Характеристика героев по произведению Фейхтвангера “ЕВРЕЙ ЗЮСС” &;#124; ЙОЗЕФ ЗЮСС ОППЕНГЕЙМЕР
ЙОЗЕФ ЗЮСС ОППЕНГЕЙМЕР
Йозеф Зюсс Оппенгеймер – образ, реально существовавший в истории. Человек с таким именем родился в 1692 г. и был повешен 4 февраля 1738 г. Зюсс – удачливый и богатый финансист, выставляющий напоказ свою роскошную жизнь. В своем романе Фейхтвангер вновь выводит образ предпринимателя. Но это уже иное решение образа по сравнению с образом предпринимателя в его драмах.
Зюсс – ловкий придворный, сластолюбец и эгоист. Он скорее подл, чем интересен при всей своей энергии и быстром изворотливом уме. Его, как и
Добиваясь расположения Карла-Александра, Зюсс нередко играет роль шута при дворе, терпеливо снося оскорбления и презрение придворных. И, конечно, в том, что страна “стонала под давящим гнетом”, что
Но по воле автора Зюсс окажется “преображенным”, “просветленным” тяжелыми обстоятельствами жизни. По-видимому, натура Зюсс не исчерпывалась его подлыми деляческими чертами. Где-то подспудно в нем жила тяга к познанию истин жизни.
Недаром он так любил беседовать с мудрым рабби Габриелем, воспитателем Ноэми, его дочери, которую Зюсс прятал от всех. Завистники подсказывают сладострастнику-герцогу, что его приватный банкир имеет красивую дочь. Спасаясь от домогательств Карла-Александра, Ноэми погибает. После ее трагической смерти в душе Зюсса словно всходят семена, которые заронил в нее еврейский мудрец Габриель.
Зюсс, всегда тайно ненавидевший герцога, хладнокровно и метко наносит ему заранее рассчитанный удар именно тогда, когда, казалось, герцог был на грани полного осуществления всех своих честолюбивых замыслов. Будучи в курсе католического заговора, направленного против конституции страны, Зюсс выдает все планы вооруженного переворота членам ландтага. Карл-Александр, сраженный страшным известием, умирает, а Зюсс оказывается в тюрьме, куда после смерти герцога его заточила местная знать.
И вот наступает момент, когда герой переходит от действия к полной пассивности. Он спокоен и кроток в своем заключении, так как открыл для себя единственно верную, как он считал, истину жизни: все “тлен, прах и суета сует”. Скепсис героя отражает его разрыв с миром беззаконий и преступлений. Таинственный духовный мир с его глубиной и непостижимостью, мучительными вопросами и откровениями – вот то, что Фейхтвангер оставляет Зюсса в качестве вечного утешения.
После казни Зюсса его тело снимают с виселицы единоверцы-евреи. Зюсса хоронят со всеми почестями. Похоронное шествие символизирует некое мистическое единство еврейского населения, объединение людей на почве единой веры, одного языка, независимо от их классовых интересов.