Тема истории Германии в литературе



Свой вклад в разработку темы внесли и искусство, и наука, и критика. В театрах были вновь поставлены такие пьесы, как “Кацграбен” Эрвина Штритматтера, “Фрау Флинц” Гельмута Байерля, “Рвач” и “Поправка к плану” Хайнера Мюллера и Инге Мюллер, появились инсценировки произведений, написанных еще в 50-е годы, но вызвавших тогда споры (“Крестьяне” X. Мюллера), ряд пьес был переработан или в них включались новые сцены, отражавшие уже взгляды 70-х годов (“Битва” и “Трактор” X. Мюллера). Таким был вклад театрального искусства

в разработку темы истории Германии.

Два момента определили интерес к этой теме. Во-первых, это было проявлением стремления – совпавшего с определенной переориентацией театра “Берлинер ансамбль” и поисками нового подхода к постановкам пьес Брехта – воспользоваться теми ценностями из художественного наследия Германии, которые сохранили свою актуальность для решения проблем общества развитого социализма. Заявляло о себе желание впервые взглянуть на развитие искусства Германии как на собственно исторический процесс.

Это новое открытие или переоценка творческих достижений прежних

лет продолжается и поныне. Второй момент 94 был обусловлен потребностью глубже осмыслить историю войны и фашизма, глубже понять искажение человеческой психики и поведения в повседневности “обыкновенного фашизма”, чтобы передать осознанный личный и исторический опыт молодому поколению читателей, выросших и воспитанных уже при социализме.

Широко обсуждался роман Кристы Вольф “Пример одного детства”. Еще в 1976 году Криста Вольф в одном из выступлений отметила, что у нее есть “ощущение пробела, будто чего-то не хватает, о чем, как мне кажется, читатели за пределами нашей страны знают больше, а ведь хочется знать, что же, собственно, происходило тогда в душах людей”. Острая дискуссия вокруг романа Кристы Вольф разгорелась в связи с выходом “Контрвоспоминаний” Аннемари Ауэр, которая противопоставила подчеркнуто субъективному подходу Кристы Вольф к событиям прошлого рассмотрение этих событий с позиций активного антифашизма 96.

Эмоциональная острота полемики привела к тому, что речь в ней шла не столько о действительно справедливых критических выступлениях, сколько о выступлениях в защиту Кристы Вольф или же Аннемари Ауэр 97. Поэтому фактически без внимания остался важный аспект прочтения этой книги, о котором еще до дискуссии Герман Кант в журнале “Зинн унд форм” сказал так: “Подчеркнутая интроспективность повествования, однако, вместе с тем вновь и вновь возвращает нас на места исторических событий, окунает нас в историю и буквально обязывает почувствовать свою “личную причастность” к ней. История – таков для нас урок книги – обращена к нам”.

Эта “обращенность истории к нам” характеризует именно тот момент, благодаря которому такие произведения, как “Двадцать два дня, или Половина жизни” Ф. Фюмана, “Битва” X. Мюллера, “Остановка в пути” Г. Канта и, наконец, “Вечерний свет” С. Хермлина, привлекли к себе интерес общественности, отвечая потребности в коллективном осмыслении; с другой стороны – обществу нужны именно такие книги и пьесы, поскольку благодаря им литература становится важным органом жизнедеятельности общества.

Такое функционирование литературы всегда подразумевает критическое отношение к достигнутым результатам, которое позволяет выдвигать новые конструктивные предложения. Выступая на совещании руководителей партии с деятелями культуры и искусства (1979), покойный президент Академии искусств Германии Конрад Вольф подчеркнул необходимость того живейшего контакта между искусством и обществом, образец которого дал В. И. Ленин на примере своего отношения к Горькому или в статьях, анализировавших творчество Л. Н. Толстого. Конрад Вольф следующим образом сформулировал поставленную задачу: “Общественное внимание, общественный климат, общественное мнение – я подчеркиваю: общественное! – должны быть требовательны к искусству и литературе и должны помогать им…

Отношение к искусству должно стать здравым и простым, как тому и надлежит быть в нашей повседневности, в нашем обществе”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема истории Германии в литературе