкевича, […]...
- Образ главного героя в трагедии В. Шекспира “Гамлет” У. Шекспир – самый знаменитый писатель Англии. Он был великим поэтом и драматургом и писал в своих произведениях о вечных проблемах, волнующих людей: о жизни и смерти, любви, верности и предательстве. Поэтому и сегодня произведения Шекспира, особенно его трагедии, популярны, хотя он умер почти 400 лет назад. “Гамлет, принц Датский” – это самая значительная из […]...
- Образ автора и главного героя в романе “Евгений Онегин” “Евгений Онегин” – пожалуй, самое трудное для понимания произведение русской литературы. Про него не скажешь словами Твардовского: “Вот стихи, а все понятно, все на русском языке”. Язык этого романа (в широком смысле, не только лингвистическом) довольно сложен для нынешнего читателя. Да и не все современники поэта понимали этот язык. Однако они верно уловили, что художественный […]...
- Образ главного героя в романе И. А. Гончарова “Обломов” 1. Образ жизни Ильи Ильича, 2. Штольц как антипод Обломова. 3. Что такое обломовщина? Слово это – обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни… Н. А. Добролюбов Герой романа И. А. Гончарова “Обломов” – тридцатидвухлетний помещик Илья Ильич Обломов, “среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, […]...
- Образ главного героя в повести Бальзака “Гобсек” Гобсек это не бездушный человек-автомат. Это душа, о которой Дервиль говорил следующее: “… присягаюсь, что ни одна человеческая душа в мире не знала таких жестоких испытаний и так не закалилась, как он”. Это “закаливание” не уничтожило душу человека, а лишь прибавило ей мудрости, заставило ее скрывать собственные чувства, осторожно относиться к человеческим отношениям, определенной мерой […]...
- Образ главного героя в романе Пушкина “Дубровский” Образ главного героя в романе А. С. Пушкина “Дубровский” Роман А. С. Пушкина “Дубровский” был написан нaоснове реальных событий – восстания крестьян, недовольных своей тяжелой жизнью после войны 1812 года. Автор с большой точностью изображает не только быт и нравы русской деревни, но и уклад помещичьей жизни со своими забавами и излишествами. Главный герой произведения […]...
- Образ главного героя в романе Зегерс “Седьмой крест” Образ Георга-первый у Зегерс образ коммуниста, данный развернуто, в комплексе поступков и внутреннего развития. В воспоминаниях его друга, Франца Марнета, Зегерс дает его предысторию: обыкновенный паренек из рабочей семьи, учился на механика, остался без работы, любил футбол, ухаживал за девушками, то и дело меняя свои привязанности… Но в его характере Зегерс выделяет две черты, органическую […]...
- Образ главного героя по поэме Мцыри (Лермонтов М. Ю.) Лермонтов в поэме использует знакомую по романтическим произведениям фабулу: бегство романтического героя за призраком свободы, неудача, гибель. Однако автор делает переакцентировку фабулы: герой вынужден находится в монастыре, но его истоки в природном мире. Таким образом, ситуация бегства это не побег, как таковой, а возвращение к себе домой. Следовательно, Лермонтов упрощает, делает конфликт более естественным. Эта […]...
- Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя по роману Обломов (Гончаров И. А.) Роман “Обломов” – одна из вершин творчества великого русского писателя и публициста И. А. Гончарова. Произведение было опубликовано в далеком 1859 году, но и поныне не утихают дискуссии критиков вокруг его главного героя и других персонажей. В Обломове сплелись воедино и привлекательные, и, подчас, отталкивающие стороны его противоречивой натуры. Он одновременно кажется добрым, мягким, великодушным […]...
- Образ главного героя в цикле рассказов “Зона” Довлатов лукавит, называя рассказы “Зоны” “хаотическими записками”: образ главного героя превращает их в главы целостного произведения. Жанр “Зоны” генетически связан с жанром “Конармии”. Произведения близки тем, что в каждом из рассказов цикла действует новый персонаж, рассмотренный во взаимоотношениях с окружающими и в контексте своей эпохи. У Довлатова возникает целая система образов: Густав Пахапиль, пилот Мищук, […]...
- Образ главного героя повести “Один день Ивана Денисовича” Для Шухова в работе нечто большее – радость мастера, свободно владеющего своим делом, ощущающего вдохновение, прилив энергии. С какой трогательной заботой припрятывает Шухов свой мастерок. “Мастерок – большое дело для каменщика, если он по руке и легок. Однако на каждом объекте такой порядок: весь инструмент утром получили, вечером сдали. И какой завтра инструмент захватишь – […]...
