Жанровая своеобразность пьес Кальдерона
Драма (как жанр, не путать с драмой как с родом литературы!) – это пьеса социального или бытового характера с острым конфликтом, который развивается в постоянном напряжении. Автор стремится раскрыть психологию персонажей, исследовать эволюцию их характеров, мотивацию поступков и действий. Относительно пьес Кальдерона, то их “жанровая классификация проводится в зависимости от того, к которому из полюсов, трагедийного или комедийного, тяготеют пьесы за их тематическим содержанием, тональностью, особенностями композиции, в частности развязки
Как за глотком воды можно познать вкус источника, так и за проблематикой драмы Кальдерона можно узнать о ведущих мотивах барокко.
Во времена Возрождения Шекспир устами Гамлета поет “ренессансный гимн человеку”: “Какое завершенное произведение – человек! Благородные мысли! Безграничные способности!
Весь вид, каждое движение вызывает увлечение. Поступки напоминают ангела! Бога напоминает понимание!
Украшение вселенной! Образец всего сущего!” Как говорилось,
Третья ведущая проблема барокко, внедренная в драме, – как свобода человека соотносится с волей Бога? Искусство барокко буквально пронизано аллегориями, символами и эмблемами. Вспомним цепи и тюрьму (символы неволи), которые сопровождают Сехисмундо почти до финала произведения.
Он – невольник, это уже сначала подчеркнуто Кальдероном.
Итак, постоянное стремление делать добро является необходимым условием того, чтобы человек был человеком, одолел путь от зла до добра – вот первый “рецепт” Кальдерона и одна из ведущих мыслей произведения. Вторая философская проблема времен барокко – способен ли человек победить судьбу, фатум? Помним, что Кальдерон писал во времена расцвета абсолютной монархии, когда от воли одного человека – короля, царя, императора или султана зависели судьбы миллионов людей и даже целых народов.
Итак, его драма есть социально значащей.
Можно заметить еще одну проблему – проблему чести. Здесь она ярчайше воплощена в образе Росаури, которая готова отстаивать свое достоинство с оружием в руках. Вообще у Кальдерона был целый ряд “драм чести”, да и самому писателю приходилось защищать свою честь даже в поединках.
Тем не менее в драме “Жизнь – это сон” эта проблема не является центральной. И так же, как Эдип, не убежал от своей судьбы и Басилио: даже заключив сына вторично, он получил бунт войска и второе (теперь уже вопреки его воли) возвращение “синазвира” ко дворцу. В конце концов, Басилио признал свою ошибку и приходил к выводу, что “бесполезные человеческие дела:
И стремления напрасные против
Силы высшей и причины!
Я, лишь бы от бунта и смерти
Освободить родину,
Сам и привел к тому,
Чем боялся ей навредить
Словом, чего Эдип и Басилио более всего боялись, то с ними и случилось – “судьба потащила их за собой силком” Однако все-таки Кальдерон считал, что на судьбу повлиять можно, что и воплотил в философской драме “Жизнь – это сон”