Антифашистская тема в романах Фейхтвангера

По прошествии нескольких лет Фейхтвангер понял, что людям, покинувшим Германию, предстоят еще годы изгнания. Эмиграция становится историческим периодом жизни целого поколения, периодом, полным своих проблем, коллизий и трагических судеб. Осмыслению этих проблем и судеб Л. Фейхтвангер посвящает роман “Изгнание” (1940), который, как и романы “Успех” и “Семья Оппенгейм”, уходит в трилогию “Зал ожидания”. Показательна эволюция героя Фейхтвангера: Траутвейн, композитор и литератор, либеральный интеллигент того же склада и типа,

что и Густав Оппенгейм, преодолевает политическую индифферентность и становится борцом против фашизма.

Рисуя эмигрантский Париж, Фейхтвангер показывает и гитлеровскую агентуру, преследующую антифашистов, плетущую свою коричневую паутину в самом сердце Франции.

В эмиграции писатель продолжает работу над монументальной трилогией об Иосифе Флавии, начатой романом “Иудейская война”. И, 1935 году Фейхтвангер опубликовал вторую книгу трилогии Сыновья”, за которой в 1942 году последовал роман “День придет”, впоследствии названный “Благословенная земля”.

Немалую лепту в антифашистскую

литературу вносят и другие писатели – буржуазные демократы. Однако писатели-коммунисты смогли дать исторически более правдивое и более глубокое изображение происходящих событий.

Как и в произведениях Фейхтвангера, судьба интеллигента-еврея составляет сюжетную основу драмы Ф. Вольфа “Профессор Мамлок”, написанной в 1933 году. Трагедия Оппенгеймов и Мамлоков коренилась не в их чрезмерной вере в гуманизм народа Германии, а в том, что они разделяли предрассудки большинства немецких интеллигентов, в их аполитичности. Судьба тех интеллигентов, которые, как сын Мамлока Рольф, понимают существо происходящей борьбы, складывается совершенно иначе. Конфликт между Мамлоком и Рольфом раскрывает подлинные причины трагедии старого профессора.

Умирающий Мамлок осознает правоту сына, приходит к выводу, что надо идти другой дорогой. Не случайно в первом варианте пьеса называлась “Доктор Мамлок находит выход. Трагедия западной демократии”.

Вольф смог показать не только драматизм того, что происходило в Германии, и в столкновении нескольких ярких человеческих характеров раскрыть конфликт целой эпохи, он смог также отобразить героическую борьбу антифашиста-подпольщика, создать обаятельный образ коммуниста Рольфа Мамлока.

Занимаясь активной антифашистской работой, Ф. Вольф продолжает в годы эмиграции столь же активную литературную деятельность. Он создает очень острую драму о восстании рабочих венского предместья “Флорисдорф” (1935) и целый ряд антифашистских пьес: “Троянский конь”, “Корабль на Дунае”, “Патриоты”, “Доктор Лили Ваннер”, “Что человек посеет”. Деятельности революционера в эмиграции и нелегальной антифашистской борьбе в Германии Вольф посвятил роман “Двое на границе”.

Это произведение принадлежит к числу наиболее интересных и важных литературных документов немецкой эмиграции. Написанное еще накануне мюнхенского сговора, оно поражает глубоким проникновением в психологию различных социальных слоев Европы. Роман полон тревоги и предчувствия надвигающейся европейской трагедии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Антифашистская тема в романах Фейхтвангера