- Образ главного героя в поэме А. Т, Твардовского “Василий Теркин” В самый разгар Великой Отечественной войны, когда вся наша страна защищала родину, в печати появляются первые главы поэмы А. Т. Твардовского “Василий Теркин”, где в образе главного героя был выведен простой русский солдат, “парень обыкновенный”. Сам писатель вспоминал, что начало работы над “Василием Теркиным” сопровождалось трудностями: нелегко оказалось найти требуемую художественную форму, определить композицию и […]...
- Анализ одной из пьес А. П. Чехова (НЕ “Вишневый сад”) Дядя Ваня Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара – старая нянька Марина. “Кушай, батюшка”, – предлагает она чаю доктору Астрову. “Что-то не хочется”, – отвечает тот. Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: “Погода очаровательная, птички поют, живем мы все в […]...
- Образ Чичикова, главного героя поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” 1. Жизненный путь Чичикова. 2. Цель и средства героя. 3. Жизненная цепкость дельца. От трудов праведных не нажить палат каменных. Русская народная пословица Традиционно образ Чичикова, главного героя поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”, принято рассматривать как однозначно отрицательный. Однако так ли герой прямолинеен и прост, чтобы причислить его к сонму хрестоматийных злодеев? Может ли […]...
- ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ПОВЕСТИ Н. С. ЛЕСКОВА “ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК” В повести “Очарованный странник” Н. Лесков создает совершенно особый, не со- поставимый ни с одним из героев русской ли- тературы образ человека, который настолько органично слит с изменчивой стихией жизни, что ему не страшно в ней потеряться. Это – Иван Северьяныч Флягин, “очарованный странник”; он “очарован” сказкой жизни, ее волшебством, поэтому для него в ней […]...
- Образ главного героя в сказке сказки “Конек-Горбунок” Сила сказки в глубоко жизненном раскрытии образа Ивана. В нем выразилась самая суть сказочной истории, вся полнота реализма Ершова. С точки зрения людей “здравого смысла”, которые мирятся с неправдой, подлаживаются, обманывают и хитрят ради житейского благополучия и покоя, Иван просто глуп. Он всегда поступает наперекор их “здравому смыслу”. Но всегда получается так, что эта Иванова […]...
- Образ и характеристика главного героя в рассказе Платова “Юшка” Образ Юшки. Главный герой рассказа – Юшка. Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви. Эта любовь истинно святая и чистая: “Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, […]...
- Образ главного героя (по поэме А. Твардовского “Василий Теркин”) Первые главы знаменитой поэмы А. Твардовского “Василий Теркин” были написаны и опубликованы в грозном 1942 году. Герой этого произведения – простой русский солдат, “обыкновенный парень” – сразу полюбился читателям, стал народным героем. Бойцы, читавшие поэму в окопах и на привале, под обстрелом и в госпиталях, верили, что Василий Теркин – не вымышленное лицо, а настоящий […]...
- Образ и черты главного героя Робинзона Крузо (Дефо Даниель) По-разному видится читателям и образ главного героя романа. Один из критиков утверждал, что, попав на необитаемый остров, Робинзон немедленно устраивается там с удобствами и начинает жарить бифштексы, другой – что он “располагается, как дома, на пустынном острове и как только встречает туземца, немедленно аннексирует его и извлекает из него максимальную пользу. По прошествии многих лет […]...
- Сочинение: Любовь в драматургии A. H. Арбузова Арбузов однажды заметил: “У меня, о чем бы ни шла речь в пьесе, каких бы профессий люди в ней ни действовали… любовь является определителем душевного состояния человека. Мне кажется, что без любви человек в мире живет вхолостую. Любовь может быть несчастливой, но даже несчастливая любовь более благо, нежели пустое, мертвое пространство вокруг человека”. С точки […]...
- Образ Митрофанушки главного героя по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Комедия “Недоросль” безоговорочно считается вершиной творчества Д. И. Фонвизина. В основу произведения положена история из жизни недоросля – подростка, несовершеннолетнего. Комедия была написана автором в 1781 году, а в 1782 году зрители увидели ее с большой сцены. В образе Митрофана, одного из главных героев комедии, автор показал невежество, грубость и деградацию дворянского сословия в России. […]...
- Оригинальное сочинение Образ главного героя в романе “Евгений Онегин” Сочинение по русскому языку 10 класс. Над романом “Евгений Онегин” Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 г. Первое упоминание о романе мы находим в письме Пушкина к Вяземскому из Одессы от 4 ноября 1823 г.: “Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах […]...
- Образ главного героя в повести А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал… А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича Главным героем повести “Один день Ивана Денисовича” А. Солженицын сознательно сделал обыкновенного мужика, которого постигла судьба, характерная для многих русских людей XX века. Иван Денисович Шухов был хозяйственным и бережливым хозяином в маленькой деревне. Когда пришла война, […]...
- Образ главного героя в повести Николая Гоголя “Тарас Бульба” Повесть “Тарас Бульба” – это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за национальное освобождение, свободу и равенство. Большое внимание в повести уделяется Запорожской Сечи. Это вольная республика, где все свободны и равны, где интересы народа, свобода и независимость выше всего на свете, где воспитываются сильные и мужественные […]...
- Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа Гончарова “Обломов” В романе “Обломов” И. А. Гончаров представил на суд читателей совершенно новые литературные образы, новую концепцию романа. Как известно, в жизни все взаимосвязано, это относится и к двум образам романа: Захару и Обломову. Захар связан с Обломовым неразрывными узами, его жизнь немыслима без доброго барина. Этот образ довольно значим в романе. Захар – слуга Ильи […]...
- Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов” Роман И. А. Гончарова, основная тема которого – обломовщина: образ жизни, для которого характерны апатия, пассивность, оторванность от действительности созерцание жизни вокруг себя при отсутствии груда и практической деятельности, выстроен как рассказ о жизненном пути Ильи Ильича Обломова с детских лет до смерти. Самый знаменитый роман писателя, как считается, с объективной точностью и полнотой изобразил […]...
- Черты характера главного героя пьесы “Машенька” Романтический отсвет – это только одна из граней характера героини. Машенька – вся земная. Чуткая, отзывчивая, она может и защитить память своего отца, и понять непростые отношения, сложившиеся в семье матери. Эта хрупкая девочка знает цену дружбе и отстаивает свое человеческое достоинство. В финале произведения перед главными героями встает вопрос, с кем быть Машеньке – […]...
- Драматургия 1950-80-х годов. Нравственные проблемы в творчестве А. Н. Арбузова 1. Центральная тема творчества Арбузова. 2. “Иркутская история” – пьеса о человеке и времени. 3. Духовное возрождение героини. Основные черты определенного эстетического течения находят в творчестве каждого писателя особое выражение, обусловленное его художественной индивидуальностью. Будучи до конца верным лирико – романтическому направлению, Алексей Николаевич Арбузов – русский советский драматург – выступает как художник, обладающий, своим […]...
- ТРАГИЗМ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ НОВЕЛЛЫ П. МЕРИМЕ “ТАМАНГО” ТРАГИЗМ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ НОВЕЛЛЫ П. МЕРИМЕ “ТАМАНГО” Известный французский писатель Проспер Мериме сыграл выдающуюся роль в утверждении критического реализма во французской литературе, заложил основы реалистической драматургии и новеллистики, одним из первых познакомил европейских читателей с русской литературой. Мериме по своим взглядам на искусство, литературу, драматургию был последователем великого Шекспира, перед талантом которого он искренне преклонялся. […]...
- Характеристика главного героя Мцыри Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез. Этими хорошо известными строками начинается рассказ о Мцыри, пленном горце, ставшем символом свободного и непокорного духа. В нескольких строках Лермонтов описывает его детство и юность. Пленного Мцыри везли из родных гор в Россию, однако по дороге он заболел. Один из монахов сжалился над […]...
- В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского “Идиот”? В одном из писем Ф. М. Достоевский признавался в своем желании изобразить “вполне прекрасного человека”. В то же время писатель сознавал, что задача эта чрезвычайно трудна. Воплощение прекрасного – это вопрос об идеале. Но в обществе, где происходит падение нравственности, где совершаются страшные преступления, такого идеала нет. Достоевский приходит к выводу, что “на свете есть […]...
- Описание образа главного героя в повести “Черный монах” Написанная в 1893 году повесть А. П. Чехова “Черный монах”, на мой взгляд, одно из лучших произведений писателя. В нем отразилась глубокая философия автора, а также те ощущения беспокойства и тревоги, которые, по воспоминаниям современников, преследовали А. П. Чехова в период написания повести. “Жизнь до такой степени пуста, что только чувствуешь, как мухи кусаются – […]...